Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Захаровой Галины Евгеньевны, поданную 29 ноября 2021 года, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года, по административному делу N 2а-566/2021 по административному исковому заявлению Захаровой Галины Евгеньевны о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства Красноярского края об отказе в исключении земельного участка из состава земель государственного лесного фонда, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Захарова Г.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края в исключении из состава земель лесного фонда Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Муниципальное "адрес", имеющего вид разрешенного использования для ведения садоводства, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, обязании исключить земельный участок из земель лесного фонда Российской Федерации.
В обоснование требований указано, что с 19 июля 2013 года на основании договора купли - продажи Захарова Г.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом Управления Росреестра по Красноярскому краю исх. N N от 28 февраля 2020 года предоставлена информация по сведениям ЕГРН, о том, что комиссией рассматривался вопрос об исключении земельного участка с кадастровым номером N из состава земель лесного фонда, данных о наличии судебного спора не поступало. Управлением Росреестра по Красноярскому краю в Министерство Лесного хозяйства Красноярского края направлено письмо о рассмотрении возможности исключения из Государственного лесного реестра сведений о расположении вышеназванного земельного участка в границах лесного фонда.
17 марта 2020 года Захарова Г.Е. обратилась в Министерство лесного хозяйств Красноярского края с заявлением об исключении земельного участка из лесного фонда Российской Федерации.
Письмом Министерства Лесного хозяйства Красноярского края N от 7 апреля 2020 отказало во внесении изменений, в связи с тем, что земельный участок расположен в границах особо охраняемых природных территорий.
Отказ полагает незаконным, нарушающим права административного истца, так как Правительство Красноярского края как собственник заказника краевого значения обязано привести документы в соответствие с законодательством, а именно перевести земли из одной категории в другую (из земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий). В соответствии с данными ФГБУ "Рослесинфорг" "Востсиблеспроект", Управления Росреестра по Красноярскому краю отсутствуют данные об отнесении территории, на которой расположен земельный участок, к особо охраняемым природным территориям. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о заказнике.
Полагает, в сведениях государственных реестров в части установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель содержатся противоречия, которые подлежат устранению.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Захарова Галина Евгеньевна ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение судами норм материального права. Полагает выводы судов несоответствующими обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами при рассмотрении дела.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Захарова Г.Е. на основании заключенного 4 июля 2013 года с Администрацией Емельяновского района Красноярского края договора купли-продажи земельного участка N является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", площадью 1496 кв.м. Согласно сведениям кадастрового учета земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, установлен вид разрешенного использования - для ведения садоводства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 27 августа 2012 года.
17 марта 2020 года Захарова Г.Е. обратилась в Министерство лесного хозяйства Красноярского края с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером N из земель лесного фонда Российской Федерации.
Письмом Министерства лесного хозяйства Красноярского края N от 7 апреля 2020 гола Захаровой Г.Е. отказано в исключении земельного участка с кадастровым номером N из земель лесного фонда Российской Федерации с указанием на то, что в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества и лесоустроительными материалами, определяющими границы земель лесного фонда, земельный участок с кадастровым номером N располагается на землях лесного фонда, в границах части выдела 5 квартала 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества. Согласно Положению о государственном комплексном заказнике "Красноярский", утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 N 196-п, квартал 11 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества расположен в границах особо охраняемых природных территорий краевого значения. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, не подлежат исключению из состава земель лесного фонда.
Установлено также, что принадлежащий заявителю Захаровой Г.Е. земельный участок расположен в квартале N (выдел 5) совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества (кластер I заказника "Красноярский"). Право собственности Российской Федерации зарегистрировано 25 марта ДД.ММ.ГГГГ года на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 2 марта 2015 года N-гпр/р.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 7, 27, 94, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", частей 3 и 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Законом Красноярского края от 28 сентября 1995 N 7-175 "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае", Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в исключении земельного участка из состава лесного фонда Российской Федерации в связи с расположением земельного участка в границах особо охраняемых природных территорий.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", статей 7 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности; лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации", лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Исходя из смысла приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в указанном постановлении, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Согласно части 3 статьи 14 указанного Федерального закона в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При этом, согласно пункту 1 части 6 статьи 14 поименованного Федерального закона положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с "Положением о государственном комплексном заказнике краевого значения "Красноярский", утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 20 апреля 2010 N 196-п "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения "Красноярский" Государственный комплексный заказник "Красноярский" является особо охраняемой природной территорией краевого значения, организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом (пункты 1.1 и 1.2 "Положения").
Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 26 сентября 2018 N 1434-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества" установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет N га и в административно-хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (пункт 1.1.2). Согласно пункту 1.1.8 кварталы 4-12 совхоза "Элита" Емельяновского участкового лесничества (1-й кластер ГКЗ "Красноярский") входят в перечень особо охраняемых природных территорий.
С учетом изложенного, выводы судов о законности отказа в исключении земельного участка из состава земель лесного фонда являются правильными, доводы кассационной жалобы основанные на пропуске срока на обращение за защитой имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (с требованием об оспаривании зарегистрированного права), не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку из материалов административного дела следует, что меры правовой защиты, в том числе в отношении правообладателя земельного участка с кадастровым номером N Захаровой Г.Е, не принимаются в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территории, однако в силу требований части 7 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в рассматриваемом случае положения части 3 статьи 14 указанного закона, устанавливающие приоритет сведений ЕГРН, не применяются.
Проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Захаровой Галины Евгеньевны удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 4 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 января 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.