Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Павловой Е.А, с участием прокурора Воеводина А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-68/2021 по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации о понуждении организовать проведение обследования технического состояния и капитального ремонта, по кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14.01.2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 08.06.2021 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, объяснения прокурора Воеводина А.В, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
военный прокурор Нижегородского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, с учетом уточненных требований, о возложении на Министерство обороны Российской Федерации, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации обязанности организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния зданий и капитального ремонта, используемых военным комиссариатом г..о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: "адрес", указывая на то, что Военной прокуратурой Нижегородского гарнизона в ходе проверки установлено, что военный комиссариат г..о.г.Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области занимает и использует в своей деятельности недвижимое имущество - нежилое здание 1856 года постройки. Вступившими в законную силу судебными постановлениями на здание военного комиссариата признано право собственности Российской Федерации.
Здания военного комиссариата находятся в аварийном состоянии, непригодном для эксплуатации, а именно: разрушен фундамент, имеются осадки; в цоколе имеются отмостки по периметру здания; трещины кирпичной кладки фасада и обвалы штукатурки; разрушены кровельные парапетные стены и карнизы, а также покрытия из листового кровельного железа и шифера; несущие балки и деревянный настил перекрытия сгнили; произошел перелом несущей балки перекрытия; деревянный настил перекрытия имеет множественные трещины. В результате обследования установлено, что механическая безопасность здания военного комиссариата не обеспечивается, существует опасность внезапного обрушения стен, состояние крыши недопустимое. Согласно заключению эксперта в строении объединенного военного комиссариата по техническому состоянию строительных конструкций ФИО8 признан ограниченно работоспособным, ФИО81 - недопустимым, ФИО82 - ограниченно работоспособным, ФИО83 - аварийным, в строении финансово-хозяйственного отделения помещения N признаны недопустимыми, помещение N - ограниченно работоспособным, строение туалета признано недопустимым. Согласно указанному заключению эксперта, учитывая техническое состояние строительных конструкций здания военного комиссариата и состояние строений в целом, имеются основания для признания их аварийными, вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства в целом или их отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в связи с полученными повреждениями, приводящими к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются в части строения ФИО83. При этом техническое состояние строений ФИО81, литер Б (в части помещений N) и литер В - недопустимое, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей.
Также с технической точки зрения в строениях ФИО81, А3, Б (в части помещений N) и литер В имеется опасность для сохранности расположенного инженерного оборудования. Устранение соответствующих дефектов строения ФИО8, А2, Б (в части помещения N) путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно и целесообразно. Устранение соответствующих дефектов строений путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно, но экономически нецелесообразно.
В соответствии с вступившим в законную силу решением в помещениях ФИО81, А3, в помещениях N литер Б, литер В военного комиссариата прекращена деятельность до устранения опасности причинения вреда, за исключением деятельности, направленной на проведение текущего и капитального ремонта, реконструкции или иных работ, направленных на устранение опасности эксплуатации указанных помещений для жизни и здоровья граждан, выполнения требований строительных норм и правил, а также законодательства РФ о безопасности зданий и сооружений.
Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области".
Согласно ответу военного комиссариата Нижегородской области капитальный ремонт объектов военного комиссариата г. Арзамаса не проведен, в планы капитального ремонта на 2020 год объект не включен.
По результатам проверки военной прокуратурой Нижегородского гарнизона внесено представление военному комиссару Нижегородской области об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени мер к проведению капитального ремонта не принято, военный комиссариат г. Арзамаса продолжает свою деятельность в аварийном состоянии, чем создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц из числа работников и посетителей военного комиссариата.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены администрация г. Арзамаса Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в качестве соответчиков привлечены Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации, произведена замена ответчика Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации на Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14.01.2021 г. исковые требования удовлетворены частично: на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность организовать в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации проведение обследования технического состояния и капитального ремонта зданий, используемых военным комиссариатом г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по адресу: "адрес", с учетом заключения N 52.05.039-19 от 23.05.2019 г.
В удовлетворении исковых требований Военного прокурора Нижегородского гарнизона к Департаменту военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту строительства Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 08.06.2021 г. решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерством обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено.
Судом установлено, что на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2019 г. по делу N А43-2753/2019 за Российской Федерацией признано право собственности на здание финансово-хозяйственного отделения (учрежденческое), расположенное по адресу: "адрес", условный N, общей площадью 120, 8 кв.м.
На основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2019 г. по делу N А43-2754/2019 за Российской Федерацией признано право собственности на нежилое здание (учрежденческое, складское, гаражное), расположенное по адресу: "адрес", условный N, общей площадью 1148, 2 кв.м.
На основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.06.2019 г. по делу N А43-2751/2019 за Российской Федерацией признано право собственности на нежилое здание туалета, расположенное по адресу: "адрес", условный N, общей площадью 13, 7 кв.м.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано за Российской Федерацией в установленном законом порядке, что подтверждается выписками из ЕГРН, из которых следует, что здание объединенного военного комиссариата поставлено на кадастровый учет 27.02.2014 г. с кадастровым номером 52 N, здание финансово-хозяйственного отделения поставлено на кадастровый учет 27.02.2014 г. с кадастровым номером N, здание туалета поставлено на кадастровый учет 05.07.2011 г. с кадастровым N
Данные здания используются Военным комиссариатом городского округа город Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области.
Правообладателем земельного участка площадью 2332 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу, является муниципальное образование - городской округ город Арзамас Нижегородской области, вид разрешенного использования земельного участка - для эксплуатации здания объединенного военного комиссариата и для иных видов жилой застройки, является объектом культурного наследия, установлено ограничение в пользу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, что подтверждается выписками из ЕГРН и материалами дел правоустанавливающих документов на указанные объекты недвижимости, предоставленных Росреестром, из которых следует, что данный земельный участок находится в границах историко-архитектурной заповедной территории г. Арзамаса.
По вышеуказанному адресу располагаются: нежилое здание объединенного военного комиссариата площадью 995, 9 кв.м, с кадастровым номером N, сведения о правообладателе отсутствуют; нежилое здание финансово-хозяйственного отделения площадью 171, 7 кв.м с кадастровым номером N о правообладателе отсутствуют.
Согласно технического паспорта нежилого здания объединенного военного комиссариата от 03.09.2007 г, расположенного по вышеуказанному адресу, здание состоит из литер N год постройки N - до 1917 года, общая площадь здания 1148, 2 кв.м.
Согласно техническому паспорту нежилого здания финансово-хозяйственного отделения от 03.09.2007 г, расположенного по вышеуказанному адресу, здание состоит из литера Б, год постройки - до 1917 года, общая площадь здания 120, 8 кв.м.
Согласно техническому паспорту нежилого здания - туалета от 03.09.2007 г, расположенного по вышеуказанному адресу, здание состоит из литера В, общая площадь здания 13, 7 кв.м.
Ранее указанные здания находились в безвозмездном пользовании ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" на основании договора N безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества от 28.04.2017 г, заключенного между Комитетом имущественных отношений г. Арзамаса Нижегородской области и ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области".
Согласно решениям Арбитражного суда здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района в соответствии с п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" относятся к военному имуществу, в связи с чем в соответствии с положениями п.1, 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053, п.1 ст.55.25 ГрК РФ Министерство обороны Российской Федерации, осуществляющее функции по управлению федеральным имуществом, обязано осуществлять контроль за сохранностью данного имущества, в том числе, с учетом требований ст. 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Согласно письму ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России от 20.11.2020 г. Учреждением подготовлен и направлен в адрес Департамента военного имущества Минобороны России проект приказа о закреплении вышеуказанного недвижимого имущества на праве оперативного управления за Учреждением с последующей регистрацией вещных прав Учреждения.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22.09.2019 г. по гражданскому делу по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" о прекращении деятельности в здании военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области исковые требования военного прокурора Нижегородской области удовлетворены, на ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" возложена обязанность прекратить деятельность в помещениях N В военного комиссариата г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по вышеуказанному адресу, до устранения опасности причинения вреда, за исключением деятельности, направленной на проведение текущего, капитального ремонта, реконструкции или иных работ, направленных на устранение опасности эксплуатации указанных помещений для жизни и здоровья граждан, выполнения требований строительных норм и правил, а также законодательства Российской Федерации о безопасности зданий и сооружений.
Из данного решения суда следует, что эксплуатация N военного комиссариата г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по вышеуказанному адресу, может привести к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью граждан: работников военного комиссариата г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области и лиц, на постоянной основе призываемых и направляемых на военную службу через комиссариат, посетителей. Данные выводы суда основаны, в том числе, на заключении судебной экспертизы от 23.05.2019 г. N 52.05.039-19, выполненной ООО НПО "Эксперт Союз".
В соответствии с выводами указанного экспертного заключения следует:
1. Фактическое техническое состояние строительных конструкций зданий военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области, расположенного по вышеуказанному адресу:
- здания объединенного военного комиссариата площадью 1148, 2 кв.м: N - ограниченно работоспособное, N - недопустимое, N - ограниченно работоспособное, N - аварийное, - здания финансово-хозяйственного отделения общей площадью 120, 8 кв.м: литер Б в части помещений N - недопустимое, в части помещения N - ограниченно работоспособное;
- здание туалета общей площадью 13, 7 кв.м: литер N недопустимое;
2. Учитывая техническое состояние строительных конструкций зданий военного комиссариата и состояние зданий в целом, основания для признания их аварийными, вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства в целом или их отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в связи с полученными повреждениями, приводящими к снижению до недопустимого уровней надежности зданий, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, имеются лишь в части строения N
4. Устранение соответствующих дефектов строений N путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически возможно и экономически целесообразно, устранение соответствующих дефектов строений N) путем проведения капитального ремонта либо реконструкции технически, очевидно возможно, но явно экономически нецелесообразно.
