Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Багдасарян А.А, действующей в своих и интересах несовершеннолетней ФИО на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г. по административному делу N 2а-1746/2021 по административному исковому заявлению Багдасарян А.А, действующей в своих и интересах несовершеннолетней ФИО к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Осиповой О.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Багдасарян А.А, действующая в своих и интересах несовершеннолетней ФИО обратилась в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя (далее также - администрация), комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее также - комитет) о признании незаконным постановления об отказе в признании нуждающимся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе".
В обоснование своих требований указала, что на ее обращение в администрацию г..Ставрополя через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" постановлением администрации от 22 мая 2019 г..N 1415 в признании ее семьи составом 2 человек: ее и дочери ФИО, г..р, нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" отказано и ей направлено уведомление об отказе, в котором в качестве основания отказа в признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в названной программе указано на непредставление документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно, непредставление установленных пунктом 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденного постановлением администрации г..Ставрополя от 27 января 2012 г..N 178 копии документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована со 2 марта 2019 г..по настоящее время (договор найма жилого помещения), сведений о месте регистрации ее в период с 28 февраля 2017 г..по 2 марта 2019 г..и ее дочери до 2 марта 2019 г, а также представление технического паспорта жилого помещения (квартиры), находящегося по адресу: "адрес" по состоянию на 28 апреля 2009 г..(выданный в течение более одного года, предшествующего дате подачи заявления), что не соответствует указанным требованиям регламента.
Полагает данный отказ незаконным, нарушающим право ее семьи на участие в жилищной программе, поскольку все необходимые документы для получения муниципальной услуги ею были представлены, с 1995 года она со своими детьми ФИО, г..р. и ФИО г..р. проживает по найму в квартире, находящейся по адресу: "адрес"; по месту регистрации по адресу: "адрес" никогда ее семья не проживала, жилого помещения на праве собственности не имеет и не имела, документы о регистрации, в том числе указанные в уведомлении периоды были представлены.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 3 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 октября 2020 г, административный иск удовлетворен, постановление администрации г. Ставрополя от 22 мая 2019 г. N 1415 признано незаконным, на администрацию возложена обязанность признать Багдасарян А.А. и ФИО. нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 апреля 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 3 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 октября 2020 г. отменено, административное дело направлено в на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15 июня 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 22 мая 2019 г. N 1415, на администрацию возложена обязанность признать Багдасарян А.А. и ФИО нуждающимися в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15 июня 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 ноября 2021 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2021 г, Багдасарян А.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Осиповой О.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Багдасарян А.А. обратилась через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Постановлением администрации от 22 мая 2019 г. N 1415 в признании ее семьи составом 2 человек, ее и дочери ФИО г.р, нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" отказано.
Уведомлением от 23 мая 2019 г. N отказ мотивирован непредставлением документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а именно установленных в пункте 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178 копии документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована со 2 марта 2019 г. по настоящее время (договор найма жилого помещения), сведений о месте регистрации ее в период с 28 февраля 2017 г. по 2 марта 2019 г. и ее дочери ФИО до 2 марта 2019 г, а также представлением технического паспорта жилого помещения (квартиры), находящегося по адресу: "адрес", составленного по состоянию на 28 апреля 2009 г. (выданный в течение более одного года, предшествующего дате подачи заявления).
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим право ее семьи на участие в жилищной программе, Багдасарян А.А. обратилась с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в статьях 50, 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", Федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктах 2.6, 2.8, 3.2.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, признал оспоренное решение администрации незаконным. При этом исходил из того, что имелись все предусмотренные законом основания для предоставления испрашиваемой Багдасарян А.А. муниципальной услуги, все необходимые документы заявителем были представлены, жилья в собственности, по договору социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не имеют, непредставление указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги.
Отменяя судебный акт суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда исходила из того, что заявителем в администрацию представлен технический паспорт жилого помещения, в котором она с семьей зарегистрирована, выданный в 2009 г, то есть выданный в течение более одного года, предшествующего дате подачи заявления, не представлены доказательства ее регистрации и регистрации несовершеннолетней дочери в период, указанный в оспариваемом отказе, а также сведения о жилом помещении, где фактически без регистрации она проживает. Указанные обстоятельства, по мнению суда апелляционной инстанции, являлись основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Между тем данные выводы суда апелляционной инстанции являются ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации, предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, являющимися приложением N 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. (далее - Правила).
