Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-631/2021 (УИД: 24RS0035-01-2020-005404-23) по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бондарева Сергея Васильевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Минусинске Красноярского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Бондарева Сергея Васильевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения Бондарева Сергея Васильевича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвующего в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Бондарева Сергея Васильевича (далее - Бондарев С.В, истец) обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Минусинске Красноярского края (межрайонное) (далее - УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Минусинский межрайонный прокурор указал, что Бондарев С.В. 28 сентября 2020 г. обратился в УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 8 октября 2020 г. N Бондареву С.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Пенсионным органом не приняты к зачету периоды работы Бондарева С.В.: с 17 мая 1996 г. по 21 декабря 1997 г. (1 год 7 месяцев 5 дней) в качестве слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго, с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. (4 года 4 дня) в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. (3 года 11 месяцев) в качестве аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", так как указанные профессии не предусмотрены Списками, дающими право на пенсию по старости на льготных условиях. Всего не зачтено 9 лет 6 месяцев 9 дней.
Обращаясь с иском в суд, Минусинский межрайонный прокурор ссылался на то, что решение об отказе в назначении Бондареву С.В. досрочной страховой пенсии по старости необоснованное, поскольку в оспариваемые периоды Бондарев С.В. работал во вредном производстве, что дает основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Минусинский межрайонный прокурор просил суд признать незаконным решение УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 8 октября 2020 г. N об отказе в назначении Бондареву С.В. досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы Бондарева С.В. с 17 мая 1996 г. по 21 декабря 1997 г. (1 год 7 месяцев 5 дней) в качестве слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго, с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. (4 года 4 дня) в качестве аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. (3 года 11 месяцев) в качестве аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", назначить Бондареву С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 28 сентября 2020 г.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 10 марта 2021 г..исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бондарева С.В. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР в г..Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 8 октября 2020 г..N об отказе в назначении Бондареву С.В. досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и в части отказа в принятии к зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 17 мая 1996 г..по 21 декабря 1997 г..(1 год 7 месяцев 5 дней) в должности слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго, "данные изъяты" с 12 апреля 2001 г..по 31 мая 2005 г..(4 года 4 дня) в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс" и с 1 июня 2005 г..по 16 июня 2009 г..(3 года 11 месяцев) в должности аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г..- аппаратчик электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г..- аппаратчик электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз".
На УПФР в г..Минусинске Красноярского края (межрайонное) возложена обязанность включить Бондареву С.В. в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 17 мая 1996 г..по 21 декабря 1997 г..(1 год 7 месяцев 5 дней) в должности слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго, "данные изъяты" с 12 апреля 2001 г..по 31 мая 2005 г..(4 года 4 дня) в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс" и с 1 июня 2005 г..по 16 июня 2009 г..(3 года 11 месяцев) в должности аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г..- аппаратчик электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г..- аппаратчик электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", назначить Бондареву С.В. пенсию по старости начиная с 28 сентября 2020 г..
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2021 г. решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 марта 2021 г. отменено в части признания незаконным решения УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) 8 октября 2020 г. об отказе Бондареву С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложения обязанности включить Бондареву С.В. в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. в должности аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. - аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. - аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз" и назначить пенсию по старости с 28 сентября 2020 г, в отмененной части принято новое решение, которым в данной части отказано в удовлетворении исковых требований Бондарева С.В. В остальной части решение Минусинского городского суда Красноярского края от 10 марта 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Бондаревым С.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2021 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель ответчика УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное), сведений о причине неявки не представил.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Бондарев С.В, "дата" года рождения, обратился 28 сентября 2020 г. в УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 8 октября 2020 г. N Бондареву С.В. отказано в установлении пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Бесспорный специальный стаж Бондарева С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на момент обращения в пенсионный орган составлял 1 год 2 месяца 10 дней, при требуемом при достижении возраста 56 лет - 10 лет.
