Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федорова Валерия Витальевича, поданную 18 ноября 2021 года и кассационное представление прокуратуры Забайкальского края, поданного 29 декабря 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 года
по административному делу N 2а-1012/2021 по административному исковому заявлению Федорова Валерия Витальевича к Номоконову Игорю Анатольевичу, избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, заключение прокурора Волковой А.Г, которая полагала апелляционное определение подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федоров В.В. обратился в суд с административным иском к Номоконову И.А, избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконова И.А.
В обоснование заявленных требование указал на наличие у кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконова И.А. судимости, сведения о которой им при регистрации не указаны. Считая, что действующим законодательством сокрытие кандидатом сведений о судимости предусмотрено в качестве основания для отказа от регистрации кандидата, отмены регистрации кандидата.
Решением Шилкинского районного суда Забайкальского края от 10 сентября 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной 18 ноября 2021 года, Федоров В.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, со ссылкой на нарушение норм материального права. По мнению административного истца, судом неверно истолкованы положения статьи 38 пункт 1.1 Федерального закона от 12.06.2002 гN 67 - ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В кассационном представлении прокуратура Забайкальского края также ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 года с оставлением в силе решения суда первой инстанции, со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представлены возражения избирательной комиссии городского поселения "Первомайское".
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не известили, возражений против рассмотрения жалобы в их отсутствие, ходатайств об отложении заседания не представили. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 23 июня 2021 года решением Совета городского поселения "Первомайское" N 256 на 19 сентября 2021 года назначены выборы главы городского поселения "Первомайское".
11 августа 2021 года постановлением избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" N 19 Номоконов И.А, выдвинутый Шилкинским местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения "Первомайское", постановлением N 18 зарегистрирован выдвинутый в порядке самовыдвижения кандидат на должность главы городского поселения "Первомайское" Федоров В.В.
Номоконов И.А. обратился в избирательную комиссию городского поселения "Первомайское", представив пакет избирательных документов, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения "Первомайское".
В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконовым И.А. сведения о судимости приведены не были.
Из заявления Номоконова И.А. от 10 августа 2021 года в адрес избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" следует, что административный ответчик уточнил сведения о своей судимости, указав об осуждении его 26 сентября 2016 года по части 3 статьи 293 "Халатность", судимость снята 27 марта 2017 года.
Из протокола N 8 заседания избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" от 11 августа 2021 года, следует, что заявление кандидата Номоконова И.А. об уточнении сведений о судимости было предметом рассмотрения муниципальной избирательной комиссии. При этом муниципальная избирательная комиссия решилане принимать во внимание уточненные кандидатом сведения, поскольку по данным компетентных органов Номоконов И.А. судимости не имеет.
По информации, представленной Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, поступившей в избирательную комиссию городского поселения "Первомайское", сведений о наличии (отсутствии) судимости в отношении Номоконова И.А. нет.
Обращаясь с административным исковым заявлением об отмене регистрации указанного кандидата, другой кандидат на должность главы городского поселения "Первомайское" Федоров В.В. ссылался на сокрытие Номоконовым И.А. сведений о имеющейся у него судимости.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о наличии оснований для отмены регистрации кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконова И.А. в связи с установлением факта сокрытия им сведений о судимости, исходя при этом из того, что в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконов И.А. указал, что судимости не имеет.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, не согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку кандидатом Номоконовым И.А. до дня рассмотрения вопроса о его регистрации уточнены представленные в избирательную комиссию сведения о судимости указанием на осуждение его 26 сентября 2016 года по части 3 статьи 293 "Халатность", судимость снята 27 марта 2017 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит данный вывод суда неверным, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N67-ФЗ) установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 этой статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята и погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Содержание понятия "сведения о судимости кандидата" определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ, в них включаются сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Гарантированная гражданам Российской Федерации реализация конституционного права на участие в выборах, предполагает право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года N 867-О-О).
В силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти: субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, предусмотрено подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 названного Закона в качестве основания отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренном подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 данного Закона. При этом открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были или не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
В соответствии с пунктом 8 части 7 статьи 93 закона Забайкальского края от 6 июля 2010 года N 385-33K (в редакции от 12 июля 2021 года) "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Таким образом, из содержания приведенных норм, следует, что сокрытие кандидатом сведений о судимости является самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, в том числе в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона N 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в данном Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Принимая во внимание, что документы с целью уточнения сведения о своей судимости Номоконовым И.А. были представлены 10 августа 2021 года, то есть позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, состоявшегося 11 августа 2021 года, выводы суда апелляционной инстанции о представлении кандидатом Номоконовым И.А. до дня рассмотрения вопроса о его регистрации в избирательную комиссию сведения о судимости, ненадлежащем исполнении избирательной комиссией возложенных на нее обязанностей и отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата, представившего сведения о своей судимости в установленный законом срок, не соответствуют нормам материального права и обстоятельствам дела.
Между тем судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лишена возможности принять решение об отмене регистрации кандидата Номоконова Игоря Анатольевича в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 42 постановления Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования.
Если суд кассационной инстанции, рассматривая кассационные жалобу, представление прокурора на решение суда, которым отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), позднее чем за два дня до дня голосования, придет к выводу об обоснованности доводов кассационных жалобы, представления, то он отменяет решение суда первой инстанции и выносит новое решение об отказе в удовлетворении заявления по основанию истечения срока, в период которого допускается отмена регистрации кандидата (списка кандидатов).
Судом апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неправильного судебного акта и в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
Поскольку суды полностью установили обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции, пришел к выводу о том, что апелляционное определение по настоящему делу следует отменить на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления Федорова Валерия Витальевича к Номоконову Игорю Анатольевичу, избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконова Игоря Анатольевича, по основанию истечения срока, в период которого допускается отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), не передавая административное дело на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 сентября 2021 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Федорова Валерия Витальевича к Номоконову Игорю Анатольевичу, избирательной комиссии городского поселения "Первомайское" об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения "Первомайское" Номоконова Игоря Анатольевича.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.