Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу главы администрации городского поселения Октябрьское - Сенченкова В.В. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Октябрьского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 февраля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Октябрьское,
УСТАНОВИЛ:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N1 Октябрьского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 апреля 2021 года, юридическое лицо - администрация городского поселения Октябрьское (далее - администрация г.п. Октябрьское) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты глава администрации г.п. Октябрьское - Сенченков В.В. просит отменить решение от 21 апреля 2021 года, изменить постановление мирового судьи, снизив размер административного штрафа до 100 000 рублей.
11 октября 2021 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пункт 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения поселений дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден и введен в действие "ГОСТ Р 50597-2017. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 18 января 2020 года в 10:00 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги (улицы), угрожающие безопасности дорожного движения, а именно: в нарушение пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 в п. Октябрьское на улицах Ленина, в районе дома 49, Дзержинского, в районе домов 14, 10, Калинина, в районе домов 29, 40, Чапаева, в районе дома 35, пер. Больничный, в районе дома 16/1, сформированы снежные валы ближе 10 м от пешеходных переходов; в нарушение п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 в п. Октябрьское на всей протяженности улиц Чапаева и 50 лет Победы имеется зимняя скользкость и снежный накат.
Изложенные обстоятельства, указывающие на несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, послужили основанием для составления в отношении администрации г.п. Октябрьское протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства несоблюдения администрацией г.п. Октябрьское требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения, подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела и при рассмотрении жалобы на постановление дана надлежащая правовая оценка.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено. Действия юридического лица правомерно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация г.п. Октябрьское в силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, данное лицо не приняло все необходимые меры по соблюдению требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно делающих невозможным выполнение администрацией г.п. Октябрьское возложенных на нее законом обязанностей, как и о достаточных мерах, которые лицо, будучи ответственным за состояние дорог, предпринимало в области дорожной деятельности для предотвращения выявленных недостатков, совершенных до момента выявления недостатков, в дело не представлено.
Заключение муниципального контракта с ИП "данные изъяты" не исключает административную ответственность администрации, ответственной за содержание автомобильных дорог, за установленные нарушения.
Все имеющиеся доказательства получены с соблюдением требований закона, оснований для признания их недопустимыми не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен при надлежащем уведомлении лица, в отсутствии законного представителя юридического лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, содержит необходимые и достаточные сведения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены, все обстоятельства, имеющие значения для дела, в том числе относительно виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Дело рассмотрено с соблюдением правил территориальной подсудности.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей соответствует санкции части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ мировой судья с учетом установленных обстоятельств дела не усмотрел. В настоящем случае материалы дела не содержат сведений о наличии каких-либо исключительных обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для назначения наказания менее размера минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Вопреки доводам жалобы, нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Имеющаяся в материалах дела телефонограмма от 19 апреля 2021 года подтверждает факт извещения администрации о назначенном на 21 апреля 2021 года судебном заседании по рассмотрению жалобы (л.д.91). Оснований не доверять содержанию телефонограммы не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 февраля 2021 года, решение судьи Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского поселения Октябрьское оставить без изменения, жалобу главы администрации городского поселения Октябрьское - Сенченкова В.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.