При этом пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не включены периоды работы Бондарева С.В.:
- с 17 мая 1996 г. по 21 декабря 1997 г. (1 год 7 месяцев 5 дней) в качестве слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго, поскольку отсутствует документальное подтверждение непосредственной занятости на обслуживании парогазотурбинного оборудования;
- с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. (4 года 4 дня с исключением 1 месяца 16 дней без сохранения заработной платы в 2003 году) в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс", по мотиву того, что согласно документам наблюдательного дела ОАО "Электрокомплекс" аппаратчики электролиза в цехе газоснабжения Перечнем рабочих мест, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, не значится;
- с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. (3 года 11 месяцев с исключением 23 дней без сохранения заработной платы в 2009 году) в качестве аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", по мотиву того, что согласно документам наблюдательного дела ООО "Электрогаз" аппаратчики электролиза с и.о. машиниста компрессорной установки, аппаратчики электролиза в цехе газопроизводства, аппаратчики электролиза в цехе газоводоснабжения Перечнем рабочих мест, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, не значатся.
Из копии трудовой книжки следует, что Бондарев С.В. 17 мая 1996 г. принят в турбинный цех Минусинской ТЭЦ АО Красноярскэнерго на должность слесаря 4 разряда по ремонту турбинного оборудования, 1 августа 1996 г. в связи с объединением котельного и турбинного цехов, продолжает работать слесарем по ремонту турбинного оборудования 4 разряда в котлотурбинном цехе, 1 марта 1999 г. уволен по собственному желанию; 12 апреля 2001 г. принят аппаратчиком электролиза по 4 разряду в цех газоснабжения ОАО "Электрокомплекс", 31 мая 2005 г. уволен переводом в ООО "Электрогаз", 1 июня 2005 г. принят переводом в ООО "Электрогаз" в цех газопроизводства аппаратчиком с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки 4 разряда, 1 ноября 2005 г. переведен аппаратчиком электролиза в том же цехе, 5 декабря 2007 г. переведен в цех газоснабжения аппаратчиком электролиза 4 разряда, 16 июня 2009 г. уволен по сокращению штата.
Согласно приказу директора Минусинской ТЭЦ от 22 декабря 1997 г. N для доказательства специального стажа работы, дающего право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, за Бондаревым С.В. было закреплено оборудование котлотурбинного цеха: турбогенератор ПТ-80-100-130-12, система автоматического регулирования т.г, система регенерации, подвесная система, трубопроводы низкого давления, маслосистема турбогенератора, система уплотнения вала генератора, насосное оборудование, теплофикационная установка системы отопления.
Из справки N, подтверждающей специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, выданной 5 августа 2009 г. филиалом "Минусинская ТЭЦ" ОАО "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" следует, что Бондарев С.В. работал на Минусинской ТЭЦ ОАО "Красноярскэнерго" в котлотурбинном цехе с 15 мая 1996 г. по 1 марта 1999 г. работал в должности слесаря по ремонту турбинного оборудования. С 1 августа 1996 г. объединены котельный цех и турбинный цех и образован котлотурбинный цех. В период работы в отпусках без сохранения заработной, платы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства не находился, прогулов не было. На работах с вредными условиями труда был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю. Профессия дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судом первой инстанции также установлено, что ОАО "Электрокомплекс" и ООО "Электрогаз" находятся в стадии ликвидации, конкурсные управляющие не получали документы, подтверждающие характер выполняемых работ работниками предприятий, в архив муниципального образования такие документы также не сдавались.
Согласно архивной справки N, выданной 4 июня 2020 г. МКУ г. Минусинска "Архив города Минусинска", в частично сохранившихся документах архивного фонда ОАО "Электрокомплекс" имеются сведения о работе Бондарева С.В.: приказ от 11 апреля 2001 г. N о приеме на должность аппаратчика электролиза 4 разряда в цех N (газоснабжения) с 12 апреля 2001 г, вредность - 4%; приказ от 31 мая 2005 г. N об увольнении с должности аппаратчика электролиза цеха газопроизводства по п. 5 ст. 77 ТК РФ (переводом к другому работодателю ООО "Электрогаз".
