Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Козиной Н.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-470/2021 по иску Петровой Екатерины Владимировны к Рудневу Эдуарду Владимировичу, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 о признании незаконными решений о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, об установлении факта совместного проживания, по кассационной жалобе Петровой Екатерины Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 Зиновьевой О.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петрова Е.В. обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 (далее - УСП N 5), Рудневу Э.В. о признании незаконными решений от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семи лет - "данные изъяты" года рождения.
В ходе рассмотрения дела Петрова Е.В. дополнительно заявила требование об установлении факта ее совместного проживания с детьми - "данные изъяты", с момента рождения каждого ребенка и по настоящее время по адресу: "данные изъяты".
В обоснование заявленных требований истица указала, что является матерью "данные изъяты" отцом которых в свидетельстве о рождении указан ответчик Руднев Э.В. 07 июля 2020 года она подала заявление, составленное по типовой форме, о назначении ежемесячной денежной выплаты на обоих детей, однако 16 июля 2020 года в принятии заявления УСП N 5 отказало, ссылаясь на то, что в заявлении указаны неполные сведения. 09 сентября 2020 года она вновь подала заявление о назначении выплаты на обоих детей через единый портал государственных и муниципальных услуг УСП N 5. Решением от 11 сентября 2020 года ей было отказано в назначении выплаты ввиду того, что не подтверждено совместное проживание заявителя с детьми, "данные изъяты" на дату обращения с заявлением еще не достиг трехлетнего возраста, выплата на "данные изъяты", назначена решением от 03 августа 2020 года другому родителю - Рудневу Э.В, который обратился в УСП через единый портал государственных и муниципальных услуг с заявлением от 13 июля 2020 года. 18 сентября 2020 года истица обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на сына "данные изъяты". Решением от 01 октября 2020 года ей было отказано по тому основанию, что данная выплата уже назначена другому родителю - Рудневу Э.В. решением от 28 сентября 2020 года. Решения УСП N 5 от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на детей считает незаконными, поскольку выплаты назначены на основании недостоверных сведений о фактическом месте жительства детей, которые с ответчиком Рудневым Э.В. не проживали, а с момента рождения проживали с матерью Петровой Е.В.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 24 марта 2021 года (с учетом определения суда от 13 апреля 2021 года об исправлении описки в фамилии истца) исковые требования Петровой Е.В. удовлетворены: установлен факт совместного проживания Петровой Е.В. с ребенком "данные изъяты" года рождения, с 22 июня 2012 года по настоящее время по адресу: "данные изъяты"; установлен факт совместного проживания Петровой Е.В. с ребенком "данные изъяты" года рождения, с 15 сентября 2017 года по настоящее время по адресу: "данные изъяты"; решения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на "данные изъяты" года рождения, и "данные изъяты" года рождения, признаны незаконными.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 августа 2021 года решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 24 марта 2021 года отменено в части признания незаконными решений Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 5 от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на детей: "данные изъяты" года рождения, и "данные изъяты" года рождения, в отменной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Руднева Э.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Петрова Е.В. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на допущенное судом апелляционной инстанции нарушение норм материального права.
Истец Петрова Е.В, явившаяся в здание кассационного суда, до рассмотрения дела покинула помещение суда, в судебном заседании участие не принимала.
Ответчик Руднев Э.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что истец Петрова Е.В. является матерью, а ответчик Руднев Э.В. - отцом несовершеннолетних детей - "данные изъяты" года рождения, и "данные изъяты" года рождения.
Петрова Е.В. зарегистрирована по адресу: "данные изъяты" Дети "данные изъяты" зарегистрированы вместе с отцом Рудневым Э.В. по адресу: "данные изъяты".
16 июля 2020 года ответчиком УСП N 5 было отказано в принятии заявления Петровой Е.В. о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей на основании подпункта 4 пункта 8 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N1004-ПП (далее Порядка) в виду того, что в заявлении указаны неполные сведения.
Решением УСП N 5 от 03 августа 2020 года Рудневу Э.В. на основании его заявления от 13 июля 2020 года назначена ежемесячная денежная выплата на несовершеннолетнего Руднева Леонида Эдуардовича, 22 июня 2012 года рождения, так как документально подтверждены все условия предоставления данной выплаты, в том числе совместное проживание с ребенком, ежемесячная денежная выплата назначена с 01 января 2020 года по 21 июня 2020 года в размере 5 757 руб.
