Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Трапезниковой И.И, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Ревда на решение Свердловского областного суда от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года по административному делу N3а-109/2021 по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Думе городского округа Ревда о признании не действующим в части решения Думы городского округа Ревда от 25.07.2018 года N223 "Об утверждении генерального плана городского округа Ревда Свердловской области, заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И, выслушав прокурора седьмого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкину А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился в суд с административным иском, в котором просил признать не действующим решение Думы городского округа Ревда от 25 июля 2018 года N 223 "Об утверждении генерального плана городского округа Ревда Свердловской области" в части включения в границы населённых пунктов лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Билимбаевского лесничества: с. Мариинск - Мариинский участок Мариинского участкового лесничества (квартал 5 выделы 3, 12; квартал 45 выдел 6-9), урочище МСП "Сельхозпродукты" Ревдинского участкового лесничества (квартал 24 выделы 1, 2); п.Краснояр - урочище МСП "Сельхозпродукты" Ревдинского участкового лесничества (квартал 32 выделы 1, 2, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 21-23, 31, 32), Мариинский участок Мариинского участкового лесничества (квартал 45 выделы 30, 35; квартал 46 выделы 1, 36; квартал 56 выдел 34; квартал 57 выдел 1); с.Кунгурка - Дегтярский участок Дегтярского участкового лесничества (квартал 80 выделы 23, 28, 29, 33; квартал 96 выделы 9, 16, 17, 23-25, 30-32, 34-36; квартал 97 выделы 11, 22-27; квартал 113 выделы 8, 13, 14, 19, 23, 31, 36-38, 40, 45; квартал 114 выделы 1-4, 6-9, 15, 17-20, 26-28, 30, 31; квартал 115 выделы 10, 54; квартал 130 выдел 20; квартал 131 выделы 3-7, 11, 12, 14-16, 25, 26, 36; квартал 132 выделы 1-3, 35; квартал 148 выдел 7, 8, 16, 41, 44, 50, 51, 57; квартал 161 выделы 10, 11, 17, 22, 29, 72).
В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что оспариваемый акт принят с нарушением установленной действующим законодательством процедуры согласования проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с нарушением действующего законодательства изменены целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.
Решением Свердловского областного суда от 16 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года, административный иск удовлетворён: признано не действующим с момента вступления в законную силу решения суда решение Думы городского округа Ревда от 25 июля 2018 года N 223 "Об утверждении генерального плана городского округа Ревда Свердловской области" в части включения в границы населённых пунктов с.Мариинск, п.Краснояр и с.Кунгурка указанных в административном исковом заявлении лестных участков, расположенных на землях лесного фонда Билимбаевского лесничества.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 28 сентября 2021 года) заинтересованное лицо Администрация городского округа Ревда просит об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на неверное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В суде кассационной инстанции прокурор указал на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
От прокуратуры Свердловской области поступили возражения на жалобу, в которых прокурор указал на необоснованность ее доводов.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке административный истец и административные ответчики, а также заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, в судебном заседании не участвовали.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение генерального плана городского округа, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.
Как установлено при рассмотрении дела, решением Думы городского округа Ревда от 25 июля 2018 года N 223 "Об утверждении генерального плана городского округа Ревда Свердловской области", опубликованным в общественно-политическом бюллетене Думы и администрации городского округа Ревда "Муниципальные ведомости" 30 июля 2018 года, утвержден генеральный план городского округа Ревда Свердловской области, который отображает границы населённых пунктов, расположенных в границах городского округа Ревда, в том числе границы сел Мариинск и Кунгурка, а также поселка Краснояр.
