Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Хандалаева Худойдода Рахмоновича (далее Хандалаев Х.Р.) на вступившее в законную силу постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года, вынесенное в отношении Хандалаева Х.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года (дело 5-75К/2019), с учетом определения от 12 июля 2019 года, гражданин Республики Узбекистан Хандалаев Х.Р, 02 сентября 1980 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Хандалаев Х.Р. ставит вопрос об изменении судебного постановления, исключении из него указания о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Ссылается на неправильное установление судом его личности, непринятие во внимание заключение Хандалаевым Х.Р. брака с гражданкой Российской Федерации и наличие троих несовершеннолетних детей (2008, 2010, 2014 г.р.), отцом которых он является.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалоб в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В соответствии с частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное частью 1.1 названной статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно положениям пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство.
Статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 17 января 2019 года N 149/240/19-ФЗ, составленного старшим инспектором отдела по вопросам миграции УМВД России по Коломенскому городскому округу, усматривается, что 17 января 2019 года в 15 часов 20 минут при проведении проверки соблюдения иностранными гражданами режима пребывания и осуществления трудовой деятельности по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Узбекистан Хандалаев Сулаймон Рахмонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, холостой, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации на территории Московской области, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (л.д. 3).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов дела, постановлением судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года Хандалаев Сулаймон Рахмонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации. В целях исполнения административного наказания иностранный гражданин помещен в ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск.
28 мая 2019 года начальником Центра временного содержания иностранных граждан в Коломенский городской суд Московской области направлено заявление Хандалаева Худойдода Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, содержащегося в ЦВСИГ ОМВД России по городскому округу Егорьевск на основании постановления судьи городского суда от 18 января 2019 года, вынесенного по делу N, в котором содержится требование об исправлении описки в постановлении судьи городского суда, ввиду указания в содержании судебного акта данных его брата - Хандалаева Сулаймона Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16).
В подтверждение данного обстоятельства заявителем приложены заверенная копия паспорта Хандалаева Худойдода Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копия ответа Посольства Республики Узбекистан от 24 апреля 2019 года о готовности оформить свидетельство на возвращение Хандалаева Худойдода Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Республику Узбекистан (л.д. 17); копия ответа Посольства Республики Узбекистан от 24 апреля 2019 года, в котором отражено, что Хандалаев Сулаймон Рахмонович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представился данными, не относящимися к его личности (л.д. 18).
13 июня 2019 года по запросу судьи городского суда личность гражданина Республики Узбекистан Хандалаева Худойдода Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена, что подтверждается заключением от 03 июля 2019 года (л.д. 22, 25-26).
Определением судьи Коломенского городского суда Московской области от 12 июля 2019 года в постановлении судьи городского суда от 18 января 2019 года изменены установочные данные Хандалаева Х.Р. Определено считать указанное в постановлении имя Хандалаева - Худойдод вместо Сулаймон, дату рождения - ДД.ММ.ГГГГ года вместо ДД.ММ.ГГГГ года.
Проверяя постановление судьи городского суда от 18 января 2019 года с учетом внесенных в него изменений на предмет соответствия требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья кассационного суда приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Вопрос об установлении личности правонарушителя имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, должным образом не установлена, дело об административном правонарушении возбуждено в отношении иностранного гражданина Хандалаева Сулаймона Рахмоновича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, материалы проверки, включающие объяснения от 17 сентября 2019 года (л.д. 4), заключение об установлении личности Хандалаева Сулаймона Рахмоновича (л.д. 5), справку АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 6, 7) получены должностными лицами УМВД России по Коломенскому городскому округу относительно данного субъекта.
При рассмотрении дела судья городского суда меры к всестороннему, полному, объективному установлению личности лица, привлекаемого к административной ответственности, не приняты, расписка о разъяснении прав от 18 января 2019 года, содержит только фамилию лица, в отношении которого рассматривалось дело, "Хандалаев" (л.д. 10).
Вынесение судьей определения, которым в содержании постановления изменены имя субъекта ответственности и дата его рождения, не может свидетельствовать о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено с соблюдением процессуальных требований, определенных статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года нельзя признать законным и обоснованным.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года, вынесенное в отношении Хандалаева Х.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Коломенского городского суда Московской области от 18 января 2019 года, вынесенное в отношении Хандалаева Х.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.