Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К.
Мурзаковой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г.
по административному делу по административному иску Евженко Ю.В. к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ставрополя о признании незаконным действия (бездействия) и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения Евженко Ю.В, выражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евженко Ю.В. обратился в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ставрополя, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным постановление от 29 декабря 2020 г. N 2250; признать семью Евженко составом из четырех человек: Евженко Ю.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евженко И.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евженко А.Ю. (дочь), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Евженко А.Ю. (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий; возложить на Администрацию обязанность восстановить семью Евженко в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан-участников муниципальной подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей в г. Ставрополе на 2014 - 2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильём населения города Ставрополя на 2014 - 2018 годы" федеральной целевой программы "Жилище", под очередным номером, действовавшим на дату вынесения постановления от 29 декабря 2020 г. N 2250; возложить обязанность обеспечить семью Евженко социальной выплатой согласно требованиям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
В обоснование требований указано, что семья Евженко в составе четырех человек состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уведомлением от 17 января 2020 г. была проинформирована о включении в список молодых семей - претендентов на получение в 2020 г. социальных выплат в пределах средств бюджет Ставропольского края. Однако оспариваемым постановлением от 29 декабря 2020 г. было отменено ранее изданное постановление от 22 апреля 2016 г. N 883 "О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2014-2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 года", что по мнению административного истца, сделано без законных на то оснований.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г, требования Евженко Ю.В. удовлетворены частично, постановление Администрации г. Ставрополя от 29 декабря 2020 г. N 2250 признано незаконным, Евженко Ю.В, Евженко И.С, Евженко А.Ю, Евженко А.Ю. в составе семьи Евженко признаны нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2014 - 2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2018 годы". В удовлетворении требований о возложении обязанностей восстановить семью Евженко в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников указанной подпрограммы, обеспечении семьи Евженко социальной выплатой отказано, требования Евженко Ю.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ставрополя оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 29 ноября 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В возражении на кассационную жалобу Евженко Ю.В. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, постановлением Администрации города Ставрополя от 22 апреля 2016 г. N 883 семья Евженко Ю.В. с составом из четырех человек признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2014 - 2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения г. Ставрополя на 2014 - 2018 годы". На день постановки на учет семья проживала в квартире общей площадью 26, 4 кв.м, по адресу: "адрес", принадлежавшей на праве собственности супругам Евженко по 1/2 доле (до 7 сентября 2016 г.).
Постановлением Администрации города Ставрополя от 6 июня 2016 г. N 1208 семья административного истца признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2014-2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы".
15 декабря 2016 г. за Евженко Ю.В. и Евженко И.С. зарегистрировано право совместной собственности на квартиру общей площадью 61, 6 кв.м по адресу: "адрес", с обременением в виде ипотеки в силу закона, а также 4 апреля 2018 г. в виде ипотеки на 120 месяцев в пользу ПАО Сбербанк.
26 февраля 2020 г. Евженко Ю.В. подано заявление (обязательство) об использовании социальной выплаты за счет средств бюджета Ставропольского края в размере 769255, 20 рублей в соответствии с условиями программ с приложением договора участия в долевом строительстве на квартиру по адресу: "адрес", договора ипотеки в отношении указанной квартиры, справки о задолженности заемщика в размере 1 045 658, 17 рублей, а также копии паспортов гражданина Российской Федерации с отметками о регистрации Евженко Ю.В. в период с 20 августа 2016 г. по 25 августа 2017 г. по месту жительства в с "адрес", и регистрации Евженко И.С. по тому же адресу с 20 августа 2016 г. по 14 апреля 2017 г.
С 25 августа 2017 г. по настоящее время Евженко Ю.В. зарегистрирован по адресу: "адрес", супруга Евженко И.С. зарегистрирована потому же адресу с 14 апреля 2017 г. по настоящее время.
Постановлением Администрации от 29 декабря 2020 г. N 2250 постановление от 22 апреля 2016 г. N 883 признано утратившим силу на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ставрополя от 25 ноября и от 29 декабря 2020 г. Евженко Ю.В. разъяснено, что он в период с 20 августа 2016 г. по 25 августа 2017 г. и его супруга в период с 20 августа 2016 г. по 14 апреля 2017 г. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", с. "адрес", что является основанием в силу пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации к снятию их с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении с учетом их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Удовлетворяя частично требования Евженко Ю.В, суд первой инстанции исходил из того, что первоначальная квартира по адресу: "адрес", была продана административным истцом 7 сентября 2016 г, а право собственности на квартиру по адресу: "адрес", возникло у заявителя и его супруги лишь 15 декабря 2016 г, что явилось основанием к регистрации супругов в "адрес" Ставропольского края на период отсутствия у них в собственности какого-либо жилого помещения, что не было признано выездом семьи из г. Ставрополя в другое муниципальное образование.
Такой вывод суда был сделан с учетом представленных доказательств о том, что договор участия в долевом строительстве на новую квартиру был заключен супругами Евженко 27 сентября 2016 г, а акт ее приема-передачи подписан 8 ноября 2016 г. Из представленной справки управляющей организации ООО " "данные изъяты"" от 15 марта 2021 г. N 57 судом установлено, что семья Евженко проживает и оплачивает коммунальные услуги по адресу: "адрес", с 27 сентября 2016 г. по настоящее время.
