Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Городкова А.В, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 сентября 2021 года по административному делу N 2а-3652/2021 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е. В, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в неокончании исполнительного производства, обязании вынести постановление об окончании исполнительного производства.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - Гусевой Л.В, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО ГО "Сыктывкар" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неокончании исполнительного производства, обязании вынести постановление об окончании исполнительного производства. В обоснование заявленных требований указано, что на основании исполнительного документа, выданного Сыктывкарским городским судом Республики Коми 13.09.2018 по гражданскому делу N 2-2471/2018, в отношении администрации МО ГО "Сыктывкар" 08.10.2020 возбуждено исполнительное производство N 54140/20/11022-ИП, предметом исполнения которого является принятие мер к обеспечению пожарной безопасности на территории СНТ "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний. В рамках указанного исполнительного производства 12.01.2021 составлен акт совершения исполнительных действий, в ходе которых установлено, что расстояние от хозяйственной постройки на территории дачного участка N 120 до лесных насаждений составляет 25 метров. 02.02.2021 администрация обратилась в МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми с заявлением об окончании исполнительного производства, в связи с полным исполнением требований исполнительного документа, со ссылкой на действующие нормы, согласно которым противопожарные расстояния в СНТ "Чайка" составляют не менее 15 метров. По результатам рассмотрения указанного заявления МОСП по ИОСИП УФССП России по Республике Коми дано заключение о невозможности принятия решения об окончании исполнительного производства в связи с тем, что противопожарное расстояние в СНТ "Чайка" должны составлять не менее 30 метров.
Административный истец считает данный отказ в окончании исполнительного производства незаконным, поскольку согласно действующим в настоящее время нормам расстояние до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должно составлять не менее 15 метров, в связи с чем полагает, что требовании исполнительного документа исполнены им в полном объеме.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефилова Е.В, УФССП России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - начальник отдела ОНД и ПР г. Сыктывкара ГУ МЧС России по Республике Коми Иевлев А.В, Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 сентября 2021 года, административные исковые требования администрации МО ГО "Сыктывкар" оставлены без удовлетворения в полном объеме.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 марта 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 июня 2018 года, исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО ГО "Сыктывкар" удовлетворены; на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до 01 июня 2019 года.
13.09.2018 Сыктывкарским городским судом Республики Коми по гражданскому делу N 2-2471/2018 выдан исполнительный лист ФС N 029766419, с предметом исполнения: обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до 01 июня 2019 года, на основании которого 08.10.2020 МОСП по ПОВИЛ УФССП России по Республике Коми в отношении администрации МО ГО "Сыктывкар" возбуждено исполнительное производство N 54140/20/11022-ИП.
Актом совершения исполнительных действий от 12.01.2021, составленным в рамках указанного исполнительного производства, установлено, что 12.01.2021 судебным приставом-исполнителем Стрекаловой А.В. совместно с представителем должника администрации МО ГО "Сыктывкар" и начальником отделения ОНД и ПР г. Сыктывкара осуществлен выезд в СНТ "Чайка" для проверки исполнения решения суда, в ходе которого установлено, что с северной стороны СНТ "Чайка" произведена вырубка, и противопожарные расстояния составляют 30 метров. С северо-восточной стороны СНТ "Чайка" противопожарное расстояние от хозяйственной постройки на территории дачного участка N 120 до лесных насаждений составляет 25 метров, решение суда исполнено частично.
02.02.2021 администрация МО ГО "Сыктывкар" подала в МОСП по ПОВИЛ УФССП по Республике Коми заявление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи с полным исполнением требований исполнительного документа, ссылаясь на положения пункта 4.14 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" и СП 53.13330.2019, предусматривающие, что расстояние до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должно составлять не менее 15 метров.
Письмом N 11022/21/12702 от 16.02.2021 судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Трефилова Е.В. уведомила администрацию МО ГО "Сыктывкар" об отсутствии оснований для принятия процессуального решения об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, поскольку противопожарные расстояния в СНТ "Чайка" составляют менее 30 м.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности оспариваемого бездействия должностных лиц службы судебных приставов ввиду отсутствия правовых оснований для окончания исполнительного производства по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, поскольку должником не доказан факт полного и правильного исполнения судебного акта и требований исполнительного документа.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций противоречат действующему законодательству.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения (статья 4 Закона об исполнительном производстве).
Правильным исполнением судебных актов, по смыслу приведенных норм, является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве следует, что в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть решения суда, содержащая требование о возложении на должника обязанности совершить в пользу взыскателя определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.
Из толкования приведенных законоположений следует, что судебный пристав - исполнитель в процессе принудительного исполнения судебного акта должен требовать его исполнения в точном соответствии с выданным исполнительным листом.
Исполнительный документ звучит следующим образом:
обязать администрацию МО ГО "Сыктывкар" принять меры к обеспечению пожарной безопасности территории садоводческого некоммерческого товарищества "Чайка", подверженного угрозе лесных пожаров, путем создания противопожарных расстояний, в срок до 01 июня 2019 года.
Следовательно, указание на то, что противопожарные расстояние между СНТ "Чайка" и лесными насаждениями должно составлять 30 метров исполнительный лист не содержит. Следовательно, противопожарные расстояния должны быть установлены в соответствии с законодательством. Цитирование судом в мотивировочной части решения при вынесении решения законодательства, действующего в 2018 году, не свидетельствует о том, что на администрацию городского округа "Город Сыктывкар" была возложена обязанность по созданию противопожарных расстояний исключительно в соответствии с формулировками законодательства того периода. Мотивировочная часть решения в исполнительном листе отражению не подлежит.
Приказом МЧС России от 14.02.2020 N 89 в пункт 4.14 свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям внесены изменения, введенных в действие с 14.08.2020, в соответствии с которыми расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 метров. Данные требования также содержатся в п. 4.7 СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения), а именно что расстояние от границы территории ведения садоводства до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
Таким образом, на момент возбуждения исполнительного производства противопожарные расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 метров.
Исполнение решения на основании недействующего законодательства противоречит как формулировкам, содержащимся в исполнительном документе, так и закону.
Создав противопожарные расстояния более 15 метров, администрация городского округа "Город Сыктывкар" исполнила требования действующего законодательства, и, следовательно, исполнительного документа.
Исполнительное производство подлежало окончанию на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Однако подразделением службы судебных приставов допущено незаконное бездействие и меры к окончанию исполнительного производства не приняты.
Состоявшиеся по делу судебные акты противоречат закону и подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 27 сентября 2021 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" к Межрайонному отделению судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми Трефиловой Е. В, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия, выразившегося в неокончании исполнительного производства, обязании вынести постановление об окончании исполнительного производства отменить.
Принять новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми по неокончанию исполнительного производства N-ИП, возбужденного 08.102020 года.
Возложить на Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми обязанность окончить исполнительное производство N-ИП, возбужденное 08.102020 года в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.