Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С.
судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод пластмассовых изделий "Альтернатива" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Завод пластмассовых изделий "Альтернатива" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что административный истец является собственником земельных участков: с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровая стоимость которых по состоянию на 1 января 2019 года определена в следующем размере:
с кадастровым номером N установлена в размере 9 389 951, 02 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 6 717 402, 96 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 3 254 062, 31 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 1 764 906 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 4 588 289, 46 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 2 701 908, 54 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 3 276 689, 3 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 871 812, 16 рублей, с кадастровым номером N установлена в размере 1 800 192, 44 рублей.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 июля 2019 года установлена в размере 4 428 338, 85 рублей.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной их рыночной стоимости: с кадастровым номером N в размере 5 540 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 4 067 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 2 150 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 144 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 2 967 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 771 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 172 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года. Также просил установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 июля 2019 года в размере 3 251 000 рублей, поскольку значительное превышение кадастровой стоимости объектов недвижимости над их рыночной стоимостью нарушает его права, необоснованно увеличивая размер земельного налога.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 6 924 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 5 083 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: земли населенных пунктов; для обслуживания склада, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 2 666 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью N кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: для обслуживания производственной базы, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 1 418 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 3 679 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 2 196 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 2 646 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 784 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, в размере 1 453 000 руб.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, категории земель: "данные изъяты"; виды разрешенного использования: "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 июля 2019 года, в размере 4 031 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой административный ответчик просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а именно при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, статья 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
На основании частей 4, 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 данного Федерального закона. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ указано, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 апреля 2017 года N 183 "О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в Республике Башкортостан в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Республики Башкортостан -1 июня 2017 года.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан по проведенному в 2019 году в Республике Башкортостан очередному туру работ по актуализации государственной кадастровой оценки утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года N 1443 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков Республики Башкортостан в составе земель отдельных категорий по состоянию на 1 января 2019 года", размещенным на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan, 24 октября 2019 года.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков: с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" что подтверждается представленными административным истцом выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный ООО "данные изъяты" от 25 марта 2021 года, с учетом которого просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в следующем размере: с кадастровым номером N в размере 5 540 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 4 067 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 2 150 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 144 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 2 967 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 771 000 рублей, с кадастровым номером N в размере 1 172 000 рублей по состоянию на 1 января 2019 года, а также установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 июля 2019 года в размере 3 251 000 рублей.
С целью установления действительной рыночной стоимости земельных участков определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 августа 2021 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "данные изъяты"" ФИО9
Согласно заключению эксперта ООО "данные изъяты" ФИО10. N N от 27 сентября 2021 года с учетом Дополнения N1 от 12 октября 2021 года к заключению эксперта N N от 27 сентября 2021 года рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года с кадастровым номером N составляет 6 924 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 5 083 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 2 666 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 1 418 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 3 679 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 2 196 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 2 646 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 784 000 рублей, с кадастровым номером N составляет 1 453 000 рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 26 июля 2019 года составляет 4 031 000 рублей.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной экспертизы.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Судебная коллегия, оценив заключение эксперта ООО "данные изъяты" ФИО11 N N от 27 сентября 2021 года с учетом Дополнения N1 от 12 октября 2021 года к заключению эксперта N N от 27 сентября 2021 года по правилам статьи 84 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что вопреки вышеуказанным доводам оно составлено с соблюдением требований статьи 82 КАС РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года N 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611, является ясным и полным, вывод эксперта носит категорический характер и не является противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у судебной коллегии отсутствуют.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, основных ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода выделения как разность стоимости единого объекта недвижимости приходящегося на оцениваемый объект. По мнению судебной коллегии, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств. Корректировки являются обоснованными, ссылки на источник информации приведены в материалах дела. Подробный расчет корректировок приведен в заключении эксперта. Доказательств того, что экспертом использованы значения корректировок, выходящих за допустимые пределы, не представлено.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной в суде первой инстанции судебной экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшим гражданскую ответственность, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной по результатам проведения судебной экспертизы, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено и в материалах дела не имеется.
Ходатайств о проведении по настоящему делу повторной либо дополнительной судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции заявлено не было, и оснований для этого судебной коллегией не установлено.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопреки доводам апелляционной жалобы заключение эксперта не вводит кого-либо в заблуждение, не допускает неоднозначного толкования результатов оценки (пункт 5 ФСО N 3), соответствует требованиям пункта 20 ФСО N 7, а также не свидетельствует о занижении итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.