09 сентября 2020 года Петрова Е.В. через единый портал государственных и муниципальных услуг повторно обратилась с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей.
Решением УСП N 5 от 11 сентября 2020 года Петровой Е.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на основании подпункта 4 пункта 15 Порядка, - не подтверждены условия предоставления выплаты, указанные в пункте 2 Порядка, поскольку Петрова Е.В. зарегистрирована по адресу: "данные изъяты" а ее дети "данные изъяты" зарегистрированы по адресу: "данные изъяты"; на дату обращения ребенок "данные изъяты" года рождения, не достиг возраста трех лет; ежемесячная денежная выплата на "данные изъяты" назначена другому родителю - "данные изъяты"
17 сентября 2020 года в УСП N 5 через единый портал государственных и муниципальных услуг поступило заявление Руднева Э.В. от 16 сентября 2020 о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка "данные изъяты", достигшего возраста 3-х лет.
18 сентября 2020 года Петрова Е.В. вновь через единый портал государственных и муниципальных услуг обратилась в УСП N 5 с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на своих несовершеннолетних детей.
Решением УСП N 5 от 28 сентября 2020 года Рудневу Э.В. назначена ежемесячная денежная выплата на несовершеннолетнего "данные изъяты" года рождения, так как документально подтверждены все условия предоставления данной выплаты, в том числе совместное проживание заявителя с ребенком. Выплата назначена с 15 сентября 2020 года по 15 сентября 2021 года в размере 5 757 руб.
Решением Управления социальной политики N 5 от 01 октября 2020 года Петровой Е.В. отказано в назначении денежной выплаты со ссылкой на то, что она не подтвердила документально факт совместного проживания с детьми, а кроме того, ежемесячная денежная выплата на "данные изъяты" года рождения, назначена и выплачена другому родителю-отцу Рудневу Э.В.
Ответчиком Рудневым Э.В. факт проживания детей с момента их рождения совместно с матерью Петровой Е.В. по адресу: "данные изъяты" не оспаривался. В судебном порядке место жительства детей с кем-либо из родителей не определялось.
Факт совместного проживания Петровой Е.В. с её детьми "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" подтвержден актом от 30 октября 2020 года, составленным с участием лиц, проживающих в квартирах N 1, 11, 12, 5, удостоверенным начальником ПЖКУ п. Динас, а также актами от 13 января 2021 года и от 18 февраля 2021 года, составленными специалистом УСП N 5.
Рудневым Э.В. отказано в доступе в жилое помещение по адресу: "данные изъяты"
Петровой Е.В. не обеспечен доступ в квартиру, расположенную по адресу: "данные изъяты", по причине производства ремонтных работ.
Разрешая спор и удовлетворяя требование Петровой Е.В. об установлении факта её совместного проживания с детьми - "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" года рождения, с момента их рождения по адресу: "данные изъяты", суд первой инстанции, руководствуясь статьей 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что факт совместного проживания матери Петровой Е.В. с детьми "данные изъяты", подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В указанной части апелляционное определение в кассационном порядке не обжалуется, следовательно, предметом кассационной проверки не является.
