Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2021 года по административному делу N 2а-283/2021 по административному исковому заявлению Долматова Алексея Васильевича к ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова", главному врачу ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" Карапетяну Тамази Дарчовичу, УФСИН России по "адрес", ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, Капитоновой К. Ю. о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск с учетом уточнения требований заявлен по тем основаниям, что Долматов А.В, отбывающий наказание в исправительном учреждении, имеет ряд хронических заболеваний, отнесенных к неврологии, однако врачом-неврологом 13.10.2020 ему было отказано в приеме и назначении лечения, несмотря на наличие жалоб на состояние здоровья. Долматов А.В. просил суд признать бездействие врача-невролога Капитоновой К.Ю, выразившееся в неоказании ему 13.10.2020 медицинской помощи, незаконным; признать незаконными действия (бездействие) филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России в части несоблюдения требований сохранения в тайне от 3-х лиц данных о состоянии здоровья и диагнозах пациентов при проведении приемов врачами-специалистами при посторонних лицах.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2021 года, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, выразившееся в отказе от осмотра Долматова А.В. врачом-неврологом, на ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России и УФСИН России по Республике Карелия возложена обязанность обеспечить прием врачом-неврологом Долматова А.В.
На вступившие в законную силу судебные постановления ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Статьей 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1); порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 7).
В силу части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, предусмотрено, что в исправительных учреждениях осуществляются медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).
Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы (пункт 127).
Правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 (далее - Порядок N 285).
Согласно пункту 2 Порядка N 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Как следует из материалов дела, 16.07.2020 Долматов А.В, осужденный к лишению свободы, прибыл в ФКЛПУ РБ-2 У ФСИН России по Республике Карелия, на территории которого медико-санитарное обеспечение осужденных осуществляют сотрудники филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России.
В период с 16.07.2020 по 13.11.2020 Долматов А.В. проходил лечение в терапевтическом отделении филиала "Больница" с диагнозом "данные изъяты"
Предыдущий осмотр Долматова А.В. врачом-неврологом состоялся 18.04.2019, диагноз: "данные изъяты"
27.08.2020 Долматов А.В. осмотрен врачом-терапевтом, рекомендован осмотр врачом-неврологом.
01.09.2020 Долматов А.В. в связи с отсутствием в штате филиала врача-невролога был осмотрен врачом-психиатром-неврологом Курносовой К.Ю. При осмотре предъявил "данные изъяты"
В связи с отсутствием в штате филиала врача-невролога для оказания консультативной помощи в филиал была направлена врач-невролог Капитонова К.Ю, которая 13.10.2020 осуществляла прием пациентов, записанных на консультацию к врачу-неврологу.
13.10.2020 Долматов А.В. самостоятельно обратился к Капитоновой К.Ю. с просьбой о приеме, в котором она отказала в связи с отсутствием его в списках пациентов, нуждающихся в консультации врача-невролога.
10.12.2020 Долматов А.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд первой инстанции, удовлетворяя частично заявленные требования, исходил из того, что доводы административного истца о неоказании ему надлежащей медицинской помощи по профилю "неврология" нашли свое подтверждение в материалах дела.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия признала выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при рассмотрении административных дел, связанных с непредставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 84 К АС РФ).
В полном соответствии с указанными разъяснениями суд первой инстанции, исследовав показания сторон и свидетелей, медицинские документы в отношении Долматова А.В, пришел к правильному выводу о том, что качество оказанной Долматову А.В. медицинской помощи не соответствовало порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи.
Так, из материалов дела следует, что у Долматова А.В. имеются "данные изъяты" "данные изъяты"
Действительно, в материалы дела представлены доказательства того, что врач-психиатр Курносова Н.И. имеет необходимый уровень профессионального образования для работы в должности врача-невролога. Однако трудовой договор с ней от 01.01.2014 N 6 заключен только на исполнение обязанностей начальника отделения - врача-психиатра психоневрологического отделения филиала, согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 16.11.2017 N б/н Курносова Н.И. принята на работу в терапевтическое отделение филиала на должность врача-психиатра.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются: наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Поскольку ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России на Курносову Н.И. обязанность по оказанию медицинской помощи пациентам по профилю "неврология" ни дополнительным соглашением к трудовому договору, ни назначением ее на должность врача-невролога в соответствии со штатным расписанием не возложена, постольку отсутствуют правовые основания для осуществления Курносовой Н.И. профессиональной деятельности в рамках заключенного с ней трудового договора на оказание медицинской помощи пациентам по профилю "неврология". Указанная правовая позиция поддерживается и Территориальным органом Росздравнадзора по Республике Карелия (письмо от 17.08.2021 N И10-978/21).
Следовательно, ссылки административного ответчика на медицинский осмотр Долматова А.В, осуществленный 01.09.2020 врачом-психиатром Курносовой Н.И, как на доказательство отсутствия необходимости проведения консультации Долматову А.В. 13.10.2020 врачом-неврологом Капитоновой К.Ю. являются несостоятельными.
При этом из представленных ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России сведений об осуществлении медицинских осмотров Долматова А.В. врачом- неврологом от 13.05.2021 и от 16.07.2021 следует, что Долматов А.В. страдает заболеваниями по профилю "неврология" и ему назначено медикаментозное лечение.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Долматову А.В. в период нахождения в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ- 10 ФСИН России с 16.07.2020 по 13.11.2020 не была оказана надлежащая медицинская помощь по профилю "неврология", является верным.
Осуществление осмотра Долматова А.В. врачом-неврологом после вынесения решения судом первой инстанции может свидетельствовать о добровольном исполнении ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России решения суда, но не является основанием для отмены решения суда первой инстанции или прекращения производства по делу.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности вывода суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2021 года по административному исковому заявлению Долматова А. В. к ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова", главному врачу ГБУЗ РК "Республиканская больница им. В.А. Баранова" Карапетяну Т. Д, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, Капитоновой К. Ю. о признании незаконными действий (бездействия), оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 16 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 20 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.