С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243. Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, согласно которому под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 названного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. N 184 учетная норма площади жилого помещения в муниципальном образовании установлена в размере 12 кв.м общей площади на одного человека.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1); ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 1.1); представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2); не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3).
Основанием для отказа Багдасарян А.А. в предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" в данном случае явилось непредставление заявителем документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно установленных в пункте 2.6 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденного постановлением администрации г. Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178 копии документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, в котором она зарегистрирована со 2 марта 2019 г. по настоящее время (договор найма жилого помещения), сведений о месте ее регистрации в период с 28 февраля 2017 г. по 2 марта 2019 г. и ее дочери ФИО до 2 марта 2019 г, а также представлением технического паспорта жилого помещения (квартиры), находящегося по адресу: "адрес" составленного по состоянию на 28 апреля 2009 г, то есть выданного в течение более одного года, предшествующего дате подачи заявления.
В ходе разбирательства дела судом первой инстанции достоверно установлено, что Багдасарян А.А. в период с 2010 года по 28 февраля 2017 г, с 30 мая 2017 г. пол 30 мая 2018 г, с 13 июня 2018 г. по 2 марта 2019 г, а также в настоящее время зарегистрирована по адресу: "адрес", в квартире, площадью "данные изъяты" кв.м, принадлежащей ее тете Баграмян Ю.А, а которой зарегистрированы кроме нее еще 3 человека, Указанные обстоятельства подтверждены приложенными в материалы дела соответствующими доказательствами (выпиской из домовой книги, паспортом Багдасарян А.А. с отметкой о регистрации, свидетельствами о регистрации по месту пребывания), местом жительства ее малолетней дочери ФИО определено соглашением об определении места жительства ребенка, согласно которому местом жительства ребенка определено место жительство матери - Багдасарян А.А, а также свидетельством о регистрации по месту жительства (форма 8). Кроме того, судом установлено, что с 1995 года Багдасарян А.А. с семьей временно пользуется и фактически постоянно проживает в квартире, принадлежащей третьему лицу, находящемуся по адресу: "адрес"; жилого помещения в собственности, по договору социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не имеет; на момент обращения с заявлением обеспеченность ее семьи не соответствует учетной норме жилой площади на одного человека (12 кв.м); все необходимые документы заявителем были представлены, о чем свидетельствует произведенная административная процедура - принятие документов без каких-либо замечаний.
На момент обращения Багдасарян А.А. в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" действовал административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", утвержденный постановлением администрации г. Ставрополя от 27 января 2012 г. N 178, который определял сроки и последовательность действий (административных процедур) администрации города Ставрополя по предоставлению данной услуги (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 2.3 Административного регламента результатом предоставления услуги может являться: выдача уведомления о принятии решения о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе"; выдача уведомления о принятии решения об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
Для предоставления услуги заявитель подает заявление по установленной форме (приложение 3 к Административному регламенту), к которому прилагаются названные документы (пункт 2.6).
Основанием для отказа в приеме документов специалистами Управления и Центра для предоставления услуги является отсутствие у заявителя документов, установленных пунктом 2.6 Административного регламента (пункт 2.8).
Пунктом 2.9 Административного регламента установлены основания для отказа в предоставлении услуги, который является исчерпывающим, к ним относится: превышение супругами либо одним из супругов в семье (родителем в неполной семье) возраста 35 лет; отсутствие у любого из членов молодой семьи регистрации по месту жительства в городе Ставрополе (за исключением членов молодой семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации); представление документов, содержащих ошибки и (или) противоречивые сведения; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; представление документов, не подтверждающих наличие нуждаемости в жилых помещениях; неистечение пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, как видно из содержания вышеприведенных положений Административного регламента, непредставление документов, названных в пункте 2.6, не является основанием для принятии решения об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе", а является основанием для отказа в приеме документов.
При таком положении, исходя из содержания оспариваемого отказа, у административного ответчика отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 2.9 Административного регламента для отказа в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе".
С учетом изложенного, позиция административного ответчика, поддержанная судом апелляционной инстанции, о законности оспариваемого отказа, не основана на нормах действующего законодательства. Ссылка же суда апелляционной инстанции в обоснование своих выводов на то, что заявителем при обращении с заявлением о предоставлении названной муниципальной услуги не были представлены сведения о жилом помещении, где фактически без регистрации заявитель с 1996 года проживает несостоятельна, поскольку основанием оспариваемого отказа не являлись.
При таком положении у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления, следовательно, обжалуемое апелляционное определение судебной коллегии подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 октября 2021 г. отменить, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15 июня 2021 г. оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.