Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Печенкиной Н.А, судей Трапезниковой И.И, Ермолаевой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 июня 2021 года по административному делу N2а-306/2021 по административному исковому заявлению Дмитренко Николая Анатольевича о признании незаконными решений должностных лиц ОВМ ОМВД России по г. Когалыму, УМВД России по ХМАО-Югре об отсутствии гражданства Российской Федерации, заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Дмитренко Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований о признании незаконными заключения служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Дмитренко Н.А. гражданства РФ и законности выдачи паспорта гражданина РФ, утвержденного начальником УМВД России по ХМАО-Югре Сатретдиновым Д.С. 13 ноября 2020 года, об отмене решений, принятых в результате проверки, о возложении на Отдел по вопросам миграции в ОМВД России по городу Когалыму обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение и исключить ранее выданные паспорта из базы недействительных паспортов.
В обоснование заявленных требований указано, что он, бывший гражданин "данные изъяты", прибыл из "данные изъяты" (бывшая "данные изъяты") на территорию Российской Федерации к месту проживания матери и ему был выдан вкладыш в паспорт гражданина "данные изъяты" серии "данные изъяты" от 18.10.1991 года; с 01.10.1993 года он имеет регистрацию в г. "данные изъяты" с 03.07.1995 по 27.05.1997 год проходил военную службу по призыву во внутренних войсках МВД РФ, принял военную присягу Российской Федерации, а после окончания службы вернулся в г. "данные изъяты" где продолжил свою трудовую деятельность. 25.07.2001 года была произведена замена паспорта гражданина "данные изъяты" на паспорт гражданина "данные изъяты"; 30.07.2004 была произведена замена паспорта гражданина "данные изъяты" в результате прихода в негодность ранее выданного паспорта гражданина РФ. 14.08.2008 и 05.10.2019 года ему был выдан паспорт, удостоверяющий личность гражданина "данные изъяты" за пределами территории РФ. При замене паспорта гражданина "данные изъяты" по достижении возраста 45 лет в Отделе по вопросам миграции ОМВД России по г. Когалыму, административному истцу было выдано уведомление, согласно которому по результатам комплексной проверки наличия у Дмитренко Н.А. гражданства "данные изъяты" и обоснованности выдачи паспортов гражданина "данные изъяты", установлено, что Дмитренко Н.А. гражданином "данные изъяты" не является, паспорт гражданина "данные изъяты" подлежит изъятию. Полагает, что указанные действия и решения ограничивают его права как гражданина "данные изъяты".
Решением Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 июня 2021 года, заявленные требования удовлетворены. Судом признано незаконным и отменено заключение УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 13.11.2020 года о проведении служебной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у Дмитренко Николая Анатольевича гражданства "данные изъяты" и законности выдачи им паспорта гражданина Российской Федерации; на ОВМ ОМВД России по г. Когалыму возложены обязанности устранить допущенное нарушение и выдать Дмитренко Николаю Анатольевичу, "данные изъяты" года рождения, паспорт гражданина "данные изъяты", исключить ранее выданные паспорта из базы недействительных паспортов.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты, поданной через суд первой инстанции 02.09.2021 года, действующий от имени и в интересах УМВД России по ХМАО-Югре по доверенности представитель Управления Оразова А.А, просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая на то, что решения судами приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судов основаны на неверно установленных обстоятельствах данного дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель административного ответчика, административный истец, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела установлено, что Дмитренко Николай Анатольевич родился "данные изъяты", прибыл на территорию Российской Федерации к члену своей семьи - матери "данные изъяты", которая приобрела гражданство РФ на основании п. "г" ст. 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" 28.05.1996 года. Дмитренко Н.А. был зарегистрирован "данные изъяты": с 01.10.1993 года по 21.03.1995 года по адресу: "данные изъяты", с 21.03.1995 года по 11.10.1996 года по адресу: "данные изъяты" с 11.10.1996 года по 17.09.2013 года по адресу: ул. "данные изъяты", с 17.09.2013 года по настоящее время по адресу: ул. "данные изъяты". С 12.07.1993 года Дмитренко Н.А. принят на работу "данные изъяты"" (местность приравненная к районам Крайнего Севера) и в дальнейшем продолжал свою трудовую деятельность не территории РФ. В период с 03.07.1995 года по 27.05.1997 года административный истец проходил службу в рядах Российской армии. "данные изъяты" Дмитренко Н.А. заключил брак.
На основании заявления о выдаче (замене) паспорта от 19.07.2001 года по форме N 1П Дмитренко Н.А. был документирован ОВД г. Когалыма паспортом гражданина Российской Федерации, серии "данные изъяты" от 25.07.2001 года в связи с обменом паспорта "данные изъяты" ОВД Единецкого РИК "данные изъяты" 18.10.1991 года, как гражданин "данные изъяты" на основании п. 1 ст. 13 (Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года N 1948-1) с 14.02.1995 года.
