Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 09 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года по административному делу N 2а-328/2021 по административному исковому заявлению Королевой А. В. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации Волховского муниципального района N 639 от 06.03.2020 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - Кротовой Е.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королева А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, указав в обоснование заявленных требований, что она является многодетной матерью, со своей семьей (муж и трое "данные изъяты" детей) зарегистрирована в коммунальной квартире по адресу: "адрес"А, "адрес", в комнате площадью 7, 5 кв.м.
Согласно Решению Муниципалитета города Волхова Ленинградской области от 04.10.2005 N 38 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учётной нормы площади жилого помещения", учетная норма площади жилого помещения в городе Волхов установлена в размере 9 кв.м. В связи с чем семья административного истца не обеспечена площадью, согласно учетным нормам площади жилого помещения установленных в городе Волхов.
В феврале 2020 года ею подано заявлении о постановке ее семьи на учет, как граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации N 639 от 06.03.2020 г. в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении было отказано. Основанием для отказа указана ст. п.п 3 п.1 ст.54 ЖК РФ, п.п "в" п. 7 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89- оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области, учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального права", так как не представлены 5 документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом ею был предоставлен полный пакет документов в администрацию, который был необходим для постановки на учет.
Квартира в д. "адрес", в которой она и ее дочь Макленкова В, 2003 г.р, были прописаны до регистрации в г. Волхов, в 2016 г. признана аварийной. Супруг был прописан у своих родителей вместе с сыном "данные изъяты" и дочерью "данные изъяты" без каких-либо прав. В городе Волхов они живут и работают с 31.08.2012, что подтверждается справкой из школы "Волховской среднеобразовательной школы" N 7. Переезд был связан с тем, что в д. Ольеши не было возможности трудоустроиться, не было средств к существованию.
На основании изложенного административный истец (в редакции уточненного административного искового заявления) просила суд:
- признать незаконным отказ администрации Волховского муниципального район Ленинградской области в принятии ее и её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;
- обязать администрацию Волховского муниципального район Ленинградской области поставить её семью в количестве 5 человек: Королева А.В, Королев А.Е. (муж), Макленкова В.В, 2003 г.р.(дочь), "данные изъяты" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по нормам социального найма, с момента подачи заявления о принятии их на учет как нуждающихся.
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 09 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года, административные исковые требования Королевой А. В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным постановление администрации Волховского муниципального района от 06 марта 2020 г. N 639 "Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся Королевой А. В.". Этим же решением суд обязал администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав Королевой А.В. путем повторного рассмотрения заявления Королевой А.В. от 11 февраля 2020 года о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В удовлетворении остальной части требований отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях А имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 1.1 Решения Совета депутатов муниципального образования г. Волхов от 29 июня 2015 года N 41 величина порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования город Волхов установлена в размере 13 600 рублей, и определяется в соответствии с Приложением N 1 к настоящему решению.
Порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, установлен Областным законом Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" из статьи 3 которого следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 или 2 статьи 2 настоящего областного закона на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Заявление о принятии на учет подписывается всеми совершеннолетними дееспособными членами семьи и представляется гражданами непосредственно в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр. Заявление о принятии на учет недееспособных граждан представляется их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:
а) не представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя;
б) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
в) не истекло пять лет со дня совершения гражданами намеренных действий, в результате которых такие граждане могли быть признанными нуждающимися в жилых помещениях;
г) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и(или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документов или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются
на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, по смыслу ст. 53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции 11 февраля 2020 года Королева А.В. обратилась в администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о признании её и членов её семьи, нуждающимися в жилом помещении (т. 1 л.д. 99).
Согласно справке Ф.9 (т.1 л.д. 114) Королева А.В. и члены её семьи: муж Королев А.Е, "данные изъяты", "данные изъяты". с 17 января 2019 года зарегистрированы по адресу: "адрес"А, "адрес", где им на праве долевой собственности принадлежит 1 комната жилой площадью 7, 5 кв.м в пятикомнатной коммунальной квартире.
