Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черепанова Александра Валерьевича на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 18 августа 2021 года по административному делу N 2а-289/2021 по административному иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю к Черепанову Александру Валерьевичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю) обратилось в суд с административным иском об установлении в отношении Черепанова А.В, осужденного по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского края от 9 ноября 2015 года по пункту "а" части 3 статьи 163 УК РФ, с применением статьи 70 УК РФ, по совокупности приговоров, с присоединением к назначенному наказанию частично неотбытой части наказания по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского края от 1 июня 2010 года (за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 222 УК РФ), окончательно к отбытию 8 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, административного надзора сроком на 3 года и административных ограничений в виде запрещения пребывания вне места проживания с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением времени нахождения на работе; обязательной явки один раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы Чернышевского района Забайкальского края без уведомления органа внутренних дел; запрещения посещения исправительных учреждений, следственных изоляторов и пребывание в режимных зонах указанных учреждений без разрешения органа внутренних дел, мотивируя тем, что Черепанов А.В. осужден за совершение особо тяжкого преступления, постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю от 27 апреля 2017 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, по месту отбывания наказания характеризуется отрицательно; освобождается из мест лишения свободы по отбытию наказания 21 мая 2021 года.
Решением Нерчинского районного суда Забайкальского края от 20 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены частично; в отношении Черепанова А.В, освобождаемого 21 мая 2021 года по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, установлен административный надзор сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 21 мая 2024 года; установлены административные ограничения: запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов вечера до 06 часов утра, за исключением привлечения к работе работодателем в ночное время; обязательная явка три раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение выезда за пределы муниципального района "Чернышевский район" Забайкальского края; наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица; срок административного надзора подлежит исчислению со дня постановки Черепанова А.В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 18 августа 2021 года решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 20 мая 2021 года изменено в части, абзац второй резолютивной части судебного решения изложен в следующей редакции: "Установить в отношении Черепанова Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, уроженца "адрес", освобождаемого 21 мая 2021 года по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю, административный надзор сроком на три года"; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 14 ноября 2021 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неправильную оценку имеющихся в деле доказательств и неполное установление фактических обстоятельств дела, поскольку судами необоснованно не принято во внимание поведение осужденного Черепанова А.В. в местах лишения свободы после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также не проверено наличие жилого помещения по месту вероятного пребывания ответчика и соответствие данного помещения требованиям, предъявляемым законодательством к жилым помещениям.
Прокурором Забайкальского края принесены возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Представители сторон в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц и их представителей.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Из материалов дела усматривается, что приговором Чернышевского районного суда Забайкальского края от 9 ноября 2015 года Черепанов А.В. осужден по пункту "а" части 3 статьи 163 УК РФ, с применением статьи 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору Чернышевского районного суда Забайкальского-края от 1 июня 2010 года (за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 222 УК РФ), окончательно определено к отбытию 8 лет 4 месяца лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Забайкальскому краю от 27 апреля 2017 года Черепанов А.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Черепанов А.В. относится к категории лиц, указанных в части 1, пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для установления в отношении него административного надзора и административных ограничений.
Определяя срок административного надзора в отношении Черепанова А.В, а также виды административных ограничений, подлежащих применению в данном случае, суд первой инстанции исходил из характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о личности осужденного.
Возлагая на Черепанова А.В. административные ограничения, суд первой инстанции применил положения статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ, указав, что задачами административного надзора являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что не противоречит положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающим возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Черепанова А.В. и установлении последнему административных ограничений согласился. Однако, указал на ошибочное указание судом первой инстанции об установлении административного надзора сроком на 3 (три) года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 21 мая 2024 года, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 86 УК РФ, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении Черепанова А.В. срок административного надзора следует установить на 3 (три) года.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела и представленных доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в том числе в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1).
Пунктом 1 части 3 данной статьи предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрены административные ограничения, которые подлежат установлению в отношении поднадзорного лица.
Устанавливая в отношении Черепанова А.В. административный надзор и административные ограничения, суды исходили из того, что Черепанов А.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем имеются основания для установления в отношении него административного надзора в соответствии с положениями Федерального закона N 64-ФЗ. При определении срока административного надзора - 3 года, и конкретных административных ограничений, судами обоснованно приняты во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности Черепанова А.В.
Административный надзор установлен в пределах срока погашения судимости.
Установление административного надзора направлено на предупреждение совершения Черепановым А.В. новых преступлений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, что отвечает задачам административного надзора (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Доводы подателя кассационной жалобы об отсутствии оснований для установления административного надзора и административных ограничений основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Утверждение административного ответчика о том, что судами не принято во внимание поведение Черепанова А.В. после признания его злостным нарушителем, основано на субъективной оценке обстоятельств спора и содержания обжалуемых судебных постановлений, материалам административного дела не соответствует.
Доводы о допущенных судами процессуальных нарушениях не нашли своего подтверждения.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 20 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 18 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черепанова Александра Валерьевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.