Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Селиверстовой И.В, Щербаковой Н.В, при секретаре Жанабергеновой В.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-629/2021 по административному иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского областного суда от 20 июля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ФИО1.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 (далее - административный истец), являясь собственником 80-ти земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, расположенных по адресу: "адрес", обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 г. в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки".
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки в суммах, определённых в отчете ООО " "данные изъяты"" от 16 декабря 2019 года N.
Решением Московского областного суда от 20 июля 2021 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, установлена в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в суммах соответственно 855 175 руб, 924 626 руб, 1 339 974 руб, 1 314 205 руб, 1 339 974 руб, 1 236 899 руб, 1 443 049 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 082 287 руб, 942 105 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 051 364 руб, 1 051 364 руб, 1 272 975 руб, 986 912 руб, 1 088 870 руб, 1 018 589 руб, 1 242 302 руб, 1 126 609 руб, 3 177 569 руб, 383 439 руб, 1 224 196 руб, 1 251 147 руб, 1 162 002 руб, 1 205 538 руб, 1 675 441 руб, 1 100 840 руб, 1 100 840 руб, 1 329 666 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 664 833 руб, 999 827 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 064 764 руб, 1 122 526 руб, 991 581 руб, 1 112 627 руб, 1 004 730 руб, 1 025 518 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 933 459 руб, 933 459 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 054 224 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 018 589 руб, 1 018 589 руб, 1 003 740 руб, 1 003 740 руб, 417 637 руб, 982 304 руб, 1 112 178 руб, 1 264 729 руб, 1 217 315 руб, 539 652 руб, 1 397 305 руб, 1 250 629 руб, 1 127 192 руб, 1 101 362 руб, 993 061 руб, 1 209 270 руб.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с заявленными исковыми требованиями.
По мнению административного истца, заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, составлено с нарушением законодательства Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, требований федеральных стандартов оценки, поэтому не подтверждает действительную рыночную стоимость объектов экспертизы.
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, администрации Щелковского муниципального района Московской области, ГБУ Московской области "Центр кадастровой оценки" не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили. Министерство имущественных отношений Московской области представило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 80-ти земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", имеющих категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование: под дачное строительство, а именно: с кадастровым номером N, общей площадью 1 100 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 200 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 300 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 275 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 300 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 200 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 400 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 050 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 914 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 000 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 020 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 020 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 235 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 997 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 100 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 255 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 093 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 3 522 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 372 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 416 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 416 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 300 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 200 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 707 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 068 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 068 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 290 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью
1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 645 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 970 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 033 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 134 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 962 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 124 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 015 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 036 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 943 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 065 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 029 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 014 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 510 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 953 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 079
кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 227 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 181 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 659 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 384 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 384 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 384 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 384 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 384 кв. м, с кадастровым номером N, общей площадью 1 611 кв. м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена по состоянию на 1 января 2018 г. в суммах соответственно 1 206 106 руб, 1 315 752 руб, 1 425 398 руб, 1 397 986, 5 руб, 1 425 398 руб, 1 315 752 руб, 1 535 044 руб, 1 345 300 руб, 1 345 300 руб, 1 345 300 руб, 1 412 565 руб, 1 229 604, 2 руб, 1 345 300 руб, 1 345 300 руб, 1 372 206 руб, 1 372 206 руб, 1 661 445, 5 руб, 1 341 264, 1 руб, 1 479 830 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 688 351, 5 руб, 1 470 412, 9 руб, 4 738 146, 6 руб, 500 451, 6 руб, 1 904 944, 8 руб, 1 904 944, 8 руб, 1 748 890 руб, 1 614 360 руб, 2 296 427, 1 руб, 1 436 780, 4 руб, 1 436 780, 4 руб, 1 735 437 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 364 134, 2 руб, 867 718, 5 руб, 1 304 941 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 389 694, 9 руб, 1 525 570, 2 руб, 1 294 178, 6 руб, 1 512 117, 2 руб, 1 365 479, 5 руб, 1 393 730, 8 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 268 617, 9 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 432 744, 5 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 384 313, 7 руб, 1 364 134, 2 руб, 1 364 134, 2 руб, 686 103 руб, 1 282 070, 9 руб, 1 451 578, 7 руб, 1 650 683, 1 руб, 1 588 799, 3 руб, 886 552, 7 руб, 1 861 895, 2 руб, 1 861 895, 2 руб, 1 861 895, 2 руб, 1 861 895, 2 руб, 1 861 895, 2 руб, 2 167 278, 3 руб.
