Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа "Медведь" директора Адамова М.А. (далее - Адамов М.А.) на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области от 11 августа 2020 г., решение судьи Кировского районного суда города Курска от 12 ноября 2020 г. и решение судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 г., вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" (в настоящее время - муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа "Медведь") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области от 11 августа 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Курска от 12 ноября 2020 г. и решением судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 г, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" (далее - МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Адамов М.А. просит отменить названные акты, приводя доводы о их незаконности, и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" к административной ответственности), нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьёй 11 Федерального закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Согласно пункту 4.13 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 61 (далее - СП 2.1.2.3304-15), раздевальные должны оборудоваться скамьями, шкафами с учетом росто-возрастных особенностей лиц, занимающихся спортом. Количество шкафов должно соответствовать числу лиц, занимающихся спортом. В раздевальных должны устанавливаться умывальники, электросушители для рук или бумажные полотенца, мыло. В душевых около каждой душевой сетки должны устанавливаться полочки для средств личной гигиены. Душевые сетки должны разделяться перегородками или оборудоваться кабинами. В раздевальных при душевых должны устанавливаться фены для сушки волос. При проектировании, строительстве и реконструкции объектов спорта раздевальные, душевые, туалеты оборудуются с учетом росто-возрастных особенностей детей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 утверждены СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", согласно которому:
- функционирование организации дополнительного образования осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности (пункт 1.7);
- на территории оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 15 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе с размещением их на смежных с территорией организации дополнительного образования контейнерных площадках жилой застройки (пункт 2.4);
- используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека. Материалы для внутренней отделки должны быть устойчивыми к проведению уборки влажным способом и обработки дезинфицирующими средствами. Допускается использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию. Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком (пункт 3.8);
- на каждом этаже здания размещаются раздельные туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарно-технических приборов принимается из расчета не менее: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Для персонала выделяется отдельный туалет. В ранее построенных зданиях допускается количество туалетов и санитарно-технических приборов в соответствии с проектом. Туалеты обеспечиваются педальными ведрами, туалетной бумагой, мылом, электросушителем (или бумажными полотенцами, салфетками) для рук. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно (пункт 3.10);
- помещения для переодевания и умывальные при спортивных и хореографических залах, помещения для занятий технической и естественнонаучной направленности, изобразительным искусством, лаборатории, мастерские, помещения медицинского назначения, помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря, туалеты обеспечиваются раковинами с подводкой горячей и холодной воды со смесителями. Предусматривается подводка горячей и холодной воды со смесителями к душевым установкам (пункт 4.4);
- все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Неисправные и перегоревшие лампы хранятся в отдельном помещении и утилизируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5.9);
- ограждающие устройства отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека (пункт 6.4);
- в организациях дополнительного образования для обучающихся организуется питьевой режим с использованием питьевой воды, расфасованной в емкости, или бутилированной, или кипяченой питьевой воды. По качеству и безопасности питьевая вода должна отвечать требованиям к питьевой воде. Кипяченую воду не рекомендуется хранить более 3-х часов. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже чем это предусматривается установленным изготовителем сроком хранения вскрытой емкости с водой. Обработка дозирующих устройств проводится в соответствии с эксплуатационной документацией (инструкцией) изготовителя (пункт 9.2);
- для уборки помещений используются разрешенные к применению для общественных помещений дезинфицирующие и моющие средства. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в упаковке производителя в местах, недоступных для детей. Допускается хранение моющих и дезинфицирующих средств в промаркированных емкостях (пункт 10.4).
Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области 18 марта 2020 г. проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в отношении МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь".
