Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сургутского района на решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 сентября 2021 года по административному делу N2а-348/2021 по ее административному исковому заявлению к прокуратуре Сургутского района, прокуратуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании представления незаконным.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, возражения на доводы жалобы прокурора Трошкиной А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация Сургутского района обратилась в суд с административным иском о признании незаконным представления прокурора Сургутского района от 30 сентября 2020 года (с учетом уточнения - т. 1 л.д. 195-186) об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в части деятельности при реализации условий инвестиционного договора с застройщиком, при исполнении законодательства о концессионных соглашениях, соблюдения законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о доходах муниципальных служащих и членов их семей, деятельности при реализации муниципальной программы "Поддержка предпринимательства и развитие инвестиционной деятельности", деятельности при организации работы с несовершеннолетним "данные изъяты" и его семьей, деятельности при обеспечении земельными участками многодетных семей.
Решением Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 сентября 2021 года, требования административного истца оставлены без удовлетворения.
В поданной 03 декабря 2021 года кассационной жалобе Администрация Сургутского района, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры представила письменные возражения на доводы кассационной жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, заблаговременно до начала судебного заседания, не представили, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании решений прокурора Сургутского района от 22, 31 июля, 01, 09, 16, 17 сентября 2020 года в период с июля по сентябрь 2020 года проведены проверки в отношении Администрации Сургутского района, предметом которых являлось соблюдение требований: законодательства о местном самоуправлении, об инвестиционных проектах, бюджетного и градостроительного законодательства (т. 1 л.д. 206); законодательства о концессионных соглашениях (т. 1 л.д. 221); градостроительного законодательства, законодательства о порядке рассмотрения обращений (т. 1 л.д. 225); законодательства о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства, законодательства о порядке владения, распоряжения муниципальным имуществом (т. 1 л.д. 230); жилищного и земельного законодательства (т. 1 л.д. 235); законодательства о защите прав несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (т. 1 л.д. 246).
В результате проверки выявлены нарушения Администрацией Сургутского района требований законодательства, выразившееся в предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в пользование без оформленных надлежащим образом документов, что повлекло отсутствие поступлений в бюджет муниципального образования; в допуске к конкурсу и последующему заключению концессионного соглашения с ООО "Развитие", которое создано за 1, 5 месяца до проведения конкурса, не имеет допуска к выполнению отдельных видов работ и соответствующей штатной численности, как и опыта по строительству объектов; в предоставлении муниципальными служащими недостоверных сведений о доходах и имуществе в рамках реализации требований федеральных законов о противодействии коррупции, формальном характере проверки достоверности указанных сведений; в нарушении установленного законом срока рассмотрения обращений "данные изъяты" поданных в Администрацию Сургутского района; в малой эффективности грантовой поддержи субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставления субсидий на возмещение различных видов затрат ввиду недостаточной нормативной правовой базы, пробелов в ней, что может создать условия для совершения преступных посягательств; в ненадлежащем исполнении полномочий органов опеки и попечительства, выразившемся в несвоевременном уведомлении Администрации муниципального образования Федоровский район Республики Башкортостан о проживании на ее территории замещающей семьи Шишкиных, а также в ненадлежащем ведении личных дел несовершеннолетних детей из указанной семьи; в необоснованном снятии с учета многодетной семьи "данные изъяты" ввиду отказа от трех земельных участков при вручении 1 из 3 уведомлений о предоставлении земельного участка, в несвоевременном принятии решения о снятии с учета, их направления в отношении граждан "данные изъяты" в не принятии мер по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурами в целях их дальнейшего предоставления многодетным
семьям, состоящим на учете.
По результатам проверки 30 сентября 2020 года Администрации Сургутского района внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений законодательства, рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что необходимая совокупность условий для удовлетворения требований Администрации Сургутского района отсутствует, поскольку оспариваемое представление не противоречит закону и не может расцениваться как нарушающее права административного истца.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
В соответствии со статей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (пункт 1 статьи 21, абзац 4 пункта 3 статьи 22).
На основании статьи 27 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок реализации полномочий, в том числе и путем вынесения представления в адрес лица, допускающего нарушения.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Сведений о реализации в отношении Администрации Сургутского района таких процедур материалы дела и доводы кассационной жалобы не содержат.
Оснований для вывода о том, что действия прокуратуры по проведению проверок и истребованию сведений с последующим внесением представления от 30 сентября 2020 года не соответствуют положениям пунктов 2 и 3 статьи 21 Закона о прокуратуре, в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций правильно заключили, что прокурором представлены достаточные и полученные в установленном законом порядке доказательства правомерности своих требований, а права административного истца оспариваемым представлением не нарушены, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении административных исковых требований.
Необоснованными являются доводы о неисполнимости предписания прокурора, поскольку оно какой-либо неясности не содержит, является конкретным и исполнимым, обязывая Администрацию Сургутского района организовать надлежащее рассмотрение представления с участием прокурора и оставляя за юридическим лицом право выбора конкретных способов реагирования на него по результатам рассмотрения, в том числе по вопросу применения мер дисциплинарной ответственности.
Несогласие административного истца с этими выводами не является достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку нормы главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Сургутского района - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.