В соответствии со статьями 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 декабря 2019 г. N, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Прагматика"", согласно которому по состоянию на 1 января 2018 г. рыночная стоимость земельных участков составляет соответственно 483 510 руб, 527 466 руб, 571 421 руб, 560 432 руб, 571 421 руб, 527 466 руб, 615 377 руб, 439 555 руб, 439 555 руб, 439 555 руб, 461 532 руб, 401 753 руб, 439 555 руб, 439 555 руб, 448 346 руб, 448 346 руб, 542 850 руб, 53 244 руб, 483 510 руб, 54 953 руб, 67 022 руб, 480 433 руб, 1 548 111 руб, 163 514 руб, 622 409 руб, 622 409 руб, 571 421 руб, 527 466 руб, 750 320 руб, 469 444 руб, 469 444 руб, 567 025 руб, 445 708 руб, 445 708 руб, 445 708 руб, 283 513 руб, 426 368 руб, 445 708 руб, 445 708 руб, 445 708 руб, 454 060 руб, 60 560 руб, 422 852 руб, 60 026 руб, 54 205 руб, 55 326 руб, 414 500 руб, 414 500 руб, 414 500 руб, 414 500 руб, 50 360 руб, 50 360 руб, 468 126 руб, 468 126 руб, 468 126 руб, 468 126 руб, 468 126 руб, 56 875 руб, 452 302 руб, 452 302 руб, 452 302 руб, 452 302 руб, 452 302 руб, 452 302 руб, 54 953 руб, 54 953 руб, 54 151 руб, 54 151 руб, 181 580 руб, 418 896 руб, 474 279 руб, 539 334 руб, 519 114 руб, 234 630 руб, 608 344 руб, 608 344 руб, 73 911 руб, 608 344 руб, 73 911 руб, 708 123 руб.
Судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту НП " "данные изъяты"".
Из заключения эксперта от 18 июня 2021 года N следует, что вышеуказанный отчет составлен с нарушением требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2018 года определена в суммах 855 175 руб, 924 626 руб, 1 339 974 руб, 1 314 205 руб, 1 339 974 руб, 1 236 899 руб, 1 443 049 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 082 287 руб, 942 105 руб, 1 030 749 руб, 1 030 749 руб, 1 051 364 руб, 1 051 364 руб, 1 272 975 руб, 986 912 руб, 1 088 870 руб, 1 018 589 руб, 1 242 302 руб, 1 126 609 руб, 3 177 569 руб, 383 439 руб, 1 224 196 руб, 1 251 147 руб, 1 162 002 руб, 1 205 538 руб, 1 675 441 руб, 1 100 840 руб, 1 100 840 руб, 1 329 666 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 664 833 руб, 999 827 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 045 180 руб, 1 064 764 руб, 1 122 526 руб, 991 581 руб, 1 112 627 руб, 1 004 730 руб, 1 025 518 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 971 996 руб, 933 459 руб, 933 459 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 097 748 руб, 1 054 224 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 060 641 руб, 1 018 589 руб, 1 018 589 руб, 1 003 740 руб, 1 003 740 руб, 417 637 руб, 982 304 руб, 1 112 178 руб, 1 264 729 руб, 1 217 315 руб, 539 652 руб, 1 397 305 руб, 1 250 629 руб, 1 127 192 руб, 1 101 362 руб, 993 061 руб, 1 209 270 руб. соответственно.
Устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов коэффициентов корректировок, нормативных актов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, справочной аналитики. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки. В процессе работы эксперт проанализировал возможность применения необходимых подходов к оценке и методов оценки в рамках каждого из них к определению рыночной стоимости объектов исследования.
Исчисленная экспертом ФИО5 рыночная стоимость земельных участков в размере 1036 руб. за м2 находится в диапазоне средних цен на сопоставимые с объектами исследования земельные участки (от 800 руб. до 1600 руб. за 1 м2).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведенной судебной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными, поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном заключении эксперта выводы, а также документов, содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, в материалы дела не представлено.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и сделаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.
Судебная коллегия принимает во внимание, что эксперт имеет высшее специальное образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения эксперта законодательству об оценочной деятельности своего подтверждения не нашли.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Московского областного суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.