Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1364/2021 (УИД: 22RS0067-01-2021-001470-10) по иску Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Евгения Владимировича к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении, по кассационной жалобе Алтайской таможни на решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г, по кассационному представлению исполняющего обязанности Западно-Сибирского транспортного прокурора на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы Алтайской таможни, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Барнаульский транспортный прокурор в интересах Нестеренко Евгения Владимировича (далее - Нестеренко Е.В.) обратился с иском к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении.
В обоснование заявленных требований Барнаульский транспортный прокурор указал, что приказом начальника Алтайской таможни от 17 сентября 2020 г. N Нестеренко Е.В. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы в Алтайской таможне и уволен в связи с сокращением. При увольнении Нестеренко Е.В. произведена выплата, причитающаяся ему в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания - 132 154, 40 рубля, а также выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (31 календарный день) в размере 34 995, 52 рублей.
Обращаясь с иском в суд, Барнаульский транспортный прокурор ссылался на то, что ответчиком в расчет выплат, причитающихся при увольнении, в связи с сокращением и компенсации за неиспользованный отпуск необоснованно не включено материальное стимулирование.
Барнаульский транспортный прокурор просил суд взыскать в пользу Нестеренко Е.В. компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5 737 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1 517, 47 рублей, а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с октября 2020 г. по март 2021 г. в размере 328, 87 рублей.
Решением Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2021 г. исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Е.В. удовлетворены. С Алтайской таможни в пользу Нестеренко Е.В. взысканы компенсация при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5 737 рублей, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 1 517, 47 рублей, компенсация за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 1 октября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 328, 87 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г. решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2021 г. отменено в части взыскания с Алтайской таможни в пользу Нестеренко Е.В. компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 1 октября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 328, 87 рублей, резолютивная часть данного решения изложена в следующей редакции: "Исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Е.В. к Алтайской таможне о взыскании компенсации при увольнении удовлетворить частично. Взыскать с Алтайской таможни в пользу Нестеренко Е.В. компенсацию при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5 737 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 1 517, 47 рублей".
В кассационной жалобе представителем Алтайской таможни ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г, как незаконных.
На кассационную жалобу Барнаульским транспортным прокурором принесены письменные возражения.
В кассационном представлении исполняющим обязанности Западно-Сибирского транспортного прокурора ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г, как незаконного.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Нестеренко Е.В, представитель ответчика Алтайской таможни, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и представления, возражений, принесенных относительной кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу и представление не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и в кассационном представлении, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Нестеренко Е.В. до 30 сентября 2020 г. состоял на государственной гражданской службе в Алтайской таможне, замещал должность старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров.
Приказом начальника Алтайской таможни от 17 сентября 2020 г. N Нестеренко Е.В. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно данному приказу Нестеренко Е.В. подлежали выплате денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 31 календарный день.
Судом первой инстанции также установлено, что при увольнении Нестеренко Е.В. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 132 154, 40 рубля и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 34 955, 52 рублей.
Согласно приказу начальника Алтайской таможни от 25 июня 2020 г. N Нестеренко Е.В. выплачено материальное стимулирование за I квартал 2020 г. в размере 17 211 рублей.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Е.В. о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5 737 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 517, 47 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Руководствуясь ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, установив, что ответчик не выплатил Нестеренко Е.В. своевременно денежные средства в размере 7 254, 47 рубля, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 1 октября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 328, 87 рублей.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в части включения материального стимулирования в расчет среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания с Алтайской таможни в пользу Нестеренко Е.В. компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 1 октября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 328, 87 рублей и принимая в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению, поскольку оспариваемые денежные суммы Нестеренко Е.В. при расторжении служебного контракта не начислялись.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационных жалобы и представления не опровергаются.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 ст. 46 названного Федерального закона предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (ч. 3 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции действовавшей на момент рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций) предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 229-6, от 19 марта 2019г. N 283-14 и от 17 февраля 2020 г. N 168-8 в 2018, 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. N 488-П, от 11 сентября 2019 г. N 1437, от 3 декабря 2019 г. N 1836, от 3 апреля 2020 г. N 359, от 9 июня 2020 г. N 507 утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1, 2 кварталы 2020 года.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N 1058.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27 июня 2019 г. N 229, от 19 сентября 2019 г. N 249-П, от 11 декабря 2019 г. N 466, от 8 апреля 2020 г. N 105-П, от 11 июня 2020 г. N 181-П утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Алтайской таможни на 1-4 кварталы 2019 г, на 1 квартал 2020 г.
Издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего.
Принимая во внимание вышеприведенными нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правомерными выводы судебных инстанций об удовлетворении исковых требований Барнаульского транспортного прокурора в интересах Нестеренко Е.В. о взыскании задолженности по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания в размере 5 737 рублей, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 517, 47 рублей, поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка федерального государственного гражданского служащего для выплат компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением.
Доводы кассационной жалобы о том, что материальное стимулирование не входит в перечень дополнительных выплат, предусмотренных ч. 5 ст. 50 "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 являются несостоятельными и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судами при разрешении настоящего дела.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Кроме того, в ходе рассмотрения данного гражданского дела судебными инстанциями было установлено, что стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнении Постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2018 г. N 229-6, 19 марта 2019 г. N 283-14, 17 февраля 2020 г. N 168-8, предусматривающих в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции при разрешении данного спора правомерно учтены разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N329).
Учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, исходя из правовой природы указанных выплат, судебные инстанции правомерно учли указанные выплаты при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа в соответствии с п. 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 в порядке, предусмотренном для исчисления премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что судами не дана оценка письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021 г. N 14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих" не свидетельствует о незаконности принятых по делу судебных актов.
Как следует из вышеприведенного письма, в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями Правил от 6 сентября 2007 г. N 562, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, оспаривающие выводы судебных инстанций о взыскании с ответчика задолженности по выплате компенсации при увольнении в виде четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, не могут служить основанием для отмены судебных актов в указанной части, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Доводы кассационного представления о необоснованном отказе во взыскании с ответчика компенсации за задержку выплаты, причитающейся работнику за период с 1 октября 2020 г. по 9 марта 2021 г. в размере 328, 87 рублей являются несостоятельными, поскольку основаны неверном толковании ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных сумм.
Из приведенных положений ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, то выводы суда апелляционной инстанции о том, что положения ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежали являются правильными.
Поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалобы и представления, и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Барнаула Алтайского края от 13 мая 2021 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 17 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алтайской таможни, кассационное представление исполняющего обязанности Западно-Сибирского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.