Из расчетных листков следует, что Бондареву С.В. ежемесячно, как в ОАО "Электрокомплекс", так и в ООО "Электрогаз" производилась доплата за вредность.
Также судом первой инстанции установлено, что одним из дополнительных видов деятельности ООО "Электрогаз" по ОКВЭД являлось производство промышленных газов.
Согласно типовому проекту водородно-кислородной станции от 10 мая 1976 г, на которой работал Бондарев С.В, данная водородно-кислородная стация предназначена для производства водорода и кислорода.
Как следует из свидетельств и удостоверений Бондарев С.В. проходил обучение по профессии аппаратчика электролиза, допущен к обслуживанию электролизной установки СЭУ-40 (силовая электролизная установка).
Удовлетворяя исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бондарева С.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы Бондарева С.В. с 17 мая 1996 г. по 21 декабря 1997 г. (1 год 7 месяцев 5 дней) в качестве слесаря по ремонту паротурбинного оборудования в турбинном цехе Минусинской ТЭЦ ОАО Красноярскэнерго суд первой инстанции исходил из того, что характер и условия труда Бондарева С.В. в указанный период работы соответствовали характеру и условиям труда профессии, дающей право на льготное пенсионное обеспечение.
Разрешая исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Бондарева С.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы Бондарева С.В. с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. (4 года 4 дня) в качестве аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) в ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. (3 года 11 месяцев) в качестве аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. в качестве аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", суд первой инстанции установив, что в указанные спорные периоды Бондарев С.В. был занят полный рабочий день на работах по производству водорода, работая в должности аппаратчика электролиза, но поскольку в связи с ненадлежащим оформлением соответствующих документов и их не представлением в пенсионный орган Бондарев С.В. лишен возможности на включение данных периодов работы для назначения пенсии на льготных условиях во внесудебном порядке, пришел к выводу о наличии оснований для включения указанных периодов работы Бондарева С.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Приняв во внимание, что на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом периодов работы включенных в специальный стаж судом, специальный стаж Бондарева С.В. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составлял более требуемых 10 лет, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган назначить Бондареву С.В. досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 28 сентября 2020 г.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что решение УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) от 8 октября 2020 г. N в части отказа Бондареву С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием необходимого стажа работы на соответствующих видах работ и в части отказа во включении спорных периодов работы Бондарева С.В. в специальный стаж, является незаконным и необоснованным.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения УПФР в г. Минусинске Красноярского края (межрайонное) 8 октября 2020 г. об отказе Бондареву С.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возложения обязанности включить Бондареву С.В. в льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. в должности аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. - аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. - аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что сведения об особых условиях труда Бондарева С.В. в периоды работы с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г, с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. работодателями в пенсионный орган не предоставлялись, указанные периоды отражены в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода, подтверждающего особые условия труда.
Судом апелляционной инстанции в силу полномочий, предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ, исследованы и оценены приобщенные в качестве дополнительных доказательств выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Бондарева С.В. и копии документов наблюдательного дела ОАО "Электрокомплекс".
При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что Бондарев С.В. в системе государственного пенсионного страхования зарегистрирован 8 декабря 1998 г.; в Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в ОАО "Электрокомплекс" не значатся аппаратчики электролиза в цехах газоснабжения и газоводоснабжения, аппаратчики электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, аппаратчики электролиза в цехе газопроизводства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что не представлено доказательств, подтверждающих наличие в рабочей зоне аппаратчика электролиза в период работы Бондарева С.В. в ОАО "Электрокомплекс" и ООО "Электрогаз" вредных веществ 3 класса опасности.
Установив, что на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом периода работы, включенного в специальный стаж судом первой инстанции, специальный стаж Бондарева С.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составлял менее требуемых 10 лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на пенсионный орган назначить Бондареву С.В. досрочную страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 28 сентября 2020 г, в связи с чем, отказал в удовлетворении данных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций, незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно пп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в том числе применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.).
