Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никиренковой Ю.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Верховного суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Никиренкова Ю.С. обратилась в Верховный суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с учетом заявления об уточнении административных исковых требований в размере 130 000 рублей за период с 29 августа 2019 года по 29 августа 2020 года.
В обоснование указала, что решением Ленинского районного суда города Саранска от 24 сентября 2015 года на Администрацию городского круга Саранск возложена обязанность по предоставлению Никиренковой Ю.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте города Саранска по договору найма специализированного жилого помещения. На основании выданного районным судом исполнительного листа судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем, до настоящего времени решение суда не исполнено, жилое помещение ей не предоставлено. Общая продолжительность исполнения решения суда со дня предъявления исполнительного листа и по день направления административного искового заявления в суд составила 5 лет, что является основанием для присуждения компенсации вновь в соответствии с действующим законодательством.
Решением Верховного суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года постановлено: административное исковое заявление Никиренковой Ю.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить. Взыскать с Администрации городского округа Саранск за счёт средств бюджета городского округа Саранск в пользу Никиренковой Ю.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего взыскать 60 300 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым просит отказать Никиренковой Ю.С. в удовлетворении исковых требований, поскольку решение было принято с нарушением норм материального, а также процессуального права и подлежит отмене по следующим основаниям. Администрация городского округа Саранск считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку Законом N 24-3 уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство образования Республики Мордовия, которое и должно быть ответчиком по данному делу, но к участию в деле в качестве такового не привлекалось. Кроме того, административный ответчик обращает внимание суда на то, что предоставление жилых помещений, приобретаемых на средства, выделяемые республиканским бюджетом, не зависит от действий Администрации городского округа Саранск. Также административный ответчик указывает в своей жалобе на то, что в соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. В нарушение указанного пункта административным истцом размер требуемой компенсации не обоснован.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с ч.1 ст.46, ст.52 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 40 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец (абзац 1 пункт 39 Постановления).
Как разъяснено в пункте 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, подлежащие учету в целях определения разумности срока исполнения судебного акта.
Суд установил, что решением Ленинского районного суда города Саранска от 24 сентября 2015 года на Администрацию городского круга Саранск возложена обязанность по предоставлению Никиренковой Ю.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте города Саранска по договору найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 8 декабря 2015 года решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года изменено, на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность по предоставлению Ю.С. Никиренковой по месту жительства "данные изъяты" благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метров по договору найма специализированного жилого помещения. На основании исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Мордовия, выданного 22 декабря 2015 года Ленинским районным судом города Саранска Республики Мордовия, 15 марта 2016 года возбуждено исполнительное производство N N о предоставлении Никиренковой Ю.С. жилого помещения. Должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения названного постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.
Также судом установлено, что судебным приставом - исполнителем в Администрацию городского округа Саранск неоднократно направлялись требования - предупреждения о необходимости исполнения требований исполнительного документа и предоставлении документов, свидетельствующих об исполнении указанных требований, на основании которых Глава Администрации городского округа Саранск предупреждён об административной ответственности, предусмотренной статьёй 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера и об уголовной ответственности за злостное неисполнение решения суда, предусмотренной статьёй 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени Администрацией городского округа Саранск вышеуказанное решение не исполнено, исполнительное производство не прекращено.
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Мордовия от 21 октября 2019 года установлен факт нарушения прав истца на исполнение судебного акта в разумный срок. Судом была установлена общая продолжительность исполнения решения Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года, которая составила 3 года 5 месяцев 15 дней, в пользу истца взыскана компенсация в размере 70 000 рублей.
При этом, продолжительность исполнения решения Ленинского районного суда Республики Мордовия от 24 сентября 2015 года, со дня вынесения решения Верховного Суда Республики Мордовия от 21 октября 2019 г. по день вынесения решения суда (19 октября 2021 г.) составила 1 год 11 месяцев 28 дней.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации, поскольку администрацией городского округа Саранск достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца, не принято, в то время как на момент рассмотрения настоящего административного дела общая продолжительность исполнения судебного акта составила 5 лет 7 месяцев 5 дней. Общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом оценивалась судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Определяя размер денежной компенсации, суд учитывал меры принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для административного истца, руководствовался практикой Европейского суда по правам человекам, требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данные в пункте 1, в пункте 39 постановления от 29 марта 2016 года N11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", согласно которым компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда.
При этом учтена значимость последствий нарушения для Никиренковой Ю.С, приняв во внимание, что Никиренкова Ю.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и жилое помещение ей не представлено, а также то, что административный истец за длительность исполнения судебного акта ответственности не несет.
Судебная коллегия Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции довод административного ответчика о том, что административным истцом не обоснован размер компенсации считает несостоятельным и не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Суд первой инстанции принял во внимание практику Европейского Суда по правам человека. Судом обеспечен индивидуальный подход к определению размера компенсации, посредством учета в совокупности всех обстоятельств, имеющих правовое значение: требования лица, обратившегося в суд с административным исковым заявлением, обстоятельства производства по исполнению судебного акта, по которому допущено нарушение, продолжительность нарушения, наступившие вследствие этого нарушения последствия, их значимость для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции на основании материалов дела считает, что Администрация городского округа Саранск является надлежащим административным ответчиком, поскольку в силу положений статьи 2 Закона Республики Мордовия от 23.04.2013 года N 32-3 "О наделении органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственным полномочием Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно статьи 31 Устава городского округа Саранск, утверждённого решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года N 171 (далее Устав), Администрация городского округа Саранск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Для решения вопросов местного значения Администрация городского округа Саранск организует исполнение в соответствии с решениями органов местного самоуправления бюджета муниципального образования, готовит отчёт о его исполнении, управляет муниципальным долгом, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством (статья 35 Устава).
Таким образом, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Верховного суда Республики Мордовия от 21 октября 2019 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства.
Судом первой инстанции соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного суда Республики Мордовия от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.