Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело N2-605/2021 по иску Леонова Дениса Владимировича к Ново-Уренгойскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о взыскании недоначисленной и невыплаченной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Симаковой И.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Леонова Д.В. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Леонов Д.В. обратился в суд с иском к Ново-Уренгойскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, в котором просил возложить на ответчика обязанность установить с 26 сентября 2017 года к денежному довольствию процентную надбавку за службу в районах Крайнего Севера в размере 60% с дальнейшим ее изменением в соответствии с действующим законодательством; произвести перерасчет денежного довольствия за период с 26 сентября 2017 года (со дня поступления на службу) по 23 ноября 2020 года (день увольнения) с учетом изменения процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера; взыскать сумму перерасчета денежного довольствия, компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что с 29 сентября 2014 года по 31 мая 2016 года проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу, местом дислокации являлся город Надым. При ликвидации Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу у него возникло право на получение северной набавки в размере 60%, что подтверждается справкой от 31 августа 2016 года N348/8. При трудоустройстве в Ново-Уренгойский линейный отдел Министерства внутренних дел России на транспорте 26 сентября 2017 года ему незаконно была установлена надбавка за службу в районах Крайнего Севера в размере 30%, поскольку он имел право на северную надбавку в размере 60%. О нарушении своих прав в связи с неполной выплатой денежного довольствия ему стало известно из ответа Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте от 09 февраля 2021 года, полученного 11 марта 2021 года, из которого следует, что на момент трудоустройства ему была установлена северная надбавка в размере 30%, с 24 января 2018 года - 40%, с 24 июля 2018 года - 50%, с 24 января 2019 года - 60%, с 24 января 2020 года - 70%. В связи с тем, что с 26 сентября 2017 года по 23 ноября 2020 года ответчиком ему не выплачивалась в полном размере северная надбавка, просил возложить на Ново-Уренгойский линейный отдел Министерства внутренних дел России на транспорте обязанность установить с 26 сентября 2017 года процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера в размере 60% с дальнейшим ее изменением в соответствии с действующим законодательством; произвести перерасчет заработной платы за период работы с учетом изменения процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера; взыскать с ответчика сумму перерасчета заработной платы, компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.
Решением Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года исковые требования Леонова Д.В. удовлетворены частично: на Ново-Уренгойский линейный отдел МВД России на транспорте возложена обязанность произвести перерасчет Леонову Д.В. с 26 сентября 2017 года с учетом установления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 60% с дальнейшим ее изменением в соответствии с действующим законодательством, с Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте в пользу Леонова Д.В. взыскана задолженность по заработной плате с учетом изменения процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера в размере 232 511 руб. 43 коп, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.; в удовлетворении остальной части иковых требований отказано. С Ново-Уренгойского линейного отдела МВД России на транспорте взыскана государственная пошлина в размере 5825 руб. 11 коп, подлежащая уплате в доход местного бюджета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права при определении размера процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера. Указывает на неправильное применение судами к спорным правоотношениям норм трудового законодательства, Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", считает, что порядок установления надбавок к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, урегулирован нормами специального законодательства - Правилами применения коэффициентов.., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, которые судом не применены.
В представленных на кассационную жалобу возражениях Леонов Д.В. просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, суд кассационной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем имеются основания для отмены в кассационном порядке решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Леонов Д.В. с 29 сентября 2014 года проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Салехарде, местом прохождения службы являлся город Надым Ямало-Ненецкого автономного округа. На момент трудоустройства в органы наркоконтроля Леонову Д.В. исполнилось 23 года.
Приказом Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу N181-лс от 31 мая 2016 года Леонов Д.В. был уволен со службы из органов наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в связи с переводом в другой государственный орган); выслуга лет в органах наркоконтроля на день увольнения составила в календарном исчислении 03 года 04 месяца 13 дней, в льготном исчислении - 01 год 04 месяца 23 дня, всего 04 года 09 месяцев 06 дней.
В соответствии со справкой ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 августа 2016 года N348/8 Леонов Д.В. проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу с 29 сентября 2014 года по 31 мая 2016 года и получал процентную надбавку за службу в районах Крайнего Севера в размере 60%; для следующей процентной надбавки в размере 70% отработал 02 месяца 02 дня.