По результатам проведенной проверки установлено, что в МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" допускаются следующие нарушения санитарного законодательства:
1) по адресу: город Курск, улица Интернациональная, дом N 6-В:
- в нарушение пункта 2.4 СанПиН 2.4.4.3172-14, на территории контейнерная площадка для сбора ТБО не оборудована, у входа в помещение (тамбуре) установлен 1 бытовой контейнер для сбора ТБО;
- в нарушение пункта 3.10 СанПиН 2.4.4.3172-14, в санузле для мальчиков отсутствует раковина для мытья рук, отсутствует санузел для персонала;
- в нарушение пункта 4.4 СанПиН 2.4.4.3172-14, подводка проточной воды в помещение для хранения уборочного инвентаря отсутствует;
- в нарушение пункта 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14, не выделено помещение для хранения неисправных (использованных) люминесцентных ламп;
- в нарушение пункта 4.13 СП 2.1.2.3304-15, при раздевальной для девочек отсутствуют душевые, умывальные раковины для мытья рук, фены для сушки волос. При раздевальных для мальчиков отсутствуют умывальные раковины для мытья рук, фены для сушки волос. В душевой кабинки (перегородки) между душевыми сетками отсутствуют;
2) по адресу: город Курск, улица Институтская, дом N 42А:
- в нарушение пункта 1.7 СанПиН 2.4.4.3172-14, на данное помещение отсутствует заключение, подтверждающее его соответствие санитарному законодательству и действующим санитарным правилам;
- в нарушение пункта 3.8 СанПиН 2.4.4.3172-14, в результате протекания кровли санитарно-техническое состояние неудовлетворительное. В спортивном зале, душевой, коридоре, штукатурка и побелка местами загрязнена, покраска и побелка отслоились;
- в нарушение пункта 5.9 СанПиН 2.4.4.3172-14, не выделено отдельное помещение для хранения использованных люминесцентных ламп;
- в нарушение пункта 10.4 СанПиН 2.4.4.3172-14, дезинфицирующие средства хранятся в доступных для детей местах - туалетных помещениях;
- в нарушение пункта 4.4 СанПиН 2.4.4.3172-14, в помещении для уборочного инвентаря отсутствует подводка проточной воды. Часть отопительных приборов в спортивном зале не огорожена, часть огорожена материалом из ДСП;
- в нарушение пункта 9.2 СанПиН 2.4.4.3172-14, не организован питьевой режим;
- в нарушение пункта 4.13 СП 2.1.2.3304-15, отсутствуют перегородки (кабины) в душевых, полочки для мыльных принадлежностей. Раздевальные помещения не оборудованы раковинами для мытья рук.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 4 августа 2020 г. (л.д. 26-27); актом проверки от 18 марта 2020 г. (л.д. 31-32), распоряжением о проведении плановой (выездной) проверки юридического лица от 2 марта 2020 г. (л.д. 24-25), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совершенное МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Все процессуальные документы, составлены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем привлечение названного лица к административной ответственности по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований действующего законодательства, материалы дела не содержат.
Вопреки доводам жалобы, материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции не допустили нарушения норм процессуального права, правильно организовали и провели судебное разбирательство, разрешили все заявленные ходатайства, всесторонне, полно и объективно выяснили обстоятельства дела создали лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в судебных актах дали полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы о неверной оценке доказательств по делу не подлежат удовлетворению. Согласно материалам дела, все доказательства по делу были исследованы судами, таким доказательствам в совокупности дана надлежащая правовая оценка, оснований оспаривать которую не имеется.
Доводы жалобы о недоказанности установленных по делу обстоятельств не подлежат удовлетворению, так как своего подтверждения в материалах дела не нашли. Напротив, указанные доводы жалобы опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, которым судами предыдущих судебных инстанций дана надлежащая правовая оценка.
То обстоятельство, что директор МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" Адамов М.А. также привлечен к административным ответственности за допущенные нарушения требований санитарного законодательства, не является поводом к освобождению юридического лица от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Утверждения заявителя в жалобе связанные с реорганизацией МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" в муниципальное бюджетное учреждение "Спортивная школа "Медведь", не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства, и потому не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Ссылка заявителя в жалобе в обоснование незаконности обжалуемых судебных актов на то, что СанПиН 2.4.4.3172-14 и СП 2.1.2.3304-15 были отменены, является ошибочным.
При рассмотрении настоящей жалобы судья Первого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 и постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1631 отменены СанПиН 2.4.4.3172-14, СП 2.1.2.3304-15. Также, в данном постановлении Правительства Российской Федерации указано, что отменяются названные в нём акты (в том числе СанПиН 2.4.4.3172-14 и СП 2.1.2.3304-15), содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Данные положения вступили в силу с 1 января 2021 г.
Между тем, требования, за нарушение которых МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" привлечено к административной ответственности, установлены, в частности, положениями разделов II, III СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", вновь утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28, а также положениями разделов II, VI СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", вновь утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44, которые введены в действие с 1 января 2021 г.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции обоснованно руководствовались положениями СанПиН 2.4.4.3172-14 и СП 2.1.2.3304-15, действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, так как в силу части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Оснований для применения положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, не имеется. Приведённые в жалобе нормативно-правовые акты не содержат норм, улучшающих положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, устраняющих обязанность этого лица соблюдать вмененные требования санитарного законодательства. Соответствующие требования санитарного законодательства, подлежащие соблюдение обязательно, предусмотрены и в новой редакции.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении МБУ ДО "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Курской области от 11 августа 2020 г, решение судьи Кировского районного суда города Курска от 12 ноября 2020 г. и решение судьи Курского областного суда от 12 февраля 2021 г, вынесенные в отношении муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Медведь" директора Адамова М.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.