Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Панурского Максима Сергеевича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 августа 2021 года по административному делу N 2а-1128/2021 по административному исковому заявлению Панурского Максима Сергеевича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопроса о снятии с учета сотрудника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области и обязании восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Панурский М.С. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопроса о снятии с учета сотрудника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области (далее - ГУФСИН России по Новосибирской области) Панурского М.С, состоящего на учете для получения единовременной социальной выплаты, оформленной протоколом от 30 ноября 2020 года; обязании ГУФСИН России по Новосибирской области восстановить Панурского М.С. в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, мотивируя тем, что оспариваемым решением истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с 1 августа 2019 года, не смотря на то, что по состоянию на указанную дату (1 августа 2019 года) имел основания, дающие ему право состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных Панурским М.С. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 16 ноября 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему не было разъяснено право воспользоваться какими-либо иными государственными программами, дающими право на улучшение жилищных условий, а, напротив, было разъяснено, что иных программ по улучшению жилищных условий не существует, в то время как на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы" в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, осуществляется выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов как гарантия улучшения жилищных условий увольняемых сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку представителей в судебное заседание, не заявили, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами, Панурский М.С. проходил службу в должности младшего инспектора 2 категории 3 отделения по конвоированию Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области".
22 мая 2017 года на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУФСИН России по Новосибирской области Панурский М.С. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; размер единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Панурскому М.С. определен в сумме 2 807 976, 54 руб. (выписка из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 мая 2017 года N10).
Приказом начальника Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Новосибирской области" от 1 августа 2019 года N138-лс с 1 августа 2019 года с Панурским М.С. расторгнут контракт, Панурский М.С. уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту 1 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в связи с болезнью). Выслуга лет на 1 августа 2019 года составляет в календарном исчислении 13 лет 2 месяца 27 дней, в льготном исчислении 18 лет 6 месяцев 5 дней, для выплаты единовременного пособия 13 лет 2 месяца 27 дней.
30 ноября 2020 года на основании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУФСИН России по Новосибирской области Панурский М.С. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с 1 августа 2019 года в связи с увольнением Панурского М.С. из уголовно-исполнительной системы по пункту 1 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в связи с болезнью) 1 августа 2019 года без права на пенсию.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующего отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениямисотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы итаможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с пунктом 2 части 3 названной нормы Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Согласно пункту 14 названных Правил право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил).
Исходя из приведенного правового регулирования суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, установив, что Панурский М.С. уволен со службы без права на пенсию, на учете в отделении пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Новосибирской области не состоит, никаких видов пенсии не получает, пришел к верному выводу о том, что право на получение единовременной социальной выплаты у Панурского С.С. после увольнения из органов уголовно-исполнительной системы не сохраняется.
Доводы кассационной жалобы указанных выводов не опровергают и об их несоответствии нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, не свидетельствуют.
Вопреки утверждению подателя кассационной жалобы, основания для применения подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, а также постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" к спорным правоотношениям, как правильно указано судом апелляционной инстанции, отсутствуют, так как названной нормой предусмотрено право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, для граждан, уволенных со службы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Указанная государственная программа подлежит применению в самостоятельном порядке и распространяется на лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в то время как Панурский М.С. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Ссылка административного истца на то, что о наличии соответствующего права ему при постановке на учет разъяснено не было, о незаконности обжалуемых судебных постановлений не свидетельствует и основанием к их отмене в кассационном порядке не является.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 15 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панурского Максима Сергеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.