Более того, справкой МБОУ "данные изъяты" от 26 февраля 2021 г. подтверждается факт постоянного обучения Евженко А.Ю. в указанном учебном заведении с 1 сентября 2015 г. по настоящее время, справкой МБДОУ "данные изъяты" - факт постоянного посещения Евженко А.Ю. данного дошкольного образовательного учреждения г.Ставрополя с 23 марта 2016 г. по 14 июля 2020 г. Кроме того, супруги Евженко на период регистрации в Петровском районе Ставропольского края с 20 августа 2016 г. по 25 августа 2017 г. (Евженко Ю.В.) и с 20 августа 2016 г. по 14 апреля 2017 г. (Евженко И.С.) постоянно работали в г. Ставрополе, что подтверждается сведениями из их трудовых книжек, справками работодателей, и указывает на отсутствие оснований полагать, что семья выехала в иное муниципальное образование (сменила место жительства).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился с учетом приведенных обстоятельств, признав, что семья заявителя фактически постоянно проживала в г. Ставрополе, не выезжала в другое муниципальное образование для проживания и вынужденная регистрация по месту жительства по адресу: "адрес", в данном случае была вызвана отсутствием жилого помещения в собственности и не является доказательством их реального проживания по указанному адресу и выезда из г. Ставрополя. Учитывая, что административным ответчиком доказательств выезда семьи Евженко на место жительства в другое муниципальное образование не представлено, суд второй инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление административного ответчика правомерно признано незаконным.
Кроме того, в заседание суда апелляционной инстанции в качестве нового доказательства представлена справка территориального отдела в селе Донская Балка управления по делам территорий администрации "адрес" городского округа Ставропольского края о том, что семья Евженко действительно была зарегистрирована с 20 августа 2016 г. по 25 августа 2017 г. по адресу: "адрес", но фактически в указанный период времени на территории села не проживала.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", Приложением N 3 к которой установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно подпункту "б" пункта 6 названных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что такая молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, которым предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. К таким основаниям согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся случаи утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
В силу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Вместе с тем, оспариваемое постановление от 29 декабря 2020 г. не содержит ссылки на обстоятельства, которые послужили основанием к признанию утратившим силу постановления от 22 апреля 2016 г. N 883 о признании семьи Евженко нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы". Вопреки указанной в оспариваемом постановлении ссылки на пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в письменных разъяснениях и уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ставрополя в качестве обоснования снятия семьи Евженко с учета приведено содержание пункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование - село "адрес".
Аналогичные доводы об основаниях принятого 29 декабря 2020 г. постановления со ссылкой на перемену места жительства и выезд в село "адрес" "адрес" изложены в письменных возражениях на административный иск Администрации города Ставрополя и в отзыве на административный иск Министерства строительства и архитектура Ставропольского края.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан.
С учетом приведенных оснований и доводов по поводу оспариваемого постановления от 29 декабря 2020 г. N 2250 судебными инстанциями проверено наличие обстоятельств выезда семьи Евженко в иное место жительства (в с. "адрес" "адрес") в период нахождения на учете в качестве нуждающихся для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы", по результатам исследования и оценки представленных доказательств о постоянной трудовой деятельности Евженко Ю.В. и его супруги, требующей нахождения в г. Ставрополе, ежедневного посещении несовершеннолетними детьми образовательных учреждений - школы и детского сада, установлен факт постоянного проживания семьи в городе Ставрополе и опровергнуто наличие указанно в пункте 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
Данные обстоятельства послужили основанием к частичному удовлетворению административного иска путем признания незаконным постановления от 29 декабря 2020 г. N 2250 и признания семьи Евженко в составе 4 человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы". В удовлетворении остальной части требований, в том числе в удовлетворении требования о возложении обязанности восстановить семью Евженко в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках граждан-участников указанной подпрограммы, судом отказано по тем основаниям, что соответствующее постановление Администрации города Ставрополя от 6 июня 2016 г. N 1208 о признании семьи административного истца участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе на 2014-2018 годы" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы" никем отменено не было.
Довод жалобы о том, что Евженко Ю.В, вопреки возложенной на него обязанности сообщить в течение месяца со дня изменения обстоятельств, касающихся участия молодой семьи в обеспечении социальной выплатой, сведения о регистрации по месту жительства в другом муниципальном образовании не представил, подлежат отклонению, поскольку административный истец полагал о сохранении своего места жительства, в данном случае регистрация Евженко Ю.В. и Евженко И.С в селе "адрес" осуществлена вынужденно в связи с продажей квартиры в г. Ставрополе и отсутствием любого иного места регистрации до покупки квартиры, являлась актом административного органа и о реальном проживании в другом муниципальном образовании молодой семьи не свидетельствовала. При этом признание утратившим силу постановления от 22 апреля 2016 г. N 883 с изменением места жительства молодой семьи не могло быть признано судами законным, поскольку место жительства молодой семьи в момент вынесения постановления 22 апреля 2016 г. соответствовало фактической регистрации, регистрация в другом населенном пункте была произведена позднее (в августе 2016 г.).
В то же время доводы жалобы о том, что информация о регистрации Евженко Ю.В. и его супруги в селе "адрес" до принятия постановления от 29 декабря 2020 г. N 2250 в орган местного самоуправления не поступала, подлежат отклонению, так как сведения об этом с приложением копии паспорта гражданина Российской Федерации были поданы административным истцом 26 февраля 2020 г, а соответствующее решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которое в силу требований статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации должно было быть принято органом, на основании решений которого граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, не выносилось.
Вопреки доводам кассационной жалобы в ходе рассмотрения дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену оспариваемых судебных актов в кассационном порядке. Судами первой и апелляционной инстанций правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, всесторонне исследованы все доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на правильном применении приведенных выше процессуальных норм законодательства, что влечет оставление обжалуемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 29 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Мурзакова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.