С 26 сентября 2017 года по 23 ноября 2020 года Леонов Д.В. проходил службу в Ново-Уренгойском линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, в линейном пункте полиции, расположенном в аэропорту города Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа.
При поступлении на службу в Ново-Уренгойский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Леонов Д.В. представил справку от 31 августа 2016 года N348/8, выданную Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ямало-Ненецкому автономному округу, подтверждающую размер процентной надбавки за службу в районе Крайнего Севера (60%), а также трудовую книжку и другие документы.
Приказом Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 26 сентября 2017 года N334 л/с Леонов Д.В. назначен на должность оперуполномоченного от деления экономической безопасности и противодействия коррупции Новоуренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел России на транспорте с должностным окладом по 15 тарифному разряду в размере 15 000 руб, этим же приказом размер северной надбавки установлен - 30%; предусмотрена выплата северной надбавки в размере 40% с 24 января 2018 года, 50% с 24 июля 2018 года, 60 % с 24 января 2019 года, 70% с 24 января 2020 года, 80% с 24 января 2021 года. С указанным приказом Леонов Д.В. ознакомлен.
23 ноября 2020 года N372 л/с Леонов Д.В. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации... " - по инициативе сотрудника.
02 февраля 2021 года Леонов Д.В. обратился в Ново-Уренгойский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте с заявлением о предоставлении сведений о размере начисленной ему за период службы в Ново-Уренгойском линейном отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте северной надбавки.
Из ответа Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте от 09 февраля 2021 года следует, что на основании приказа Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел на транспорте от 26 сентября 2017 года N334 л/с Леонову Д.В. с 26 сентября 2017 года была установлена северная надбавка 30%, с 24 января 2018 года - 40%, с 24 июля 2018 года - 50%, с 24 января 2019 года - 60%, с 24 января 2020 года - 70%, на момент увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации 23 ноября 2020 года размер северной надбавки Леонова Д.В. составлял 70%; с 24 января 2021 года размер северной надбавки должен был составлять 80%.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Леонова Д.В. о взыскании с Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу не начисленной и не выплаченной части надбавки за службу в районах Крайнего Севера, суд первой инстанции, ссылаясь на положения статей 21, 66, 136, 146, 148, 313, 314 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", проанализировав положения Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел... " исходил из того, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере, размер процентной надбавки устанавливается в зависимости от стажа работы в указанных условиях с дальнейшим ростом процентной надбавки по мере увеличения соответствующего стажа. Установив, что по предыдущему месту работы размер получаемой истцом процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера составлял 60 %, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Леонова Д.В. при трудоустройстве в Ново-Уренгойский линейный отдел МВД России на транспорте права на получение северной надбавки в ранее установленном размере 60 % с последующим её увеличением.
Приняв во внимание представленный ответчиком расчет денежного довольствия Леонова Д.В. за период с 26 сентября 2017 года по 23 ноября 2020 года, суд установил, что разница между фактически выплаченным истцу денежным довольствием (с учётом установленной при трудоустройстве процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера - 30 % и её последующего увеличения) и денежным довольствием, исчисленным с учетом процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера 60 % с последующим её изменением, составляет 232 511, 43 руб, в связи с чем взыскал в пользу Леонова Д.В. задолженность по невыплаченной части денежного довольствия в указанном размере.
Установив, что ответчиком допущено нарушение трудовых прав Леонова Д.В, суд в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" правоохранительная служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации.
С 01 января 2012 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел... " (далее Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок применения коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки за службу в этих районах и местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации, размеры таких коэффициентов и надбавок определяются Правительством Российской Федерации (пункт 16 части 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
30 декабря 2011 года Правительством Российской Федерации издано постановление N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237).
Положениями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 предусмотрено установить размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, согласно приложению.
Как указано в абзаце 2 пункта 1 названного постановления другие районные коэффициенты и процентные надбавки за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в отношении указанных военнослужащих и сотрудников, помимо районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных настоящим Постановлением, не применяются.
