Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной инспекции труда в Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 апреля 2021 года по административному делу N 2а-3672/2020 по административному исковому заявлению государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Мурманский областной клинический многофункциональный центр" о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной клинический многофункциональный центр" (далее ГОБУЗ "МОКМЦ", Учреждение) обратилось в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области от 11 августа 2020 года N 51/6-1954-20- ПВ/12-3597-И/25-29.
В обоснование заявленных требований указали, что по результатам проверки, проведенной должностным лицом ГИТ в Мурманской области, Учреждению было выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового законодательства. Оспариваемым предписанием на ГОБУЗ "МОКМЦ" возложена обязанность в срок до 25 августа 2020 года выплатить работникам Учреждения стимулирующую выплату за работу в апреле-мае 2020 года с пациентами с подтвержденным диагнозом СОVID-19. Полагают, что предписание является незаконным, поскольку указанным актом на административного истца возложена обязанность произвести стимулирующую выплату работникам пульмонологического отделения, которое не было перепрофилировано для лечения пациентов с СОVID-19. Работникам данного отделения стимулирующая выплата производится за фактически отработанное время. На основании постановления Правительства Мурманской области от 27 мая 2020 года Учреждением указанным работникам произведен перерасчет стимулирующей надбавки, которая выплачена с учетом надбавки за работу в условиях Крайнего Сервера.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 апреля 2021 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области 11 августа 2020 года N 51/6-1954-20-ПВ/12-3597-И/25-29.
В кассационной жалобе, поданной 11 октября 2021 года через Октябрьский районный суд города Мурманска, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 октября 2021 года Государственная инспекция труда в Мурманской области просит об отмене судебных постановлений, и вынесении нового решения об отказе удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам по делу. Указали, что выплаты должны производится без учета фактически отработанного времени независимо от количества смен и/или часов за риск работы с больными новой короновирусной инфекцией. В ходе проверки выявлено очевидное нарушение трудового законодательства в отношении сотрудников ГОБУЗ "МОКМЦ", выразившееся в выплате стимулирующей выплаты пропорционально отработанному времени.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, на основании приказа руководителя Федеральной службы по труду и занятости Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 августа 2020 года N 157 руководителем ГИТ в Мурманской области издано распоряжение (приказ) от 07 августа 2020 года N 51/6-1954-20ПВ/12-3563-И/25-29 о проведении внеплановой, выездной проверки ГОБУЗ "МОКМЦ".
На момент проведения проверки сотрудники Туркина А.А, Корсакова С.А, Галова Н.В, Пономарева А.Н, Лазуренко О.В, Черникова А.В, Беленкова О.В, Маркова Н.А. являлись работниками Родильного дома N 3 ГОБУЗ "МОКМЦ", Шильникова В.И, Александрова Г.В, Кашпанова А.В, Нениволина Л.Н, Григорьева Л.М, Акименкова А.Н, Ворожцова Г.Н, Борофкова Н.В, Марченко Е.С, Николаева Т.Л. - работниками пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ".
По итогам проведения поверки ГИТ в Мурманской области, прошедшей в период с 10 по 11 августа 2020 года, составлен акт проверки от 11 августа 2020 года N 51/6-1954-20-ПВ/12-3596-И/25-29, в соответствии с которым установлены факты нарушения ГОБУЗ "МОКМЦ" требований трудового законодательства ч. 1 ст. 129 ТК РФ, п. 11, пп "в", п. 12 Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484, Постановления Правительства РФ от 15 мая 2020 года N 678, пп. 4.2.1 Постановления Правительства Мурманской области N 243 - ПП от 23.04.2020 года.
Главным государственным инспектором труда ГИТ в Мурманской области Стрижкиным И.И. в отношении ГОБУЗ "МОКМЦ" вынесено предписание от 11 августа 2020 года N 51/6-1954-20-ПВ/12-3597-И/25-29 об устранении нарушения трудового законодательства.
Указанным предписанием на ГОБУЗ "МОКМЦ" возложена обязанность в срок до 25 августа 2020 года во исполнение требований части 1 статьи 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 11, подпункта "в" пункта 12 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 484, подпункта 4.2.1 постановления Правительства Мурманской области от 23 апреля 2020 года 234-ПП произвести следующим работникам ГОБУЗ "МОКМЦ" выплату стимулирующую характера за работу с пациентами с подтвержденным диагнозом СОVID-19: Шильниковой В.И. за работу в мае 2020 года в размере 20 309 рублей 71 копейку; Александровой Г.В. за работу в мае 2020 года в размере 87 785 рублей 84 копейки; Кашпановой А.В. за работу в мае 2020 года в размере 20 309 рублей 71 копейку; Нениволиной Л.Н. за работу в мае 2020 года в размере 42 125 рублей 08 копеек; Григорьевой Л.М. за работу в мае 2020 года в размере 69 530 рублей 47 копеек; Акименковой А.Н. за работу в мае 2020 года в размере 46 795 рублей 81 копейку; Ворожцовой Г.Н. за работу в мае 2020 года в размере 53 426 рублей 70 копеек; Борофковой Н.В. за работу в мае 2020 года в размере 91 159 рублей 79 копеек; Марченко Е.С. за работу в мае 2020 года в размере 37 322 рубля 91 копейку; Николаевой Т.Л. за работу в мае 2020 года в размере 103 632 рубля 60 копеек; Галовой Н.В. за работу в апреле 2020 года в размере 129 981 рубль 60 копеек; Корсаковой С.А. за работу в апреле 2020 года в размере 126 553 рубля 70 копеек; Туркиной А.А. за работу в апреле 2020 года в размере 134 521 рубль 30 копеек; Пономаревой А.Н. за работу в апреле 2020 года в размере 123 218 рублей 50 копеек; Лазуренко О.В. за работу в апреле 2020 года в размере 77 822 рубля 31 копейку; Черниковой А.В. за работу в апреле 2020 года 78 285 рублей 43 копейки; Беленковой О.В. за работу в апреле 2020 года в размере 78 285 рублей 43 копейки; Марковой Н.А. за работу в апреле 2020 года в размере 78 980 рублей 28 копеек.
