Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 января 2022 г. по делу N 16-158/2022-
Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 27 декабря 2021 г.) жалобу пастора местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика Залужного Игоря Анатольевича на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 г., вынесенное в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 г. местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика (далее также - Церковь АСД, религиозная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное постановление мирового судьи не пересматривалось. Определением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2021 г. жалоба пастора местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика Залужного И.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 г. возвращена без рассмотрения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, пастор Церкви АСД Залужный И.А. просит отменить вынесенный по настоящему делу судебный акт и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях религиозной организации состава административного правонарушения.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
Из материалов дела усматривается, что 13 сентября 2021 г. начальником отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному протоколу, в вину религиозной организации вменяется нарушение положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", выразившееся в осуществлении деятельности в социальной сети "В Контакте" в группе " "данные изъяты"" ("адрес") без указания своего полного наименования.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика к административной ответственности по части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Указанные в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства устанавливаются, как это предусмотрено статьей 26.2 названного Кодекса, на основании доказательств, к числу которых относится также протокол об административном правонарушении, являющийся процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
Требования, предъявляемые к протоколу об административном правонарушении, а также порядок и правила его составления регламентированы статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно части 4 которой физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений данных норм, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В его отсутствие протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении о месте и времени совершения указанного процессуального действия.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
В соответствии с частью 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должен быть извещен о месте и времени рассмотрения дела одним из способов, указанных в данной статье: заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. При этом соответствующее извещение направляется по месту нахождения юридического лица, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (пункт 3 статьи 29.1, пункт 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 13 сентября 2021 г. (л.д. 38 - 49), лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика, являлись пасторы ФИО4 и ФИО5
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика по признакам деяния, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен 13 сентября 2021 г. в отсутствие законного представителя религиозной организации (лиц, согласно ЕГРЮЛ, имеющих право без доверенности действовать от имени данного юридического лица).
В подтверждение извещения Церкви АСД о месте и времени составления протокола об административном правонарушении к материалам дела приобщены уведомление от 3 сентября 2021 г, в котором Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике пастору данной религиозной организации ФИО4 сообщено о необходимости явиться (самому или представителю) 13 сентября 2021 г. для составления названного процессуального документа и список почтовых отправлений от 8 сентября 2021 г, согласно которому Церкви АСД направлена почтовая корреспонденция с почтовым идентификатором N.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N направленная местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика корреспонденция 9 сентября 2021 г. принята в отделение связи, 10 сентября 2021 г. прибыла в место вручения и вручена адресату только 18 сентября 2021 г, то есть после составления в отношении религиозной организации протокола об административном правонарушении.
При таком положении, оснований полагать, что местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика надлежащим образом была извещена о месте и времени составления в отношении неё протокола об административном правонарушении, не имеется.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Церкви АСД составлен должностным лицом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и признание данного доказательства недопустимым. Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности Церкви АСД в совершении противоправного деяния.
Вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению мировым судьей после получения протокола об административном правонарушении не проверялась правильность его составления с точки зрения соблюдения процедуры его оформления, при наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол не был возвращен составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Кроме того, мировым судьей при рассмотрении дела допущены иные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п, посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату) (пункт 6).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что рассмотрение данного дела мировым судьей назначено на 10 часов 00 минут 21 октября 2021 г.
В назначенный день мировой судья судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя (защитника) религиозной организации.
В материалах дела имеется конверт с судебным извещением, направленным религиозной организации 1 октября 2021 г. (л.д. 56, 57), о судебном заседании назначенном на 21 октября 2021 г. Данной почтовой корреспонденции присвоен трек-номер N. Согласно отчету об отслеживании данная корреспонденция принята в отделение связи 4 октября 2021 г, прибыла в место вручения 5 октября 2021 г. и возвращена отправителю по истечении срока хранения 15 октября 2021 г. При этом в данном отчете отсутствует информация о попытке вручения почтового отправления законному представителю местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика.
Иные способы извещения законного представителя религиозной организации о судебном заседании, как усматривается из материалов дела, мировым судьей не применялись.
Таким образом, в материалах дела объективных сведений о том, что законный представитель местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, был извещен о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 часов 00 минут 21 октября 2021 г, не имеется, что свидетельствует о несоблюдении мировым судьей порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.
Допущенные мировым судьей судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики процессуальные нарушения являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом следует учесть, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На момент рассмотрения в Пятом кассационном суде общей юрисдикции жалобы пастора местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика Залужного И.А. срок давности привлечения данной религиозной организации к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.
С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 г, вынесенное в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по данному делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу пастора местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика Залужного Игоря Анатольевича удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 14 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 21 октября 2021 г, вынесенное в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня г. Нальчика по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков.
Справка:
мировой судья Апажева Т.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.