Дело N 88-288/2022
N дела 2-1858/2020
в суде первой инстанции
УИД 07MS0006-01-2020-001781-27
18 января 2022 года г. Пятигорск
Пятый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Камышовой Т.В, рассмотрев кассационную жалобу Губашиева Жираслана Валадиновича на решение мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 августа 2021 года
по гражданскому делу по исковому заявлению Губашиева Жираслана Валадиновича к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" о взыскании денежных средств, суд,
УСТАНОВИЛ:
Губашиев Ж.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, ГБУЗ "Межрайонная многопрофильная больница" о взыскании денежных средств.
Решением мирового судьи судебного участка N 6 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики от 11 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 августа 2021 года, в удовлетворении исковых требований Губашиева Ж.В. отказано.
В кассационной жалобе Губашиевым Ж.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены.
Как следует из материалов дела, согласно рецептурным бланкам, приложенным к исковому заявлению дочери Губашиева Ж.В. были назначены лекарственные препараты "Пантогам" и Нейромидин", не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 и 2018 годы.
Лекарственные средства были приобретены Губашиевым Д.Ж.- отцом Губашиевой Ж.В. за счет личных средств.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Губашиева Ж.В. мировой судья исходил из того, что отсутствуют сведения, доказывающие, что Губашиев Ж.В. обращался к врачу-неврологу в медицинское учреждение, в котором состоит на учете Губашиева Д.Ж. по вопросу возможности бесплатного получения лекарственных препаратов, несмотря на то, что Губашиев Ж.В. был уведомлен о необходимости такого обращения.
Проверяя законность и обоснованность постановленного мировым судьей решения, суд апелляционной инстанции с его выводами и правовым обоснованием согласился, указав, что Губашиев Ж.В. не воспользовался правом закрепленным за его дочерью Губашиевой Д.Ж, в связи с чем требование о взыскании суммы денежных средств, затраченных им на покупку лекарственных препаратов для Губашиевой Д.Ж. является необоснованным.
Пятый кассационный суд общей юрисдикции находит, что обжалуемые судебные постановления приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, согласиться с ними нельзя в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий (пункт 1); доступность и качество медицинской помощи (пункт 6).
Согласно статье 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (пункт 4); предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5).
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи как одних из основных принципов охраны здоровья, а также право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации в гарантированном программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи были также предусмотрены в статьях 2, 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, действовавших на момент введения оспариваемой нормы Областного закона.
Перечень групп населения (включающий детей первых трех лет жизни, детей из многодетных семей в возрасте до шести лет) и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее Постановление N 890) (Приложение N 1 и N2, соответственно).
Как следует из Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, детям первых трех лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до шести лет, а также детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, предоставляются все лекарственные средства.
Таким образом, анализ приведенных правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями как меру социальной поддержки, определяет, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации данные меры предоставляются в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний. Следовательно, данные меры социальной поддержки могут рассматриваться как предоставляемые либо лицам, относимым к конкретной социально защищаемой группе населения, определенной в законодательстве, либо лицам, страдающим заболеваниями, перечень которых также установлен законодательно.
При этом федеральным законодательством не установлены какие-либо изъятия из состава данных групп, обеспечиваемых лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, обеспечение детей-инвалидов которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона, и порядки формирования таких перечней, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 2782-р, содержит определенный ассортимент лекарственных препаратов для оказания медицинской помощи.
Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона N 178-ФЗ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета.
В преамбуле данного Федерального закона предусмотрено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, меры социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями должны предоставляться гражданам, либо отнесенным к конкретным группам, определенным федеральным законодателем по объективным критериям нуждаемости в таковых мерах социальной защиты, либо по характеру заболевания, без ограничения по основаниям, не связанным с данными критериями.
При разрешении исковых требований, юридически значимыми обстоятельствами для правильно разрешения дела, являются установление оснований для бесплатного обеспечения Губашиевой Д.Ж. лекарственными препаратами, ее нуждаемость в конкретных медицинских препаратах, исследование медицинской документации Губашиевой Д.Ж, в том числе с целью установления разъяснялось ли Губашиеву Ж.В. право на бесплатное получение необходимых лекарственных препаратов.
Юридически значимые обстоятельствами судами установлены не были.
При этом, судебные инстанции не приняли во внимание то, что надлежащее оформление документов и разъяснение порядка получения лекарственных препаратов является обязанностью медицинского учреждения, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, что является основанием для их отмены.
При новом рассмотрении дела, мировому судье следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 11 сентября 2020 года и апелляционное определение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 03 августа 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 6 Нальчикского судебного района Кабардино-Балкарской Республики.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Т.В. Камышова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.