Указанное предписание было направлено на выплату сотрудникам стимулирующих выплат за работу в апреле - мае 2020 года в недостающей сумме.
Удовлетворяя заявленные требования и принимая решение о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 11 августа 2020 года N 51/6-1954-20- ПВ/12-3597-И/25-29, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии допущенного ГОБУЗ "МОКМЦ" конкретного нарушения, предусмотренного трудовым законодательством и являющегося обязательным. Судом сделан вывод о том, что в предписании не был исследован вопрос об отнесении указанных работников Родильного дома N 3 и пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ", к числу работников, которым должны быть выплачены стимулирующие выплаты с учетом требований пункта 4.2.1 постановления Правительства Мурманской области от 23.04.2020 N 243-ПП.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и оставляя без изменения решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 ноября 2020 г, указал, что койки пульмонологического отделения не были перепрофилированы для лечения пациентов с СОVID-19, и пришел к выводу о том, что начисления выплат стимулирующего характера вне зависимости от отработанного времени противоречат актам, изданным на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484.
Между тем при рассмотрении дела суды не учли следующее.
В силу статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан в том числе, соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 147 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 и от 12 апреля 2020 г. N 484 (далее соответственно - постановления Правительства РФ N 415 и N 484) в 2020 г. осуществляются выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Источником финансирования указанных стимулирующих выплат определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 484 были утверждены Правила предоставления в 2020 г. иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно подпункту "б" пункта 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: врачам - 80 000 рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц.
В силу пункта 12 Правил локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает:
а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера;
в) в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время, но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил;
г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.
Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2020 года N 678 в Правила внесены изменения действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020, в подпункте "в" пункта 12 слова "за фактически отработанное время" исключены.
Приложением N 5 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19" утверждены основные принципы организации медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией СОVID-19 в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в частности, пунктами 1.1 и 1.2 которого руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья предложено провести корректировку схем перепрофилирования медицинских организаций для госпитализации пациентов, предусмотрев создание условий их изолированного пребывания в стационарных условиях, специально созданных для пациентов, а также утвердить схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ среднетяжелого или тяжелого течения, тяжелыми и (или) осложненными формами гриппа и внебольничной пневмонией в медицинские организации, осуществляющие медицинскую помощь в стационарных условиях, определенные для данного контингента пациентов, с назначением ответственных лиц, исключив возможность госпитализации указанных пациентов в терапевтические, пульмонологические отделения и отделения анестезиологии и реанимации иных медицинских организаций.
Согласно постановления Правительства Мурманской области от 08.04.2020 N 189-ПП "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", принятого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией" и действовавшего в период возникновения правоотношений, установлены ежемесячные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, относящимся к лицам чрезвычайно высокого профессионального и высокого профессионального риска, а также фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, оказывающим, участвующим, обеспечивающим условия для оказания медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Постановлением Правительства Мурманской области от 23.04.2020 N 243-ПП "Об установлении в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", в целях стимулирования работников медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19" установлены на период с апреля по октябрь 2020 года ежемесячные выплаты стимулирующего характера медицинским и иным работникам, учреждений подведомственных Министерству здравоохранения Мурманской области, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях в следующих размерах на 1 ставку: врачам - 80000 рублей; среднему медицинскому персоналу - 50000 рублей; младшему медицинскому персоналу - 25000 рублей.
Действие пункта 1.1 настоящего постановления распространено на медицинских работников:
2.1. Патологоанатомических (судебно-медицинских) отделений, выполняющих вскрытие трупов людей, погибших от новой коронавирусной инфекции, и подготовку к захоронению.
2.2. Развернутых в соответствии с распорядительным актом Министерства здравоохранения Мурманской области отделений (палат) для дифференциальной диагностики внебольничных пневмоний средней и тяжелой степени тяжести, оказывающих помощь лицам с установленным диагнозом COVID-19 до перевода их в специализированное отделение.
2.3. Специально выделенных по предписанию Главного государственного санитарного врача отделений учреждения для изоляции пациентов с легкими (субклиническими) и бессимптомными формами COVID-19 и пациентов, контактировавших с пациентами с COVID-19.
