Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Румянцева А.П. (далее - Румянцев А.П.), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Орла от 16 ноября 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 16 апреля 2021 г., вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (далее - БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда города Орла от 16 ноября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 16 апреля 2021 г, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение судье, Румянцев А.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, приводя доводы о их незаконности.
БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче названной жалобы, представила возражения на неё, в которых указывает об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона (статья 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-2019 медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно (пункт 1.5).
Кроме того, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья надлежит обеспечить соблюдение противоэпидемического режима, исключающего риски инфицирования COVID-19, в обсерваторах, медицинских организациях для госпитализации больных COVID-2019, обучение персонала работе в СИЗ и контроль за их использованием (пункт 3.1).
В силу пункта 5.8 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15, работники медицинских организаций, имеющие риски инфицирования (персонал скорой (неотложной) медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обследуются 1 раз в неделю на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции. При выявлении среди работников медицинских организаций лиц с положительными результатами на COVID-19, они изолируются или госпитализируются (по состоянию здоровья), в отношении лиц, контактировавших с больными COVID-19 проводятся противоэпидемические мероприятия. Обследование на COVID-19 не проводится медицинским работникам, имеющим антитела IgG, выявленные при проведении скрининговых обследований.
Согласно пункту 1.8 раздела III СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58, инструктаж по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий для медицинских работников проводит сотрудник лечебной организации (заместитель руководителя лечебной организации по эпидемиологической работе, врач-эпидемиолог и/или помощник врача-эпидемиолога, заведующий отделением, старшая медицинская сестра и другие) в зависимости от функциональных обязанностей, утвержденных в данной лечебной организации.
В соответствии с пунктом 5.6 "МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2020 г, персонал медицинской организации, перепрофилированной для лечения больных COVID-19, должен пройти обучение (инструктаж) по обеспечению противоэпидемического режима и использованию СИЗ, проведенный с участием специалистов учреждений Роспотребнадзора, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных заболеваний человека II групп патогенности (организуется в рабочем порядке на территориальном уровне при согласовании территориальными органами Роспотребнадзора и составлении списков лиц, прошедших инструктаж).
Основанием для возбуждения в отношении БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" дела об административном правонарушении, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от 13 августа 2020 г. выводы должностного лица о том, что БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница":
- в нарушение пункта 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г..N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", пункта 5.8 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г..N 15, обследование на коронавирусную инфекцию (методом ПЦР) сотрудников временного отделения N 2 общего профиля с палат реанимации и интенсивной терапии (далее - ПРИТ) для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 проводится реже 1 раза в неделю.
Обследованы реже 1 раза в неделю следующие сотрудники: врач анестезиолог-реаниматолог ПРИТ ФИО5 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач анестезиолог-реаниматолог ПРИТ ФИО6 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач анестезиолог-реаниматолог ПРИТ ФИО7 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач анестезиолог-реаниматолог ПРИТ ФИО8 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач нефролог ФИО9 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач рентгенолог ФИО10 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно табеля использования рабочего времени рабочие дни 9, 10, 13, 14, 17, 24, 25, 28 и 29 июня); врач рентгенолог ФИО11 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно табеля использования рабочего времени рабочие дни 10, 11, 14, 15, 18, 19 июня); врач рентгенолог ФИО12 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно табеля использования рабочего времени рабочие дни 15, 16, 19, 20, 26, 27, 29 июня); врач ФИО13 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); врач челюстно-лицевой хирург ФИО14 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО15 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО16 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО17 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО18 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО19 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО20 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО21 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинский брат ФИО22 (не обследован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); медицинская сестра ФИО23 (не обследована с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);
- в нарушение пункта 1.8 раздела III СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. N 58, пункта 5.6 "МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации", утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2020 г, не все медицинские работники БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница", в том числе сотрудники, работающие во временном отделении N 2 общего профиля для оказания помощи пациентам больных COVID-19, в июне 2020 года охвачены проведением внепланового инструктажа по профилактике новой коронавирусной инфекции, регламентированном в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 25 января 2020 г. N 12/877-2020-27, пунктом 3.1 постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19", а именно: в представленных списках сотрудников, прошедших первичный инструктаж по вопросам предупреждения распространения коронавирусной инфекции, проведения противоэпидемических мероприятий, использованию средств индивидуальной защиты и мерах личной профилактики, отсутствуют медицинские работники: ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" судья районного суда прекратил производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении по названному основанию, судья Советского районного суда города Орла сделал вывод об отсутствии вины БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" в совершении вмененного административного правонарушения.
Судья Орловского областного суда решением от 16 апреля 2021 г. с выводами судьи районного суда согласился и оставил постановление от 16 ноября 2020 г. без изменения.
В рассматриваемой жалобе должностное лицо, направившее настоящее дело на рассмотрение судье, указывает, что имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт совершения БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" вмененного административного правонарушения, считает обжалуемые судебные акты по делу незаконными, и просит их отменить.
Однако обжалуемые судебные акты по доводам жалобы отменены быть не могут.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Как усматривается из материалов дела, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, на момент рассмотрения настоящей жалобы истек.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Первом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения БУЗ ОО "Орловская областная клиническая больница" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, а производство по делу в отношении него прекращено, то возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена. Обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда города Орла от 16 ноября 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 16 апреля 2021 г, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области Румянцева А.П. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.