Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Солтыс Е.Е, судей Лемякиной В.М, Сапрыкиной Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании
по кассационным жалобам командира воинской части 25516, Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 мая 2021 года
заслушав доклад судьи Лемякиной В.М, выслушав представителя Министерства обороны Российской Федерации - Капелина А.О, представителя войсковой части 25516 - Дендебера С.В, поддержавших доводы жалоб, представителя ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны России - Шемраеву Р.Н, присоединившуюся к доводам жалоб, представителя истца - Жаднова С.В, возражавшего против доводов жалоб,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона обратился с иском к Министерству обороны Российской Федерации, с учетом уточненных требований, просил суд о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, а именно о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по содержанию ограждения контролируемой зоны ЗАТО - поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха МО N 114/46 от 20.12.2017, и закреплении его за воинской частью в срок до 01.01.2022; об обязании Министерства обороны РФ в срок до 31.03.2022 произвести осмотр границ контролируемой зоны ЗАТО - поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха N 114/46 от 20.12.2017, на предмет определения объема работ по ремонту имеющегося ограждения и его возведению в местах, где такое ограждение отсутствует; об обязании Министерства обороны Российской Федерации к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о ЗАТО - поселок Власиха МО и в срок до 31.12.2022 выполнить работы по возведению ограждения и оборудованию его техническими средствами охраны контролируемой зоны п. Власиха, в целях приведения его к требованиям, установленным ведомственным нормативным правовым актом - руководством по оснащению объектов Вооруженных сил РФ техническими средствами охраны и их применению, утвержденным Приказом Министра обороны РФ N80 от 18.02.2020, в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО N 114/46 от 20.12.2017.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 марта 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 мая 2021 года решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 марта 2021 года отменено. Принято по делу новое решение, которым иск военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворен частично. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность выполнить работы до 31 декабря 2022 года по возведению ограждения контролируемой зоны г.о.Власиха Московской области в границах контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха Московской области, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха Московской области от 20.12.2017 N114/46. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах авторы жалоб просят об отмене апелляционного определения, ссылаются на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях обеспечения безопасного функционирования особорежимного объекта Министерства обороны РФ, Указом Президента Российской Федерации N70 от 19.01.2009 "О преобразовании закрытого военного городка N 22/1 в закрытое административно-территориальное образование" пос. Власиха МО военный городок N 22/1 преобразован в закрытое административно-территориальное образование - пос. Власиха МО. Пунктом N3 определено, что в п. Власиха сохраняется действующий особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, предусматривающий ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, на полеты летательных аппаратов над его территорией и иные ограничения в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Губернатора Московской области N 110-ПГ от 05.08.2009 в административных границах бывшего военного городка Одинцово-10 создано муниципальное образование, которому присвоен статус городского округа на правах самостоятельного муниципального образования Московской области. Распоряжением Правительства РФ N1330-р от 15.09.2009 военный городок N 22/1 исключен из перечня имеющих фонд закрытых военных городков. С этого же времени окончена процедура формирования закрытого административно-территориального образования п. Власиха.
Как установлено в ходе проведенной 60 военной прокуратурой гарнизона контрольной проверки требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, длительное время не принимаются меры по устранению нарушений целостности и отсутствию ограждения контролируемой зоны п. Власиха, что способствует беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию ЗАТО Власиха. Проведенными в 2018-2020г. проверками состояния противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов, расположенных в п. Власиха были выявлены нарушения целостности ограждения контролируемой зоны и в ряде мест его полного отсутствия.
По результатам проверок в адрес уполномоченных должностных лиц Власихинского гарнизона вносились представления, которые были рассмотрены, но нарушения не устранены.
Контрольным осмотром ограждения, проведенным 21.09.2020 вновь были выявлены факты нарушения целостности указанного ограждения. Порядка 30% ограждения железобетонного ограждения демонтировано, вытеснено гаражами, повалено деревьями или имеет нарушения целостности, ограждение из колючей проволоки также имеет нарушение целостности. В ходе осмотра установлено, что в местах, где имеется нарушение целостности ограждения, в целях использования прорывов в качестве прохода, образованы пешеходные тропы, в результате чего систематически выявляются нарушения пропускного режима. За период с 01.01.2018 по настоящее время было составлено 339 протоколов об административных нарушениях, связанных с незаконным нахождением на территории пос. Власиха. За нарушение пропускного режима было задержано 49 иностранных граждан.