Пунктом 19 приложения к указанному выше постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников выплачиваются процентные надбавки до 80% (II группа территорий), отнесен Ямало-Ненецкий автономный округ.
В соответствии с пунктом 5 Правил применения коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, военнослужащим (сотрудникам) в зависимости от продолжительности стажа в районах (местностях), отнесенных к группам территорий, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, устанавливаются следующие процентные надбавки - для районов (местностей), отнесенных к II группе территорий (включая Ямало-Ненецкий автономный округ), - 10 процентов за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа, а по достижении размера надбавки в 60 процентов - с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год стажа, но не более 80 процентов.
В отношении сотрудников органов внутренних дел, данное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года (пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237).
В силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи.
Как следует из части 1 настоящей статьи регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел.
Согласно статье 34 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Вышеуказанные положения закона находятся во взаимной связи с положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям по прохождению службы в органах внутренних дел в случаях, когда эти правоотношения не урегулированы специальным законодательством.
В данном случае, размер и порядок выплаты процентной надбавки к денежному довольствию сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в районах Крайнего Севера, урегулирован специальным законодательством.
Установив, что на службу в органы внутренних дел в Ново-Уренгойский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте Леонов Д.В. поступил 26 сентября 2017 года, судам при оценке права истца на получение процентной надбавки за службу в районах Крайнего Севера надлежало применить постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237 с учетом пункта 19 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, согласно которому Ямало-Ненецкий автономный округ отнесен к районам Крайнего Севера, в которых к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел выплачиваются процентные надбавки в размере до 80 процентов (II группа территорий).
Применение судами к рассматриваемым правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" является неправомерным, поскольку служба в органах внутренних дел является особым видом федеральной государственной службы, а потому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с иными нормативными актами.
Заключая соответствующий контракт о службе в органах внутренних дел, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел специальными нормативными актами, что исключает применение - без особой оговорки - условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющий иной правовой статус.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что порядок выплаты к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел надбавки за стаж службы в районах Крайнего Севера гражданам до 30 лет не урегулирован специальным законодательством о службе в органах внутренних дел, в связи с чем к возникшим правоотношениям подлежит применению Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N458 основаны на неправильном применении норм материального права.
Как до 01 января 2012 года, так и после указанной даты порядок выплаты надбавки за стаж службы в районах Крайнего Севера был урегулирован нормами специального законодательства, предусматривающего порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
Судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание, что до 01 января 2012 года в отношении сотрудников органов внутренних дел действовало постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных", которое предусматривало в пункте 2 возможность выплаты к денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в возрасте до 30 лет, прожившим не менее одного года в районах Крайнего Севера - процентную надбавку к денежному довольствию (денежному содержанию) в размере 20 процентов по истечении 6 месяцев службы с увеличением ее на 20 процентов за каждые последующие 6 месяцев, а после увеличения размера указанной надбавки до 60 процентов - 20 процентов за каждый год службы.
Аналогичные положения содержались постановлении Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N458.
С 01 января 2012 года была установлена новая система денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, которая обеспечила значительное увеличение их денежного довольствия, изменила порядок применения процентных надбавок к денежному довольствию сотрудников, включая надбавку за службу в районах Крайнего Севера.
Следовательно, оснований для применения с 01 января 2012 года в отношении денежного довольствия истца процентной надбавки в размере 60% на основании постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N458 и соответственно удовлетворения исковых требований у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
При поступлении истца на службу в органы внутренних дел ему подлежала установлению процентная надбавка к должностному окладу в соответствии с действующим на момент заключения контракта правовым регулированием.
Установление прежним нанимателем процентной надбавки за стаж службы в районах Крайнего Севера в размере отличном от порядка, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1237, не влечет безусловное право истца на сохранение надбавки в ранее установленном размере при поступлении на службу в органы внутренних дел.
С учетом вышеизложенного, принятые судами первой и апелляционной инстанций судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что в судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Ново-Уренгойского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации, поддерживая доводы кассационной жалобы, просил отменить и решение суда первой инстанции, и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 августа 2021 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.