Согласно пункта 4.2.1 размер выплат стимулирующего характера устанавливается в соответствии с занимаемой должностью исходя из размеров, установленных пунктом 1 настоящего постановления, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.
Выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с локальными правовыми актами медицинской организации, согласованными с Министерством здравоохранения Мурманской области.
Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 20.04.2020 N 209 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 18.03.2020 N 128 "О временном порядке маршрутизации пациентов по отдельным заболеваниям по профилю "инфекционные болезни", с 24 апреля 2020 года в ГОБУЗ "МОКМЦ" организовано оказание специализированной медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с новой коронавирусной инфекцией СОVID-19, в том числе с перепрофилированием коечного фонда (20 коек), на базе Родильного дома N 3.
Из разъяснений Министерства здравоохранения Российской Федерации, изложенных в письме от 21 мая 2020 г. N 16-3/И/1-6965 следует, что в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) установлены стимулирующие выплаты работникам здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных выплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, которые установлены пунктом 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются "единовременными", выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 08.05.2020 N 247, приказом ГОБУЗ "МОКМЦ" от 08.05.2020 N 245/3 на базе пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ" организовано 7 отдельных изолированных (диагностических палат) на 19 мест для дифференциальной диагностики внебольничных пневмоний в пределах коечного фонда отделения.
Судами установлено, что во исполнение постановлений Правительства Мурманской области от 08.04.2020 N 189-ПП, от 23.04.2020 N 243-ПП приказом ГОБУЗ "МОКМЦ" от 29.04.2020 N 228 утвержден перечень структурных подразделений и должностей работников структурных подразделений ГОБУЗ "МОКМЦ", оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, а также размер выплаты по занимаемой должности и срок такой выплаты, в частности, в данный перечень включены должности работников Родильного дома N 3 и пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ".
Этим же приказом установлены выплаты стимулирующего характера согласно постановлению Правительства Мурманской области от 08.04.2020 N 189-ПП работникам Родильного дома N 3, начиная с 24.04.2020 и до особого распоряжения Правительства Мурманской области, работникам пульмонологического отделения - с 01.04.2020 до особого распоряжения Правительства Мурманской области, а также согласно постановлению Правительства Мурманской области от 23.04.2020 N 243-ПП медицинским работникам Родильного дома N 3 по должности "врач-акушер-гинеколог", "акушерка", санитарка", начиная с 24.04.2020 по 30.06.2020.
Впоследствии, приказами Учреждения от 22.05.2020 N 271, от 29.06.2020 N 332, 02.07.2020 N 339 перечень структурных подразделений и должностей работников структурных подразделений ГОБУЗ "МОКМЦ" расширен.
Сделав вывод о том, что государственным инспектором не был исследован вопрос об отнесении указанных им в предписании работников Родильного дома N 3 и пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ", к числу работников, которым должны быть выплачены стимулирующие выплаты с учетом требований пункта 4.2.1 постановления Правительства Мурманской области от 23.04.2020 N 243-ПП, судами не были приняты во внимание приказы ГОБУЗ "МОКМЦ" от 29.04.2020 N 228, от 22.05.2020 N 271, от 29.06.2020 N 332, 02.07.2020 N 339 на основании которых работникам Родильного дома N 3 и пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ" уже установлены выплаты стимулирующего характера из фактически отработанного времени.
Кроме того, судами не дана оценка тому, что ежемесячная выплата надбавок стимулирующего характера медицинским и иным работникам Родильного дома N 3 за работу с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, осуществлялась за счет средств федерального бюджета на 1 ставку вне зависимости от отработанных часов/смен, поскольку на базе Родильного дома N 3 было произведено перепрофилирование коечного фонда и организовано непосредственное лечение больных с подтвержденным диагнозом COVID-19 в условиях стационара. Медицинским и иным работникам пульмонологического отделения ГОБУЗ "МОКМЦ" ежемесячная выплата надбавок стимулирующего характера производилась за счет средств федерального бюджета за фактически отработанное время в соответствии с пунктом 4.2.2 постановления Правительства Мурманской области от 23.04.2020 N 243-ПП, при этом, сделан вывод об отсутствии нарушений трудового законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, указав, что койки пульмонологического отделения не были перепрофилированы для лечения пациентов с COVID-19, не принял во внимание обстоятельство того, что работники данного отделения относятся к лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время.
В соответствии с приведенными правовыми нормами обязанностью суда является установление всех обстоятельств дела, в том числе и установление обстоятельства законности соблюдения прав лиц, которым назначены надбавки стимулирующего характера не в полном размере на что направлено оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Мурманской области.
Между тем суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца названные требования процессуального закона не выполнил.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил, несмотря на установленную частями 1 и 2 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность осуществить проверку судебных актов по апелляционным жалобам в полном объеме и оценить имеющиеся в деле доказательства, а частью 3 статьи 311 Кодекса - указать мотивы, по которым доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Поскольку допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, без их устранения невозможна защита охраняемых законом интересов административного истца, судебный акты суда первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлению в Октябрьский районный суд города Мурманска на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 23 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 28 апреля 2021 года по административному делу N 2а-3672/2020 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.