Проанализировав порядок принятия данного решения суды пришли к выводам о том, что оно принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Вместе с тем при разрешении заявленных Департаментом лесного хозяйства требований судами установлено, что по результатам выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического совмещения границ населённых пунктов городского округа Ревда и материалов лесоустройства Билимбаевского лесничества выявлено частичное наложение границ населенных пунктов на границы находящихся в федеральной собственности лесных участков из состава земель лесного фонда: села Мариинск - на выделы 3, 12 в квартале 5, выделы 6-9 в квартале 45 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества, на выделы 1, 2 в квартале 24 урочища МСП "Сельхозпродукты" Ревдинского участкового лесничества; поселка Краснояр - на выделы 1, 2, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 21-23, 31, 32 в квартале 32 урочища МСП "Сельхозпродукты" Ревдинского участкового лесничества, на выделы 30, 35 в квартале 45, на выделы 1, 36 в квартале 46, на выдел 34 в квартале 56, на выдел 1 в квартале 57 Мариинского участка Мариинского участкового лесничества; села Кунгурка - на выделы 23, 28, 29, 33 в квартале 80, на выделы 9, 16, 17, 23-25, 30-32, 34-36 в квартале 96, на выделы 11, 22-27 в квартале 97, на выделы 8, 13, 14, 19, 23, 31, 36-38, 40, 45 в квартале 113, на выделы 1-4, 6-9, 15, 17-20, 26-28, 30, 31 в квартале 114, на выделы 10, 54 в квартале 115, на выдел 20 в квартале 130, на выделы 3-7, 11, 12, 14-16, 25, 26, 36 в квартале 131, на выделы 1-3, 35 в квартале 132, на выделы 7, 8, 16, 41, 44, 50, 51, 57 в квартале 148, на выделы 10, 11, 17, 22, 29, 72 в квартале 161 Дегтярского участка Дегтярского участкового лесничества.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу положений части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации если проектом генерального плана городского округа предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Учитывая, что в период подготовки генерального плана действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460, установив, что в деле отсутствуют доказательства того, что органом местного самоуправления выполнены требования указанного Порядка и в Минэкономразвития России направлялось уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в соответствии с требованиями пункта 2.1 Порядка, суды признали, что при подготовке проекта генерального плана не соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура его согласования, чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую.
Принимая во внимания положения пункта 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения Думы городского округа Ревда от 25 июля 2018 года N 223 "Об утверждении генерального плана городского округа Ревда Свердловской области" не действующим в оспариваемой части.
Выводы суда первой инстанций и апелляционного суда кассационный суд находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, а судебные акты принятыми без нарушений процессуальных требований.
В кассационной жалобе ее автор приводит доводы о несоответствии выводов судов о нарушении в рассматриваемом случае порядка согласования проектов документального планирования, указывая на то, что в силу части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ проект подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а с учетом постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2008 года N388-ПП, выбор перечня Министерств и иных уполномоченных органов для согласования осуществляется Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, при этом в рассматриваемом случае администрация городского округа Ревды никаких действий по направлению проекта на согласование не осуществляет, Министерство также не нашло оснований для направления проекта генерального плана на согласование Департаменту лесного хозяйства, что, по мнению автора жалобы, свидетельствует о соблюдении установленного порядка согласования генерального плана.
Между тем приведенные кассатором суждения основаны на субъективной оценке сложившихся правоотношений, учитывают только интересы администрации в вопросах установления правовой категории спорных земельных участков, однако они не опровергают тот факт, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта был нарушен порядок проведения процедур согласования вопросов, касающихся вышеуказанных земельных участков, которые в нем разрешены.
Доводы кассационной жалобы относительно отсутствия подтверждения включения в границы населенных пунктов спорных лесных участков, ссылки на пересечения спорных лесных участков с земельными участками, находящимися в частной собственности, и на результаты рассмотрения дел по искам природоохранного прокурора о признании права отсутствующим, на которые ссылается администрация городского округа Ревда, являлись предметом рассмотрения судов и были обоснованно отклонены.
Несогласие автора кассационной жалобы с выводами судов относительно вышеуказанных вопросов, а также с оценкой судами предоставленных в дело доказательств, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемых судебных актов.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия судебной коллегии не входит.
Доводы кассатора о том, что отмена генерального плана не повлечет желаемых правовых последствий, со ссылками на то, что включенные в границы населенного пункта земельные участки ранее относились к категории "земли сельскохозяйственного назначения", и, следовательно их категория с отменой решения не поменяется на "земли лесного фонда", что, по мнению подателя жалобы, свидетельствует о неисполнимости судебных решений, безосновательны и не могут повлечь отмены судебных актов, поскольку предметом рассмотрения данного иска являлись иные вопросы, которые разрешены судами в соответствии с действующим законодательством; оснований полагать неисполнимыми принятые судами решения не усматривается.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых решений в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 16 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Ревда - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 19 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.