Истец, обращаясь с настоящим иском в интересах Российской Федерации исходил из того, что выявленные нарушения приводят к нарушению требований законодательства о противодействии терроризму. Согласно данным, представленным командованием Власихинского местного гарнизона, объектами Министерства обороны России, в целях обеспечения безопасного функционирования которых был создан п. Власиха, являются критически важные объекты РВСН.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску. Обязанность по установке и содержанию контролируемой зоны ЗАТО Власиха законодательством возложены на администрацию г.о. Власиха, которая по делу является третьим лицом.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции, установив, что выводы суда основаны на неверном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение отменил.
Принимая новое решение, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 214, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 4 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ N1082 от 16.08.2004, Положением об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1998 N 655 (ред. от 19.03.2014), Постановлением Правительства РФ от 23.12.2009 N 1078 "О распространении действия Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, на закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области", с учетом исследованных доказательств, установив, что ЗАТО Власиха было создано в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, что отнесено к ведению Минобороны России; часть ограждения закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное ТУИО" Министерства обороны; согласно ответам Минобороны России и подведомственных ему организаций, которые не отрицали, что за счет их сил и ресурсов фактически поддерживается ограждение контролируемой зоны ЗАТО и осуществляются охранные мероприятия; доказательств в подтверждение того, что изначально ограждение было создано за счет муниципальных средств, а не Минобороны России (Минобороны СССР), не представлено; ответственность за установку заграждений в контролируемой зоне ЗАТО Власиха возложена на начальника объекта, который является председателем Комиссии, то есть на начальника Власихинского местного гарнизона; ремонтные работы должны осуществляться за счет средств, предусмотренных Минобороны России, пришел к выводу о том, что
ответственность по установке и содержанию ограждения контролируемой зоны ЗАТО Власиха должна быть возложена на ответчика Минобороны России, полномочия которого закреплены в Положении о Министерстве обороны РФ.
Удовлетворяя требования о возложении обязанности по возведению ограждения и определяя границы такого ограждения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в генеральном плане г.о. Власиха (утверждённом решением Совета депутатов г.о. Власиха N 114/46 от 20.12.2017) и в Указе Президента РФ N70 от 19.01.2009 приводится примерное закрепление границ путем их описания на местности без указания сведений о межевании. При этом на момент издания приведенного Указа Президента РФ генеральный план г.о. Власиха Московской области с его границами не был утвержден, чем обусловлено несовпадение границ.
Установив, что возведение (ремонт) ограждения контролируемой зоны г.о.Власиха в границах контура ограждения, установленного генеральным планом г.о. Власиха Московской области, в наибольшей степени соответствует фактическим границам, а при исполнении судебного акта стороны не лишены возможности обратиться к кадастровому инженеру с целью установления местоположения границ и установки (ремонта) ограждения, суд апелляционной инстанции возложил на ответчика обязанность по возведению границы в соответствии с генеральным планом г.о. Власиха Московской области.
В удовлетворении остальной части требовании, суд апелляционной инстанции отказал.
Суд кассационной инстанции, проверяя законность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов жалобы, соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалоб о том, что обязанность по восстановлению внешней границы муниципального образования - ограждения контролируемой зоны г.о.Власиха должно осуществляться органами местного самоуправления, поскольку законодательством предусмотрены дополнительные дотации на содержание ЗАТО являлись предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в силу вышеприведенных норм права такая обязанность возложена на ответчика с целью обеспечения особого режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы жалоб о том, что подлежащая ограждению территория является землями городского округа, а, следовательно, мероприятия относятся к полномочия органов местного самоуправления, о том, что в контур контролируемой зоны в настоящее время входит дорога, не состоятельны к отмене судебного постановления. Территория ЗАТО подлежит обязательному ограждению по внешней границы муниципального образования. Возникновение стихийной дороги не может являться препятствием к исполнению требований законодательства.
Также не могут являться основанием к отмене апелляционного определения доводы о противоречиях в установлении границы ЗАТО, по которой должно быть установлено ограждение.
Необеспечение сохранности ограждения контролируемой зоны ЗАТО может повлечь ненадлежащее обеспечение обороны страны и безопасности государства. Учитывая, что ответчиком в ходе рассмотрения дела каких-либо ходатайств с целью устранения данных противоречий заявлено не было, вывод суда апелляционной инстанции о возложении обязанности восстановить ограждение в границах контура ограждения, установленных Генеральным планом г.о. Власиха Московской области является верными.
В остальном доводы кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и исследованных доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 31 мая 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы командира воинской части 25516, Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.