На основании заявления о выдаче (замене) паспорта от 29.06.2004 года по форме N 1П Дмитренко Н.А. был документирован ОВД г. Когалыма паспортом гражданина "данные изъяты", серии "данные изъяты" от 30.07.2004 года в связи с непригодностью паспорта серии "данные изъяты" от 25.07.2001 года. Также ФМС "данные изъяты" Дмитренко Н.А. документирован паспортом гражданина "данные изъяты", удостоверяющим личность гражданина "данные изъяты" за пределами территории РФ, серии "данные изъяты" от 05.10.2019 года.
В связи с достижением "данные изъяты"-летнего возраста Дмитренко Н.А. посредством интернет-портала "Госуслуги" обратился в миграционную службу с заявлением о замене ему паспорта гражданина "данные изъяты". Миграционным органом на имя Дмитренко Н.А. оформлен и выдан административному истцу паспорт гражданина "данные изъяты", серии "данные изъяты" от 25.08.2020 года.
Согласно заключению УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 13.11.2020 года, Дмитренко Николай Анатольевич гражданином "данные изъяты" не является.
Паспорт гражданина "данные изъяты" серии "данные изъяты", выданный 25.07.2001 года ОВД г.Коглыма на имя Дмитренко Н.А, паспорт гражданина "данные изъяты" серии "данные изъяты", выданный 30.07.2004 года ОВД г.Коглыма на имя Дмитренко Н.А, паспорт гражданина "данные изъяты" серии "данные изъяты", выданный 25.08.2020 года ОМВД России по г.Когалыму на имя Дмитренко Н.А, признаны недействительными, выданными лицу, которое не является гражданином "данные изъяты". Кроме того паспорт гражданина "данные изъяты" серии "данные изъяты", выданный 25.08.2020 года, признан подлежащим изъятию и объявлению в розыск. Одновременно подлежащим изъятию признан паспорт гражданина "данные изъяты", удостоверяющий личность гражданина "данные изъяты" за пределами территории Российской Федерации, серии "данные изъяты" "данные изъяты", выданный 05.10.2019 года ФМС "данные изъяты"
Установив юридически значимые для разрешения настоящего спора обстоятельства на основании исследования и оценки совокупности представленных доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции правильно применил для правовой оценки оспариваемого решения положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положения статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент приобретения Дмитренко Н.А. гражданства "данные изъяты", и взаимосвязанных с ними положений Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.09.1997 года N 605, а также в системном единстве с ними положений Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года N 1325, которым утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, и действующих на момент рассмотрения спора положений части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". На основе анализа и применения вышеприведенных нормативных правовых актов к установленным обстоятельствам суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в период с момента документирования ОВД г. Когалыма Дмитренко Н.А. 25.07.2001 года паспортом гражданина "данные изъяты", у уполномоченных на осуществление миграционного контроля государственных органов не имелось сомнений в наличии у Дмитренко Н.А. гражданства "данные изъяты", приобретенного в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 года N 1948-1, и отсутствие в настоящее время у административного ответчика записей в базах данных о приобретении им этого гражданства, не свидетельствует о том, что Дмитренко Н.А. приобрел гражданство "данные изъяты" незаконно.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, о незаконности и необходимости отмены оспариваемого заключения служебной проверки, влекущего для административного истца правовые последствия, а также восстановления нарушенных прав административного истца способами, указанными судом, являются обоснованными и соответствующими закону.
Сомнений в правильности выводов судов нижестоящих судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
В кассационной жалобе УМВД России по ХМАО-Югре приводит доводы о несогласии с изложенными в судебных решениях выводами, указывая на то, что судами неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, что административный истец не обращался за приобретением гражданства в установленном порядке, в связи с чем полагают справедливыми свои выводы о том, что Дмитренко Н.А. не является гражданином РФ, а изъятие паспорта гражданина РФ у Дмитренко Н.А. в данном случае не является неадекватным и несоразмерным ограничением его прав.
Между тем эти доводы несостоятельны. Указанное обстоятельство являлось предметом проверки судей и судами абсолютно оправданно отмечено, что обстоятельства оформления гражданства административного истца, связанные с организацией работы самого административного ответчика, не могут служить основанием для последующего произвольного вмешательства государства в осуществление прав лица, в отношении которого уже принято решение, при отсутствии доказанных фактов, свидетельствующих о неправомерных или виновных действий со стороны заявителя или должностных лиц уполномоченного органа, повлекших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований.
Суды обоснованно указали на то, что административный истец с 1993 года по настоящее время постоянно проживает в Российской Федерации, зарегистрирован по месту жительства, осуществляет трудовую деятельность, в период с 03.07.1995 года по 27.05.1997 года проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, в "данные изъяты" году заключил брак, с 2001 года был неоднократно документирован паспортом гражданина "данные изъяты" на основании которого на протяжении длительного времени осуществлял реализацию своих прав и обязанностей гражданина. Указанные обстоятельства, с учетом положений статьи 3 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", свидетельствуют о его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей и определяющей гражданство данного государства.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов относительно вышеуказанных вопросов, а также с толкованием судом норм права, регулирующих правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемого судебного акта. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены судебных решений в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 13 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.