Из заключения эксперта следует, что:
- для приведения строения N в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить комплекс технических мероприятий, которые в целом относятся к реконструкции: усиление и замена отдельных несущих балок межэтажных перекрытий; замена утепления чердачного перекрытия; ремонт кирпичной кладки наружных стен (цокольной и карнизной части); устройство отмостки со стороны "адрес"; замена оконных блоков; ремонт фасадов; устройство канализации и организация санузловых помещений в строении; ремонт внутренней отделки;
- по строению N фактический износ составляет 50-60 % (строение накренено, имеется явная кривизна плоскости каркасных стен, перекос дверных проемов);
- для приведения пристроя N в работоспособное техническое состояние необходимо выполнить комплекс технических мероприятий, в целом относящихся к капитальному ремонту: усиление и замена отдельных несущих балок межэтажных перекрытий; замена утепления чердачного перекрытия; ремонт кирпичной кладки наружных стен (цокольной и карнизной части); устройство отмостки со стороны "адрес"; замена оконных блоков; ремонт фасадов; ремонт внутренней отделки;
- по строению N - здание частично обрушено, крыша отсутствует, фактический износ 70-75 %;
- по строению литер Б: часть здания с деревянным перекрытием (пом. N) имеет фактический износ 60 % (деревянное перекрытие деформировано и местами обрушено, крыша протекает, имеются разрушения отдельных участков кирпичных стен; часть здания со сводчатым перекрытием (пом. N) имеет физический износ 40-45 %, устранение недостатков пом. N возможно путем проведения капитального ремонта либо реконструкции - устройство новой крыши;
- здание литер В имеет фактический износ 50-60 % (явно прогрессирующие сквозные трещины на кирпичных стенах, значительное отклонение от вертикали "задней" продольной стены).
Согласно акту N общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района по вышеуказанному адресу, инвентарный N, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте.
Согласно акту N общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района по вышеуказанному адресу, инвентарный N, от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в капитальном ремонте.
Согласно акту N общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района по вышеуказанному адресу, инвентарный номер б/н, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте.
Согласно акта N общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района по вышеуказанному адресу, инвентарный номер б/н, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте.
Согласно акту N общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района N по вышеуказанному адресу от 20.03.2020 г, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте, что также подтверждается дефектным актом N от 20.03.2020 г, ведомостью объемов работ от 20.03.2020 г.
Согласно акту N общего весеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района (N) по вышеуказанному адресу от 20.03.2020 г, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте, что также подтверждается дефектным актом N 1/1 от 20.03.2020 г, ведомостью объемов работ от 20.03.2020 г.
Согласно акту N общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района (N по вышеуказанному адресу, без даты, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте, что также подтверждается актом технического состояния здания от сентября 2020 г, ведомостью объемов работ без даты, дефектным актом N.
Согласно акту N общего осеннего осмотра здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района (N) по вышеуказанному адресу, комиссия пришла к выводу о том, что здание нуждается в текущем ремонте, что также подтверждается актом технического состояния здания от сентября 2020 г, ведомостью объемов работ без даты, дефектным актом N без даты.
На основании исполнительного документа, выданного в соответствии с решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 11.09.2019 г, Арзамасским РОСП УФССП по Нижегородской области 07.10.2019 г. было возбуждено исполнительное производство N окончено 04.12.2020 г. в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
В целях выполнения ремонта аварийного пристроя Военным комиссариатом городского округа г. Арзамас и Арзамасского района были заключены договоры на оказание благотворительной помощи N от ДД.ММ.ГГГГ с Объединением работодателей "Арзамасская ассоциация промышленников и предпринимателей "Развитие" и N от ДД.ММ.ГГГГ с АО "АПЗ", в соответствии с которыми были проведены ремонтные работы по ремонту входной группы здания военного комиссариата.
Согласно письму ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" от 01.12.2020 г. тактико-технические задания на проведение капитального ремонта здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области не разрабатывалось, в планы текущего ремонта на 2019, 2020 годы здание не включалось.
Согласно письму 708 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Министерства обороны Российской Федерации от 21.04.2020 г. в период с 2018 года обращений от военного комиссара по вопросу проведения ремонтных работ здания военного комиссариата по вышеуказанному адресу не поступало.