Удовлетворяя требование о признании незаконными решений от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семи лет, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", статьей 22.1 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-03 "О защите прав ребенка" (в редакции Закона Свердловской области от 03 июля 2020 года N 75-03), Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка", исходил из того, что в заявлениях о назначении ежемесячной денежной выплаты ответчиком Рудневым Э.В. указан лишь адрес регистрации детей, сведений о фактическом проживании детей данные заявления не содержат (в графе "Адрес проживания" в заявлениях от 13 июля 2020 года и от 16 сентября 2020 года стоит прочерк); не имея информации о фактическим месте жительства детей ответчик УСП N 5 не проверил информацию о фактическом проживании детей, при наличии заявлений о назначении выплат от двух родителей, проживающих в разных местах. Кроме того, суд указал на то, что ответчик УСП N 5 не проверил информацию о доходах Руднева Э.В, фактически осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Суд первой инстанции, сославшись на пункт 9 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка", указал, что перечень документов, необходимый для назначения ежемесячного пособия на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, содержащийся в названном Порядке, не является исчерпывающим, а содержит лишь примерные документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, в связи с чем применив по аналогии Закон Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-03 "О ежемесячном пособии на ребенка" и постановление Правительства Свердловской области от 01 февраля 2005 года N 70-ПП (в редакции от 30 июля 2020 года) "О порядке реализации Закона Свердловской области от 14 декабря 2004 года N 204-03 "О ежемесячном пособии на ребенка", пришел к выводу о том, что факт проживания заявителя совместно с ребенком (детьми) подтверждается актом проверки (комиссионного обследования) проводимой Управлением социальной политики, в случае регистрации заявителя и ребенка (детей) по месту жительства или по месту пребывания по разным адресам на территории Свердловской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 21, 21-1, 24 Порядка и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка", пунктом 41 Административного регламента предоставления территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области государственной услуги "Предоставление ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно", утвержденного Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 26 мая 2020 года N 330, пришел к выводу, что УСП N 5, обладая информацией о поступлении заявлений о назначении выплат на детей от обоих родителей, не состоящих в браке, имеющих различную регистрацию по месту жительства, не осуществило проверку достоверности предоставленной информации заявителем Рудневым Э.В. Установив, факт совместного проживания детей с матерью Петровой Е.В, а также факт несообщения Рудневым Э.В. уполномоченному органу сведений о фактическом проживании детей на территории Свердловской области (по адресу фактического проживания с матерью по "данные изъяты"), признав, что необходимым условием для получения мер социальной поддержки является факт совместного проживания их получателя с несовершеннолетними детьми на территории Свердловской области, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания решений УСП N 5 о назначении выплат родителю Рудневу Э.В, не проживающему совместно с детьми, незаконными.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований о признании незаконными решений от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей в возрасте от трех до семи лет включительно, отменяя решение суда первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что все графы заявления о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поданного Рудневым Э.В, им заполнены, в них указаны необходимые для назначения выплаты сведения; графы "адрес проживания" типовая электронная форма заявления не содержит, в разделе 4 "сведения о составе семьи" есть графа о степени родства (по отношению к заявителю), о реквизитах актовой записи о рождении ребенка, адрес регистрации (по паспорту) и графа о совпадении адреса члена семьи с адресом регистрации заявителя.
Руководствуясь Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка", приняв во внимание объяснения представителя УСП N 5, из которых следует, что при подтверждении факта родства заявителя с ребенком на основании актовой записи о рождении ребенка, при совпадении адреса регистрации заявителя с адресом регистрации ребенка не возникает сомнений относительно факта совместного проживания детей с заявителем, в связи с чем основания для истребования у заявителя каких-либо других документов, подтверждающих совместное проживание заявителя с ребенком отсутствуют, суд апелляционной инстанции исходил из того, что суд первой инстанции не указал в решении какие конкретно положения закона были нарушены ответчиком УСП N 5.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признал незаконными выводы суда первой инстанции о том, что ответчик УСП N 5, обладая информацией о поступлении заявлений о назначении выплат на детей от обоих родителей, не состоящих в браке и проживающих раздельно, должен был провести проверку сведений о фактическом месте жительства детей.
Давая правовую оценку действиям ответчика УСП N 5, проанализировав установленный действующим законодательством порядок назначения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, суд апелляционной инстанции нарушений в действиях УСП N 5 не установил, в связи с чем признал принятые им решения от 03 августа 2020 года и от 28 сентября 2020 года о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетних детей - "данные изъяты" законными, указав, что наличие между раздельно проживающими родителями спора о праве на получение выплат на детей само по себе не является основанием для признания незаконным решения УСП о назначении выплат одному из родителей, если представленные им документы достаточны по действующему законодательству для назначения таких выплат.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлена с 1 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей.
Данная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации были утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пунктами 3 и 4 Основных требований предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребенок является гражданином Российской Федерации, такое право имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 вышеуказанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23 апреля 2020 года N 272-ПП внесены изменения в постановление Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка", оно дополнено Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка (здесь и далее нормы постановления Правительства Свердловской области от 07 декабря 2000 года N 1004-ПП "О реализации статей 21 и 23 Областного закона "О защите прав ребенка" приведены в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является одним из родителей или иным законным представителем ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно; лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, является гражданином Российской Федерации, проживает совместно с ребенком на территории Свердловской области и не имеет места жительства на территории другого субъекта Российской Федерации, подтвержденного документом о регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации; семья, в которой проживает ребенок, имеет среднедушевой доход семьи, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты; ребенок является гражданином Российской Федерации; ребенок не находится на полном государственном обеспечении; лицо, обратившееся за назначением ежемесячной денежной выплаты, не лишено родительских прав (не ограничено в родительских правах) в отношении ребенка, на которого назначается ежемесячная денежная выплата.
