Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-550/2021 по иску прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в интересах муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области, к Даниловой Оксане Александровне о взыскании полученных премиальных выплат, признании муниципальных правовых актов недействительными по кассационной жалобе Даниловой О.А. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 4 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя Даниловой О.А. Ионовой А.Н, действующей по доверенности от 29 марта 2021 г, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Кольского района Мурманской области, действующий в интересах муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области, обратился в суд с иском к Даниловой О.А, уточнив требования, просил взыскать незаконно начисленные премиальные выплаты за период с декабря 2019 г. по ноябрь 2020 г. в размере 342 148, 9 руб, признать распоряжения главы муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района от 23 декабря 2019 г. N 31-л/с, от 18 февраля 2020 г. N 05-л/с, от 5 марта 2020 г. N 06-л/с, от 2 апреля 2020 г. N 10-л/с, от 14 мая 2020 г. N 11-л/с, от 28 мая 2020 г. N 12-л/с, от 6 июля 2020 г. N 20-л/с, от 15 октября 2020 г. N 26-л/с, от 10 ноября 2020 г. 129-л/с, от 26 ноября 2020 г. N 30-л/с недействительными.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 4 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 г, исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области удовлетворены в полном объёме, с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 6 621, 49 руб.
В кассационной жалобе Даниловой О.А. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района от 26 сентября 2019 г. N 8 Главой муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района шестого созыва избрана Данилова О.А.
Распоряжением Главы муниципального образования городского поселения Мурмаши от 27 сентября 2019 г. N 2 л/с Данилова О.А. вступила в должность и приступила к исполнению полномочий главы муниципального образования городского поселения Мурмаши с 27 сентября 2019 г.
Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района от 28 января 2010 г. N 5 утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши (далее - Положение от 28 января 2010 г. N 5), которым в целях стимулирования профессиональной деятельности главы муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района, в том числе определены порядок, размер и условия его премирования.
Объём средств, направленных на оплату труда главы муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района (фонд оплаты труда), определяется в расчёте на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере фактически установленных надбавок, а также 1, 5 месячного денежного содержания в год на осуществление премирования с учётом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера. Недоиспользованные в течение финансового года средства оплаты труда могут быть направлены на компенсационные выплаты и (или) поощрительные выплаты, установленные настоящим решением в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на оказание материальной помощи.
Пунктом 4 Положения от 28 января 2010 г. N 5 определено, что в целях стимулирования профессиональной деятельности главы муниципального образования городского поселения Мурмаши может устанавливаться премирование по результатам работы за месяц, квартал и год. Размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию.
Решение о выплате премий по результатам работы за месяц, квартал и год принимается главой муниципального образования городского поселения Мурмаши и оформляется распоряжением. Решение о выплате премии принимается не позже окончания месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом для выплаты премии по результатам работы является месяц, квартал и год. За 4 квартал выплата премии может осуществляться в декабре текущего года при наличии экономии средств фонда оплаты труда.
Распоряжениями главы муниципального образования городского поселения Мурмаши Даниловой O.А. от 23 декабря 1019 г. N 31 л/с, от 18 февраля 2020 г. N 05 л/с, от 5 марта 2020 г. N 06 л/с, от 2 апреля 2020 г. N 10 л/с, от 14 мая 2020 г. N 11 л/с, от 28 мая 2020 г. N 12 л/с, от 6 июля 2020 г. N 20 л/с, от 15 октября 2020 г. N 26 л/с, от 10 ноября 2020 г. N 29л/с, от 26 ноября 2020 г. N 30 л/с приняты решения о выплате главе муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района Даниловой О.А. премии в общей сумме 393 274, 6 руб, за вычетом НДФЛ - 342 148, 9 руб.
9 декабря 2020 г. заместителем прокурора Кольского района Мурманской области в адрес Совета депутатов муниципального образования городского поселения Мурмаши Кольского района направлен протест с требованием привести в соответствии с действующим федеральным законодательством Положение от 28 января 2010 г. N 5.
Решением Совета депутатов муниципального образования городского поселения Кольского района от 25 февраля 2021 г. N 17/2 утверждено новое Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городского поселения Кольского района, в связи с чем Положение от 28 января 2010 г. признано утратившим силу.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 34-36, 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 1, 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", частью 1.1 статьи 30 устава муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области от 3 мая 2011 г. N 36, Положением о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы муниципального образования городское поселение Мурмаши от 28 января 2010 г. N 5, в редакции, действующий в спорный период времени, Регламентом Совета депутатов городского поселения Мурмаши Кольского на Мурманской области, утверждённым решением Совета депутатов Кольский район Мурманской области от 21 декабря 2006 г. N 120, установив, что глава муниципального образования подконтролен населению и представительному органу муниципального образования - Совету депутатов, уполномоченному принимать решение о премировании данного должностного лица, принимая во внимание, что для выплаты премии Совет депутатов должен дать оценку деятельности главы муниципального образования и результатам работы, исходил из отсутствия решения представительного органа о премировании главы муниципального образования по результатам работы за 2019-2020 год, пришёл к выводу, что распоряжения о премировании изданы неуполномоченным лицом, обязанным соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в том числе инициировать вопрос о приведении решений Совета депутатов в соответствии с требованиями законодательства.
Несовершение должностным лицом указанных обязанностей привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и, как следствие, возникновению конфликта интересов, вследствие чего действия ответчика квалифицированы как недобросовестные, правовая природа денежных средств определена как неосновательное обогащение за счёт средств местного бюджета в отсутствие установленных законом оснований ввиду наличия в Положении от 28 января 2010 г. N 5 коррупциогенных факторов.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из порядка организации местного самоуправления и противодействия коррупции, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 февраля 2021 г. N 203-О.
Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности.
Глава муниципального образования должна соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции.
Вместе с тем указанные обязанности главой муниципального образования не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о своем премировании и, соответственно, к возникновению конфликта интересов, что правомерно расценено судами нижестоящих инстанций как действия, свидетельствующие о недобросовестности ответчика.
Доводы кассационной жалобы о соответствии действий ответчика по выплате премий действовавшему Положению от 28 января 2010 г. N 5, недоказаности недобросовестности действий ответчика, отсутствии коррупционной составляющей в её действиях, о выходе суда за пределы заявленных требований путём применения норм гражданского законодательства о неосновательном обогащении, на которые не ссылался истец при предъявления иска в суд и иные доводы кассационной жалобы тождественны доводам апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая квалификация, выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 4 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Даниловой Оксаны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.