Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Бекишевой Е.С. (далее - Бекишева Е.С.), действующей в интересах главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В., на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 2 апреля 2021 г. и решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2021 г., вынесенные в отношении главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В, (далее - Шалабаев Ю.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 2 апреля 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2021 г, глава города Нижнего Новгорода Шалабаев Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Бекишева Е.С, действуя в интересах главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В, просит названные судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Глава города Нижнего Новгорода Шалабаев Ю.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Шалабаева Ю.В. к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) определяет обеспечение безопасности дорожного движения как деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статьей 4 данного Федерального закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В силу приведенных выше требований обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, среди прочего, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 11, 15 пункта 6 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 г.N 91 (далее - Устав города) администрация города Нижнего Новгорода осуществляет: дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах города; осуществляет иные полномочия в области организации дорожного движения, отнесенные Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 41 Устава города предусмотрено, что администрацию города Нижнего Новгорода возглавляет глава города Нижнего Новгорода и руководит ею на принципах единоначалия.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность (статья 31 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), согласно которым:
- во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см (пункт 8.2);
- снежные валы на обочинах дорог категорий II - IV рекомендуется устраивать высотой не более 1, 0 м. На улицах: снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1, 5 м с разрывами длиной 2, 0 - 2, 5 м; устройство разрывов и очистку водосточных решеток осуществляют в течение 16 часов после окончания снегопада; в лотковой части снежный вал формируют на расстоянии 0, 5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод; перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается; вывоз сформированных снежных валов с улиц групп А - Д осуществляют в течение 9 дней, групп Е - в течении 12 дней с момента окончания снегопада (пункт 8.6);
- формирование снежных валов на улицах не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах (пункт 8.8).
Как следует из материалов дела, 14 января 2021 г. в период времени с 15 часов 35 минут до 15 часов 50 минут глава города Нижнего Новгорода Шалабаев Ю.В, являясь ответственным должностным лицом за содержание дорог в городе Нижнем Новгороде, в нарушение пункта 13 Основных положений, не принял мер к обеспечению безопасности дорожного движения, а именно:
- у дома N 1 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода, в нарушение пунктов 8.6, 8.8 ГОСТ Р50597-2017, допустил временное складирование снега на проезжей части дороги, формирование снежных валов на остановочной и посадочной площадке остановочного пункта маршрутных транспортных средств "площадь Лядова" (непосредственно у остановочного павильона), чем была создана угроза безопасности дорожного движения;
- у корпуса N 1 дома N 23 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода, в нарушение пунктов 8.6, 8.8 ГОСТ Р50597-2017, допустил временное складирование снега на проезжей части дороги, формирование снежных валов на остановочной и посадочной площадке остановочного пункта маршрутных транспортных средств "университет имени Лобачевского" (непосредственно у остановочного павильона), чем была создана угроза безопасности дорожного движения;
- у дома N 25 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода, в нарушение пунктов 8.6, 8.8 ГОСТ Р50597-2017, допустил временное складирование снега на проезжей части дороги, формирование снежных валов на остановочной и посадочной площадке остановочного пункта маршрутных транспортных средств "гостиница "Ока"" (непосредственно у остановочного павильона и стойки со знаком 5.16 "Место остановки автобуса и (или троллейбуса)", чем была создана угроза безопасности дорожного движения;
- у дома N 11 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода, в нарушение пункта 8.8 ГОСТ Р50597-2017, допустил формирование снежных валов на остановочном пункте маршрутных транспортных средств "улица Студенческая" (непосредственно у опоры со знаком 5.16 "Место остановки автобуса и (или троллейбуса)", а также на тротуаре (непосредственно у остановочного павильона), чем была создана угроза безопасности дорожного движения;
- у дома N 29 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода на правой полосе проезжей части со стороны площади Лядова в сторону Щербинок, в нарушение пунктов 8.2, 8.8 ГОСТ Р50597-2017, допустил наличие талого рыхлого снега средней толщиной покрова 9, 5 см на проезжей части дороги (замеры производились в 4 точках, последовательно на расстоянии 10 метров и составляют, соответственно, 16 см, 8 см, 6 см, 8 см);
- у дома N 29 по проспекту Гагарина города Нижнего Новгорода, в нарушение пункта 8.8 ГОСТ Р50597-2017, на посадочной площадке остановочного пункта маршрутных транспортных средств "дворец Спорта" допустил формирование снежного вала (непосредственно у остановочного пункта).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 25 февраля 2021 г. (л.д. 1); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15 января 2021 г. (л.д. 3); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 4-6); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 7-9); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 10-12); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 13-15); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 16-20); актом, выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 14 января 2021 г. с фотоматериалом к нему (л.д. 21-23); постановлением главы города Нижнего Новгорода от 28 октября 2020 г. (л.д. 32); Уставом города Нижнего Новгорода, принятого постановлением Городской думы города нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 г. (л.д. 39-75), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В. квалифицированы по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Шалабаев Ю.В, являясь главой города Нижнего Новгорода, осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Материалы дела свидетельствуют, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, судебными инстанциями созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, выдвинутые в защиту Шалабаева Ю.В, им дана правильная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы о том, что Шалабаев Ю.В. как глава города Нижнего Новгорода не является субъектом данного административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и оценки судов предыдущих судебных инстанций, обоснованно были признаны несостоятельными с привидением подробных мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Иные доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемых актов, не опровергают наличие в действиях главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В. состава вмененного административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Нижегородского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 2 апреля 2021 г. и решение судьи Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 25 мая 2021 г, вынесенные в отношении главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Бекишевой Е.С, действующей в интересах главы города Нижнего Новгорода Шалабаева Ю.В, - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.