Как следует из объяснений административного истца и подтверждается представленными справками об обучении "данные изъяты", в МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа N 7 г. Волхова" в период с 31.08.2012 г. по 29.08.2014 г, в МОБУ "Средняя общеобразовательная школа N 8 г. Волхова" в период с 29.08.2014 по 09.11.2017 г, в МОБУ "Волховская средняя общеобразовательная школа N 5 в период с 09.11.2017 по 31.08.2019 (т.1 л.д. 17-19) семья Королевых фактически проживает в г. Волхове Ленинградской области с 2012 г.
Также судом установлено, что до переезда в г. Волхов, семья Королевых сначала проживала в д. "адрес", затем в "адрес". Какого-либо недвижимого имущества семья Королевых в собственности не имела. При этом в период с 16.08.2000 г. до 17.01.2019 г. административный истец Королева А.С. и её дочь Макленкова В.В. были зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", что подтверждается архивной справкой (т. 1 л.д 15).
Данное жилое помещение постановлением главы администрации Лидского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области N 90 от 22 июня 2016 года было признано непригодным для проживания в связи с выявлением факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик (т. 1 л.д. 120).
Постановлением администрации Лидского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области N 195 от 01.11.2017 г. Королева А.В, её дочь Макленкова А.В. поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
То обстоятельство, что органы местного самоуправления Лидского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области не приняли решения в отношении Королевой А.В. после её выезда на постоянное место жительства в другое муниципальное образование не может влиять на жилищные права Королевой и её детей в городе Волхов Ленинградской области.
Муж административного истца - Королев А.Е. и их двое "данные изъяты" до 17.01.2019 г. были зарегистрированы по месту жительства родителей Королева А.Е. по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Долевыми собственниками указанной квартиры являются родители Королева А.Е. - Королева А.С. и Королев Е.В. (т. 1 л.д. 118).
Сведений о том, что семья административного истца до регистрации в г. Волхов проживала вместе с родителями Королева А.Е. и вела совместное хозяйство, в материалах дела не имеется, как не имеется сведений о том, выяснялся ли комиссией вопрос имеются или нет основания для постановки Королева А.Е. на учет как лица, не являющегося членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает.
Таким образом, сведений о правах истицы и членов её семьи на жилые помещения в других муниципальных образованиях, а также о намеренном ухудшении Королевой А.В. и членами её семьи жилищных условий в материалах дела нет.
Обстоятельства исполнения административным истцом и членами его семьи требований норм ст. 6 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" N 5242-1 от 25.06.1993, по их регистрации по месту жительства, не могут расцениваться как умышленные действия административного истца и членов ее семьи, подпадающие под нормы ст. 53 ЖК РФ.
Как следует из постановления администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N 639 от 06.03.2020 г. Королевой А.В. было отказано по основаниям пп. 3 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, пп. "в" п. 7 ст. 3 Закона Ленинградской области от 26.10.2005 N 89-оз, т.к. не представлены документы, подтверждающие право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (т. 1 л.д. 10).
В период судебного разбирательства постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N 2470 от 08.09.2020 в постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области N 639 от 06.03.2020 г. внесены изменения, в части оснований отказа, в виде замены слов "так как не представлены документы подтверждающие право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" на слова "не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок" (т. 1. л.д. 147).
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя требования административного истца частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, поскольку из постановления не ясно, по каким именно основаниям заявителю отказано в постановке на учет.
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда с данными выводами районного суда согласилась, поскольку они постановлены при правильном определении и установлении всех имеющих правовое значение для дела обстоятельств, правильном применении и толковании судом норм материального права, выводы суда основаны на доказательствах, непосредственно исследованных судом и оцененных им в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы, о том, что судом не учтен факт не предоставления справки о доходах семьи за 2 года предшествующие месяцу подачи заявления о постановке на учет отклонены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку, как следует из материалов дела, данный вопрос при вынесении оспариваемого постановления не исследовался.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 09 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года по административному исковому заявлению Королевой А. В. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным постановления администрации Волховского муниципального района N 639 от 06.03.2020 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязании устранить допущенное нарушение прав, оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Волховского городского суда Ленинградской области от 09 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 июля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.