В силу пункта 4 Порядка, предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управление социальной политики) по месту жительства либо по месту пребывания на территории Свердловской области родителя (иного законного представителя) ребенка (далее - заявитель) на основании заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты (далее - заявление) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".
Управление социальной политики в течение двух рабочих дней со дня принятия заявления запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия сведения, указанные в примерном Перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384. Заявитель вправе представить документы, содержащие сведения, указанные в части первой настоящего пункта, по собственной инициативе (пункт 9 Порядка).
Управление социальной политики вправе проверить достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях Управление социальной политики вправе запрашивать и безвозмездно получать в порядке межведомственного взаимодействия необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (пункт 13 Порядка).
Управление социальной политики отказывает в назначении ежемесячной денежной выплаты в следующих случаях: 1) смерть ребенка; 2) размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты; 3) в заявлении указаны недостоверные или неполные сведения; 4) не подтверждены условия предоставления ежемесячной денежной выплаты, указанные в пункте 2 настоящих Порядка и условий; 5) заявителем не представлены документы в соответствии с частью второй пункта 5 настоящих порядка и условий в течение пяти дней со дня подачи заявления (пункт 15 Порядка).
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
На основании статьи 2 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно части 1, 2 статьи 3 указанного закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме (часть 1 статьи 6 указанного закона).
Таким образом, место жительство гражданина определяется его регистрацией по месту жительства, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей, в настоящем случае родителей.
Установив, что все графы заявления о назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, поданного Рудневым Э.В, им заполнены, в них указаны необходимые для назначения выплат сведения, адрес регистрации Руднева Э.В. совпадал с адресом регистрации детей, факт родства Руднева Э.В. с детьми был подтвержден, суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с доводами ответчика УСП N 5 о том, что при указанных обстоятельствах сомнений относительно факта совместного проживания детей с Рудневым Э.В. у УСП N 5 не возникло, в связи с чем отсутствовали основания для истребования у заявителя каких-либо других документов, подтверждающих совместное проживание Руднева Э.В. с детьми.
Доказательств, свидетельствующих о том, что УСП N 5 на момент принятия решения о назначении ежемесячной выплаты на детей располагало информацией о предоставлении Рудневым Э.В. недостоверных сведений, в материалы дела не представлено.
Оснований, по которым Рудневу Э.В. следовало отказать в назначении выплат, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции наличие между раздельно проживающими родителями спора о праве на получение выплат на детей само по себе не является основанием для признания незаконным решения УСП о назначении выплат одному из родителей, не лишенному родительских прав и не ограниченному в родительских правах, если представленные им документы достаточны по действующему законодательству для назначения таких выплат.
При таких обстоятельствах, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконными решений УСП N 5 о назначении Рудневу Э.В. ежемесячных выплат на детей, являются правильными.
Вопреки доводам кассационной жалобы, выводы суда апелляционной инстанции аргументированы с приведением норм закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Из объяснений представителя ответчика УСП N 5, данных в суде кассационной инстанции следует, что после получения решения суда об установлении факта совместного проживания Петровой Е.В. с несовершеннолетними детьми, последней была назначена ежемесячная выплата на обоих детей с момента обращения истца с заявлением о назначении такой выплаты, что свидетельствует о том, что право Петровой Е.В. на назначение и получение ежемесячной выплаты на детей не нарушено.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, о том, что для назначения ежемесячной денежной выплаты доказательством совместного проживания являлась регистрация детей по адресу регистрации заявителя, а также, указывающие на то, что местом жительства гражданина признается не место его регистрации, а место где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции о том, что решения о назначении Рудневу Э.В. ежемесячной денежной выплаты на детей приняты на основании документов, которые являлись достаточными и не требовали дополнительной проверки.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Между тем иное понимание и толкование заявителем норм материального права не свидетельствует о незаконности апелляционного определения.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемого судебного решения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой Екатерины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.