Вариант размещения военного комиссариата городского округа город Арзамас и Арзамасского района по вышеуказанному адресу не утвержден.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 210, 1012 ГК РФ, ст. 1, 55.25 ГрК РФ, ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", ст. 7, 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", исходя из того, что здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Нижегородской области находятся в ненадлежащем технически состоянии, опасном для неопределённого круга лиц, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных к владельцу этих помещений - Министерству обороны Российской Федерации, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы жалобы о том, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком, суд апелляционной инстанции признал несостоятельными, поскольку учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, исходя из спорных правоотношений, является Министерство обороны Российской Федерации. Доказательств передачи зданий военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района Министерством обороны Российской Федерации в доверительное управление, в материалах дела не имеется.
Проверяя доводы жалобы о том, что отсутствие проведения ремонта в здании военкомата не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц и в случае возникновения опасности нахождения в здании людей их права могут быть защищены иными способами, суд апелляционной инстанции указал, что факт возможного нарушения прав неопределенного круга лиц нашёл своё подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 11.09.2019 г, имеющим в соответствии со ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение для настоящего дела.
Утверждения в жалобе о том, что полномочий на обращение с указанными требованиями у военного прокурора не имеется, со ссылкой на то, что такие полномочия принадлежат только собственнику - Министерству обороны Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 209 ГК РФ обладает правами владения, пользования и распоряжения имуществом, признаны судом апелляционной инстанции, со ссылкой на положения ст. 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре РФ", ст. 12 ГК РФ, не состоятельными, с указанием на то, что из материалов дела следует, что эксплуатация помещений военного комиссариата в существующем техническом состоянии может привести к причинению вреда имуществу, жизни и здоровью неопределенного круга лиц: работников военного комиссариата г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области и лиц, на постоянной основе призываемых и направляемых на военную службу через комиссариат, посетителей.
Ссылку в жалобе на то, что здания объединенного военного комиссариата являются объектом культурного наследия и находятся в рамках историко-архитектурной заповедной части территории г. Арзамас, суд апелляционной инстанции не признал в качестве основания для отмены судебного решения, как не влияющее на существо спора.
Судебная коллегия не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеет оснований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решений Арбитражного суда здания военного комиссариата городского округа г. Арзамас и Арзамасского района относятся к военному имуществу
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Статьёй 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.
Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со статьей 55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (п.1).
Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно статьи 36 Технического регламента, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (п.1).
Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, руководствовавшегося вышеуказанными нормами права, при установленных судом первой инстанции по делу обстоятельствах о том, что собственником не принимаются меры по сохранности принадлежащего ему имущества, обеспечивающие его безопасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, сохранность государственного имущества, судебная коллегия не имеет оснований.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с тем, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Возложение на собственника имущества по требованию прокурора в интересах неопределенного круга лиц обязанности произвести обследование принадлежащего ему имущества с целью решения в дальнейшем вопроса о приведении его в надлежащее безопасное техническое состояние, судебная коллегия находит правомерным.
При установленных по делу обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что судебными инстанциями не указано, чем нарушены права неопределённого круга лиц, нельзя признать состоятельными.
Из материалов дела следует, что здания объединенного военного комиссариата имеют: N - ограниченно работоспособное, N - недопустимое, N - ограниченно работоспособное, N - аварийное, здания финансово-хозяйственного отделения литер Б в части помещений N - недопустимое, в части помещения N - ограниченно работоспособное, здание туалета литер В - недопустимое техническое состояние, что представляет опасность для жизни и здоровья как для работающих в нём гражданам, призывникам, так и иным посетителям.
Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22.09.2019 г. по иску военного прокурора Нижегородского гарнизона на ФКУ "Военный комиссариат Нижегородской области" возлагалась обязанность прекратить деятельность в помещениях ФИО81, N военного комиссариата г.о.г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области, расположенных по вышеуказанному адресу, до устранения опасности причинения вреда, однако собственник зданий надлежащих мер к приведению зданий в надлежащее безопасное техническое состояние не принял, на что было указано в оспариваемых судебных актах.
Утверждения о том, что именно собственник вправе решать вопрос о том, что делать ему со своим имуществом, никем не оспариваются. Возлагая обязанность произвести обследование своего имущества для принятия соответствующего решения, суд прав собственника не нарушал.
Категорического вывода о проведении конкретного капитального ремонта в зданиях ответчика судебные акты не содержат.
Вместе с тем в случае неясности судебного постановления, стороны вправе обратиться в суд за его разъяснением в порядке ст. 202 ГПК РФ.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Несогласие с судебными постановлениями либо другая точка зрения стороны на то, как могло быть рассмотрено дело, сами по себе не являются основанием для отмены или изменения данных судебных актов.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14.01.2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 08.06.2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.