Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" главного врача Костюкова В.В. (далее - Костюков В.В.), на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 22 января 2021 г., вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" (далее - БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 22 января 2021 г, БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" главный врач Костюков В.В. просит отменить названные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) издан Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 данного Федерального закона (статья 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-2019 медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно (пункт 1.5).
Кроме того, руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья надлежит обеспечить соблюдение противоэпидемического режима, исключающего риски инфицирования COVID-19, в обсерваторах, медицинских организациях для госпитализации больных COVID-2019, обучение персонала работе в СИЗ и контроль за их использованием (пункт 3.1).
В силу пункта 5.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 (далее - СП 3.1.3597-20), перевозка больных и лиц с подозрением на COVID-19 в стационар осуществляется на специально выделенном транспорте. Все перевозимые лица обеспечиваются медицинской маской. Сопровождающий персонал, включая водителей, должен использовать СИЗ, исключающие риски инфицирования. После доставки автотранспорт подвергается дезинфекции в специально оборудованном месте на территории медицинской организации, принимающей больных (подозрительных) COVID-19.
Работники медицинских организаций, имеющие риски инфицирования (персонал скорой (неотложной) медицинской помощи, инфекционных отделений, обсерваторов и специализированных отделений) обследуются 1 раз в неделю на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции. При выявлении среди работников медицинских организаций лиц с положительными результатами на COVID-19, они изолируются или госпитализируются (по состоянию здоровья), в отношении лиц, контактировавших с больными COVID-19 проводятся противоэпидемические мероприятия. Обследование на COVID-19 не проводится медицинским работникам, имеющим антитела IgG, выявленные при проведении скрининговых обследований (пункт 5.8 СП 3.1.3597-20).
Согласно пункту 13.4 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), санитарный транспорт после эвакуации инфекционных больных подлежит обязательной дезинфекции с использованием разрешенных средств и методов.
Пунктом 15.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), персонал обеспечивается средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.
Из материалов дела следует, что в ходе санитарно-эпидемиологического расследования, проведенного должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в период со 2 мая по 18 июня 2020 года установлено, что БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи", расположенное по адресу: город Орел, улица Красноармейская, дом N12, (подстанция скорой помощи Заводского района по адресу: город Орел, улица Комсомольская, дом N 249 А):
- в нарушение пункта 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 марта 2020 г..N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019", 5.8 СП 3.1.3597-20, обследование на коронавирусную инфекцию (методом ПЦР) сотрудников подстанции Заводского района проводится реже 1 раза в неделю.
Обследованы реже 1 раза в неделю следующие сотрудники: фельдшера подстанции Заводского района скорой медицинской помощи - ФИО4 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследована 1 раз ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 14 дней), ФИО6 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследован в течение 16 дней), ФИО7 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), ФИО8 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследован в течение 16 дней), ФИО9 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), ФИО10 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), ФИО11 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), ФИО12 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), ФИО13 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследован в течение 20 дней), ФИО14 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследован в течение 13 дней, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследован в течение 16 дней), ФИО15 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 12 дней, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней); медсестра ФИО16 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обследована в течение 16 дней), уборщица ФИО17 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 12 дней, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), фельдшер ФИО18 (со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не обследована в течение 16 дней), водители: ФИО19 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО20 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО21 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО22 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО23 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО24 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО25 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз), ФИО26 (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обследован 1 раз). Не представлены данные об обследовании на COVID-19 в июне 2020 года фельдшера ФИО27, старшего фельдшера ФИО28;
- в нарушение пункта 5.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, не организовано проведение дезинфекционной обработки транспорта подстанции скорой медицинской помощи "адрес", используемого для перевозки пациентов с ОРВИ, внебольничной пневмонией с подозрением на инфицирование COVID-19;
- в нарушение пункта 15.10 СанПин 2.1.32630-10, не обеспечен персонал подстанции скорой помощи Заводского района средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве в зависимости от профиля и характера проводимой работы. По информации БУЗ Орловской области "ССМП" от ДД.ММ.ГГГГ N, на 25 марта 2020 г. противочумных костюмов "Кварц-1М" - 10 штук, респираторов FFP-3 - 50 штук, костюмов "Саделит-1" - 11 штук (получены ДД.ММ.ГГГГ), респираторов FFP2 с лицевым щитком - 0, полнолицевых масок с фильтром со степенью защиты по аэрозолю РЗ - 0, медицинских перчаток (верхняя с удлиненной манжетой) - 0, высоких бахил - 0, что недостаточно для осуществления работы выездных бригад скорой помощи к больным с подозрением на коронавирусную инфекцию.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 июня 2020 г. (т. 1 л.д. 6-9); распоряжениями на проведение санитарно-эпидемиологического расследования от 2 мая 2020 г. и от 29 мая 2020 г. (т. 1 л.д. 10, 11); списком сотрудников подстанции скорой помощи Заводского района (т. 1 л.д. 13-15); актом эпидемиологического расследования инфекционных заболеваний с установлением причинно-следственной связи от 18 июня 2020 г. (т. 1 л.д. 32-37), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Все процессуальные документы, составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении должностным лицом, находившимся при исполнении своих должностных обязанностей. Оснований для признания данного процессуального документа по делу недопустимым доказательством не имеется.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оснований оспаривать которую не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии вины БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" в совершении вмененного административного правонарушения не подлежат удовлетворению, так как своего подтверждения в материалах дела не нашли. Напротив, указанные доводы жалобы опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судами предыдущих судебных инстанций была дана надлежащая правовая оценка.
Утверждения заявителя в жалобе связанные с участием представителей административного органа в ходе рассмотрения дела не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства, не свидетельствуют о нарушении процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потому не влекут отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы, являлись предметом исследования и проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Действия БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании оценки совокупности исследованных судебными инстанциями доказательств.
Постановление о привлечении БУЗ Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2020 г. и решение судьи Орловского областного суда от 22 января 2021 г, вынесенные в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Станция скорой медицинской помощи" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя бюджетного учреждения здравоохранения "адрес" "Станция скорой медицинской помощи" главного врача Костюкова В.В. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.