В соответствии с позицией 2110А030-1754г подраздела "А" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 от 26 января 1991 г. право на льготное пенсионное обеспечение имеют работники на работах по получению водорода; позицией 2110Б000-1753а подраздела "Б" этого же раздела, предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников, занятых изготовлением химической продукции, в соответствии с разделами VIII и X "Химическое производство" соответственно Списков N 1 и N 2, следует иметь в виду, что данные разделы применяются не только к работникам предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности, но и к работникам предприятий всех других отраслей промышленности, с учетом чего и построены указанные разделы.
Так, работникам специализированных предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности страховая пенсия по старости назначается досрочно по перечню производств и отдельных видов работ, предусмотренных в подразделах "А" раздела VIII Списка N 1 и раздела X "Химическое производство" Списка N 2.
Если в составе предприятия, не относящегося к химической и нефтехимической отрасли промышленности, имеется цех, участок, отделение или установка, где производится химическая продукция, то работники, занятые на этих работах, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с подразделом "Б" разделов "Химическое производство" Списков N 1 и N 2 при условиях, указанных для них в этом подразделе.
Подраздел "А" разделов VIII и X "Химическое производство" соответственно Списков N 1 и N 2 содержат подробный перечень видов химической продукции. В подразделе "Б" указанных разделов та же химическая продукция предусмотрена в сгруппированном виде, то есть указаны лишь классы, к которым относятся отдельные виды химической продукции.
При рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении работников предприятий, не относящихся к химической и нефтехимической отрасли промышленности, следует руководствоваться перечнем химических производств и видов химической продукции, указанных в подразделах "А" (п. 25 Разъяснений О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
С учетом п. 25 Разъяснений О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, рабочие и мастера предприятий (организаций), не относящихся к химической, нефтехимической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства водорода в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках, также могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком N 2 (раздел X "Химическое производство", подраздел "Б"), но при условии, если в воздухе их рабочей зоны присутствуют вредные вещества 3 класса опасности, что должно подтверждаться соответствующими документами. При наличии в рабочей зоне вредных веществ более высокого класса опасности (например, 2 или 1 класс опасности), указанные работники также будут иметь право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подразделом "Б" раздела X "Химическое производство" Списка N 2 от 26 января 1991 г, поскольку получение водорода предусмотрено в этом списке.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
В соответствии с абз. 1 п. 4 Правил 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных списками, в течение полного рабочего дня. При этом под полным рабочим днем понималось выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
На основании п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н подтверждению подлежат периоды работ с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с пп. "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе, документы подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Учитывая вышеприведенные нормы пенсионного законодательства и принимая во внимание, что возможность включения в специальный стаж периодов работы законодателем предусмотрена при доказанности их выполнения в течение полного рабочего дня, при подтверждении сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, в отсутствие документального подтверждения занятости истца в спорные периоды работы в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, при наличии сведений индивидуального (персонифицированного) учета, свидетельствующих об отражении работодателями периодов работы истца с момента регистрации в системе государственного пенсионного страхования - с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. и с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. без указания кода льготы, а также в отсутствие доказательств, подтверждающих наличие в рабочей зоне аппаратчика электролиза в период работы Бондарева С.В. в ОАО "Электрокомплекс" и ООО "Электрогаз" вредных веществ 3 класса опасности, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на пенсионный орган включить Бондареву С.В. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 12 апреля 2001 г. по 31 мая 2005 г. в должности аппаратчика электролиза в цехе N (газоснабжение) ОАО "Электрокомплекс", с 1 июня 2005 г. по 16 июня 2009 г. в должности аппаратчика электролиза с исполнением обязанностей машиниста компрессорной установки, с 1 ноября 2005 г. - аппаратчика электролиза в цехе газопроизводства, с 5 декабря 2007 г. - аппаратчика электролиза в цехе газоснабжения ООО "Электрогаз", являются правомерными.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, на исследовании имеющихся в деле доказательствах, которым в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ дана оценка.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2021 г. в части отмены решения Минусинского городского суда Красноярского края от 10 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бондарева Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.