Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Хасановой В.С, Зеленовой Е.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-58/2021 по иску Курицыной Гульнары Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Курицыной Гульнары Николаевны на решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Курицына Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) (далее - ГУ - УПФ РФ в Шумихинском районе) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указала, что 15 января 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ - УПФ РФ в Шумихинском районе N от 28 января 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Пенсионным органом в специальный стаж без применения льготного исчисления (1 год работы за 1 год 6 месяцев) были засчитаны следующие периоды: с 31 августа 1987 года по 09 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 04 июля 1989 года - работа в должности медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской центральной районной больнице; с 01 июля 1996 года по 09 января 1998 года, с 11 по 19 января 1998 года в должности медицинской сестры хирургического отделения в Шумихинской районной больнице. Указано, что её страховой стаж составляет 28 лет 2 месяца 11 дней. С данным решением пенсионного органа она не согласна ввиду того, что в специальный стаж ответчиком указанные периоды засчитаны без применения льготного порядка исчисления стажа, что нарушает её права.
Ссылаясь на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, положение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 января 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", настаивает, что спорные периоды её работы должны быть включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. С учетом включения в льготном исчислении спорных периодов в стаж, дающий право на назначение ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) требуемый 30-тилетний стаж по состоянию на 1 апреля 2019 года ею полностью выработан, в связи с чем она обладает правом на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня обращения с заявлением о назначении пенсии - с 15 января 2020 года.
Решением Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Курицыной Г.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 августа 2021 года решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01 декабря 2021 года в связи с реорганизацией произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения в той части, которой оставлено без изменения решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Курицыной Г.Н.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 15 января 2020 года истец Курицына Г.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ГУ - УПФ РФ в Шумихинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в Шумихинском районе N от 28 января 2020 года истцу в бесспорном порядке в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, был зачтен ряд периодов, а также было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях следующих периодов: с 31 мая 1991 года по 30 марта 1995 года в должности заведующей Майлыкским медпунктом, так как наименование должности и учреждения "заведующая медпунктом" не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также занимаемая должность не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464, не представлена справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях.
Также отказано во включении в специальный стаж Курицыной Г.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, периода с 20 января 1998 года по 28 марта 2001 года в Муниципальном предприятии Шумихинской центральной районной больнице в качестве медицинской сестры дневного стационара, так как должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также должность не предусмотрена Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066; периода с 10 по 12 мая 1989 года, 10 января 1998 года - отпуска без сохранения заработной платы, в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 и с подпунктом 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516; с 4 по 5 апреля 2007 года - донорская справка, с 3 по 21 декабря 2017 года - курсы повышения квалификации, учебные отпуска, а также 25 сентября 2015 г..период смотра-конкурса - в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 и с подпунктом 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Указано, что специальный стаж Курицыной Г.Н. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях составляет 21 год 11 месяцев 20 дней при необходимой продолжительности требуемого стажа 30 лет.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа в части, Курицына Г.Н. обратилась с иском в суд.
Шумихинским районным судом Курганской области 28 июля 2020 года постановлено решение, которым на УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) возложена обязанность по включению в специальный стаж Курицыной Г.Н, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы: с 31 мая 1991 года по 30 марта 1995 года - период работы в качестве заведующей Майлыкским медпунктом в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; с 20 января 1998 года по 28 марта 2001 года - период работы в качестве медицинской сестры дневного стационара в ГБУ "Шумихинская центральная районная больница"; с 4 апреля 2007 года по 5 апреля 2007 года - период сдачи донорской крови; с 3 декабря 2007 года по 21 декабря 2007 года - период обучения на курсах повышения квалификации; в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы в качестве медицинской сестры в гинекологическом отделении ГБУ "Щучанская центральная районная больница" с 1 марта 2002 года по 15 августа 2004 года. На УПФР в Шумихинском районе Курганской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Курицыной Г.Н. досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 15 января 2020 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 22 октября 2020 года решение Шумихинского районного суда Курганской области от 28 июля 2020 года отменено в части возложения на ГУ-УПФ РФ в Шумихинском районе обязанности по включению в специальный стаж Курицыной Г.Н. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период работы в должности медицинской сестры в гинекологическом отделении ГБУ "Щучанская центральная районная больница" с 1 марта 2002 года по 15 августа 2004 года и назначения Курицыной Г.Н. досрочной страховой пенсии с 15 января 2020 года, в удовлетворении указанных исковых требований отказано; в остальной части решение Шумихинского районного суда Курганской области от 28 июля 2020 года оставлено без изменения.
