Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Василаке И. И. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2021 года по административному делу N 2а-2320/2021 по административному исковому заявлению Карельской таможни к Василаке И. И. о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Карельской таможни Воробьевой А.Б, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Карельская таможня обратилась в Сортавальский городской суд Республики Карелия с административным иском, в котором просили взыскать с Василаке И.И. пени за период с 09.06.2009 года по 12.08.2019 года в размере 159 985 руб. 13 коп.
В обоснование требований указали, что 08.06.2009 года Карельской таможней было направлено требование об уплате таможенных платежей N 157 Василаке И.И. на общую сумму 227 850 руб. 68 коп. (198 655 руб. 02 коп. - таможенные платежи, 29 195 руб. 66 коп. - пени за период с 05.06.2008 по 08.06.2009) в связи с обманным использованием документов и недостоверным декларированием при ввозе автомобиля на территорию Российской Федерации, задолженность по которой была взыскана в полном объеме через территориальные подразделения УФССП России по Республике Карелия. Денежные средства поступали согласно представленному административным истцом графику в период с 14.12.2010 по 12.08.2019 год. В соответствии со ст. 74 Закона Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И, в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09.06.2009 (следующий день начисления пеней после ранее выставленного таможенным органом требования об уплате таможенных платежей от 08.06.2009 N 157) по 12.08.2019 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985 руб. 13 коп, в связи с чем, 12.09.2019 в адрес Василаке И.И. было направлено уведомление N/ N. Задолженность в установленный законом срок не уплачена.
12.11.2019 судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985 руб. 13 коп. Определением от 25.11.2019 мировым судьей судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника.
Определением суда от 10.03.2020 административное дело направлено по подсудности в Выборгский городской суд Ленинградской области для рассмотрения по существу.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 05.08.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением Ленинградского областного суда от 11.03.2021 решение суда отменно, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2021 года, исковые требования Карельской таможни к Василаке И. И. о взыскании пени на задолженность по таможенным платежам удовлетворены. С Василаке И. И. в пользу Карельской таможни взысканы пени за период с 09 июня 2009 года по 12 августа 2019 года в размере 159 985 руб. 13 коп, в доход бюджета МО "Выборгский район" Ленинградкой области взыскана государственная пошлина в размере 4 400 руб. В удовлетворении требований Василаке И. И. о взыскании судебных расходов отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 ноября 2021 года, Василаке И.И. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права. Указала, что, административный истец провел проверку и обратился с требованиями о взыскании по истечении предусмотренных законодательством сроков.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему нарушений допущено не было.
Судами установлено, и следует из материалов дела, решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22.01.2010 года с Василаке И.И. в пользу Карельской таможни взыскана задолженность в размере 227 850 руб. 68 коп, включая таможенные платежи - 198 655 руб. 02 коп. и пени за период с 05.06.2008 по 08.06.2009 - 29 195 руб. 66 коп.
Фактическая уплата таможенных платежей в размере 227 850 руб. 68 коп. производилась Василаке И.И. в период с декабря 2010 года по август 2019 года.
В соответствии со ст. 74 Федерального закона от 03.08.2018 N289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Карельской таможней проведена проверка факта неполной уплаты пеней Василаке И.И, в результате которой обнаружен факт неисполнения обязанности по уплате пеней за период с 09.06.2009 по 12.08.2019 (день погашения задолженности по уплате таможенных платежей в полном объеме) в размере 159 985 руб. 13 коп.
В результате проверки, Карельской таможней в адрес Василаке И.И. направлено уведомление N/ N от 11.09.2019. по уплате пеней.
12 ноября 2019 года судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия с административного ответчика взысканы денежные средства в размере 159 985 руб. 13 коп. Определением от 25 ноября 2019 года мировым судьей судебного участка N 1 г. Сортавала Республики Карелия указанный судебный приказ отменен в связи с возражениями должника в порядке ст. 123.7 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводом которого согласилась апелляционная инстанция пришел к обоснованному выводу о том, что основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов, которое было установлено во время проведения таможенным органом соответствующей проверки 11.09.2019.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
В период погашения Василаке И.И. задолженности по таможенным платежам таможенное законодательство изменялось: с 01 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) заменил Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), а с 04 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - ФЗ N 289-ФЗ), заменив Федеральный закон от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный Кодексом срок уплачиваются пени.
Пенями, согласно ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (ч. 3 ст. 72 Закона) по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин включительно, если на день начисления пеней такая обязанность исполнена (п.2 ч. 16 ст. 72 Закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока (ч. 7 ст. 72 Закона).
Доводы кассационной жалобы о неверном применении судами норм материального права, являются несостоятельными, поскольку налоги и таможенные пошлины выступают обязательными публично-правовыми платежами в бюджет, взимаемыми на основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, и само по себе различие в классификации доходов бюджета (отнесение таможенных пошлин в состав неналоговых доходов) не свидетельствует о наличии оснований для придания пеням, взимаемым в соответствии с Законом о таможенном регулировании, характера штрафной санкции.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является дополнительной (производной) по отношению к обязанности по уплате соответствующих таможенных платежей и возникает не по факту совершения того или иного нарушения таможенного законодательства, а в случаях, когда неуплата таможенных платежей привела к возникновению потерь в доходах бюджета, требующих компенсации.
В соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения суда апелляционной инстанции, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебного постановления, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2021 года по административному делу N 2а-2320/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Василаке И. И. - без удовлетворения.
Решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 13 мая 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 августа 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.