26 ноября 2020 года с учетом поименованных выше судебных актов ГУ-УПФ РФ в Шумихинском районе с учетом рекомендаций руководителя территориального органа ПФР вынесено решение, которым Курицыной Г.Н. вновь отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Указанным решением истцу пенсионным органом в бесспорном порядке в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, было отказано в зачете в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях следующих периодов: с 10 по 12 мая 1989 года, 10 января 1998 года - отпуска без сохранения заработной платы, 25 сентября 2015 года период смотра-конкурса - в соответствии с п. 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5 и с подпунктом 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 Указано, что специальный стаж Курицыной Г.Н. составляет по состоянию на 15 января 2020 года 30 лет 00 месяцев 05 дней.
Не согласившись с указанным решением пенсионного органа, Курицына Г.Н. обратилась с настоящим иском в суд, настаивая на том, что спорные периоды работы должны быть включены в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что 31 августа 1987 года Курицына Г.Н. (ранее - Бикмухаметова) была принята на работу в Шумихинскую районную больницу медицинской сестрой в урологическое отделение, периоды работы истца с 31 августа 1987 года по 9 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 4 июля 1989 года в должности медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице зачтены пенсионным органом в специальный стаж Курицыной Г.Н. в календарном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Курицыной Г.Н. исковых требований, указав, что периоды с 01 июля 1996 года по 09 января 1998 года, с 11 по 19 января 1998 года - работа в должности медицинской сестры хирургического отделения в Шумихинской районной больнице изначально при обращении с заявлением от 15 января 2020 года были включены пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения периодов работы в качестве медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице с 31 августа 1987 года по 09 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 04 июля 1989 года с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, суд исходил из того, что действующим законодательством, в том числе, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусматривается включение данного периода в льготном исчислении, поскольку должность "медицинская сестра урологического отделения стационара" в перечне не поименована.
Отказывая Курицыной Г.Н. в назначении досрочной страховой пенсии, суд указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным, при выработке специального стажа в 2020 году право на досрочную пенсию возникнет не ранее чем за 1 год и 6 месяцев после выработки необходимой продолжительности специального стажа, а именно, у Курицыной Г.Н. с учетом того, что необходимый специальный стаж выработан истцом 10 января 2020 года, право на пенсию возникнет не ранее чем 10 июля 2022 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда, соглашаясь с выводами судов в части отказа в удовлетворении требований Курицыной Г.Н. о включении в льготном исчислении периодов ее работы с 01 июля 1996 года по 09 января 1998 года, с 11 по 19 января 1998 года в должности медицинской сестры хирургического отделения в Шумихинской районной больнице, с 31 августа 1987 года по 09 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 04 июля 1989 года в качестве медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице, в то же время находит выводы суда апелляционной инстанции в той части, которой решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Курицыной Г.Н, оставлено без изменения, основанными на ошибочном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в части 1 статьи 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 1 января 2002 года до 1 января 2015 года Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7, пункт 20 части 1, части 2 статьи 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом "н" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзац 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусмотренное в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Из смысла вышеприведенных положений в их совокупности следует, что при исчислении стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, применяется либо ныне действующее законодательство, либо законодательство, действующее в период выполнения соответствующих работ.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований Курицыной Г.Н. о включении в льготном исчислении периодов ее работы с 01 июля 1996 года по 09 января 1998 года, с 11 по 19 января 1998 года в должности медицинской сестры хирургического отделения в Шумихинской районной больнице, с 31 августа 1987 года по 09 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 04 июля 1989 года в качестве медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Обращаясь с кассационной жалобой, Курицына Г.Н. указывает, что судом при разрешении спора были неправильно применены нормы материального права. Вновь приводя нормы пенсионного законодательства, настаивает, что спорные периоды её работы с 31 августа 1987 года по 9 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 4 июля 1989 года - работа в должности медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице подлежат включению в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, о необходимости включения в её специальный стаж периодов работы с 31 августа 1987 года по 9 мая 1989 года, с 13 мая 1989 года по 4 июля 1989 года с применением льготного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, согласно приложению, год работы засчитывается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение как 1 год и 6 месяцев.
В перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 перечислены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, поименовано также и урологическое отделение. При этом правом на льготное исчисление стаж пользуются операционные медицинские сестры. Медицинские сестры урологических отделений стационаров в перечне не поименованы.
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое с учетом положений части 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях и пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 может быть применено для исчисления периодов трудовой деятельности, имевших место до 1 января 1992 года, также не предусматривает возможности льготного исчисления периодов работы в стационарах хирургического профиля при включении в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении требований о зачете спорных периодов работы истца в должности медицинской сестры урологического отделения в Шумихинской районной больнице в специальный стаж в льготном исчислении.
Вместе с тем, при проверке доводов апелляционной жалобы истца судом апелляционной инстанции не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (пункты 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), т.е. ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости. При этом период, когда пенсия по старости им не назначается, по срокам синхронизирован с повышением общеустановленного пенсионного возраста. Для каждого из таких лиц, имеющих необходимый для приобретения права на пенсию специальный страховой стаж, это, по сути, означает увеличение фактического возраста досрочного назначения страховой пенсии по старости в общей сложности на 60 месяцев.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
В силу части 1.1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяцев срока назначения страховой пенсии, если право на страховую пенсию по старости возникло в 2020 году.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", приложения 7 к настоящему Федеральному закону, пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" суд первой инстанции указал, что поскольку при выработке специального стажа в 2020 году право на досрочную пенсию возникает не ранее чем за 1 год и 6 месяцев после выработки необходимой продолжительности специального стажа, а на 15 января 2020 года специальный стаж Курицыной Г.Н. составил 30 лет 5 дней, то есть, необходимый специальный стаж выработан истцом 10 января 2020 года, соответственно, право на пенсию возникнет не ранее чем 10 июля 2022 года, в связи с чем отказал в удовлетворении требований истца о назначении пенсии.
Проверяя законность принятого судом первой инстанции судебного акта в приведенной части, и соглашаясь с решением суда, суд апелляционной инстанции указал, что пенсия не может быть назначена в дату обращения истца в пенсионный орган за назначением ей досрочной страховой пенсии (15 января 2020 года), несмотря на наличие необходимого специального стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения пенсии, вследствие чего сделал не основанный на законе вывод об отсутствии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению Курицыной Г.Н. досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения у нее права на досрочную страховую пенсию по старости.
При этом, судом апелляционной инстанции, рассматривавшим дело по апелляционной жалобе истца 19 августа 2021 года, не учтено, что необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 30 - тилетний стаж выработан истцом Курицыной Г.Н. 10 января 2020 года, и с учетом имеющегося у нее специального стажа, истец имела право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по истечении 18 месяцев со дня возникновения права на пенсию, то есть с 10 июля 2021 года.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение в указанной части подлежит отмене, поскольку оно принято с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в той части, которой оставлено без изменения решение суда первой инстанции об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Курицыной Г.Н.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", если все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства установлены нижестоящими судебными инстанциями, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, кассационному суду общей юрисдикции надлежит принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции (пункт 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что по делу установлены все имеющие значение для разрешения данного требования обстоятельства, судебная коллегия, не передавая дело для нового рассмотрения, исходя из того, что судебной инстанцией допущена ошибка в применении норм материального права, считает возможным отменить апелляционное определение Курганского областного суда от 19 августа 2021 года в той части, которой оставлено без изменения решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Курицыной Г.Н, и принять в отмененной части новое решение о возложении на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области обязанности по назначению Курицыной Г.Н. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 июля 2021 года.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 августа 2021 года в той части, которой оставлено без изменения решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии Курицыной Гульнаре Николаевне - отменить.
Принять в отмененной части новое решение. Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области обязанность по назначению Курицыной Гульнаре Николаевне досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 10 июля 2021 года.
В остальной части решение Шумихинского районного суда Курганской области от 26 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 19 августа 2021 года в неотмененной части оставить без изменения, кассационную жалобу Курицыной Гульнары Николаевны в части - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.