Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1611/2021 (УИД 55RS0007-01-2021-002269-65) по иску Пилюгина Виталия Валерьевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, восстановлении на учете в списке лиц для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Пилюгина Виталия Валерьевича на решение Центрального районного суда г. Омска от 13 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Омского областного суда при участии представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области по доверенности Патроновой Елены Александровны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области Патроновой Елены Александровны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пилюгин Виталий Валерьевич (далее по тексту - Пилюгин В.В.) обратился в Центральный районный суд г. Омска с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконным решения территориальной комиссии ГУ МЧС России по Омской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 января 2021 г, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Пилюгина Эльмира Наримановна, несовершеннолетние ФИО23 ФИО114 и ФИО24 ФИО115 в лице законного представителя Пилюгиной Эльмиры Наримовны.
Решением Центрального районного суда г. Омска от 13 мая 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2021 г, в удовлетворении исковых требований Пилюгина В.В. отказано.
Пилюгин В.В. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Омска от 13 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2021 г. отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что выслуга лица, должна составлять в календарном исчислении более 10 лет, ранее единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения Пилюгин В.В. не получал. Данным требованиям закона Пилюгин В.В. соответствует. Вывод о том, что истец совершил действия по отчуждению 1/4 доли является несостоятельным, поскольку данные действия были совершены еще в 2011 г. - десять лет назад, и не повлияли на решение комиссии в 2014 г. Пилюгин В.В. и его семья, проживая на площади двух квартир, принадлежащей его родителям (27, 3 кв.м, (квартира N 60) + 53, 2 кв.м. (кв. N 40) = 80, 5 кв.м.), пользуется, исходя из лицевого счета на одного человека площадью: 80, 5 кв.м. : 6 (человек) = 13, 4 кв.м, что не соответствует норме в размере 15 кв.м, предусмотренной законом на одного человека. Пилюгин В.В. членом семьи брата не является. Фактически проживает с семьей в другом жилом помещении. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка истца, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пилюгин В.В. проходит службу в ГУ МЧС России по Омской области, в настоящее время состоит в должности начальника 3 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Омской области.
3 апреля 2014 г. Пилюгин В.В. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека: он, супруга Пилюгина Э.Н. и дочь ФИО35 Э.В. Также истцом было указано, что он и члены его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, не имеют.
17 июня 2014 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области Пилюгин В.В. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 3 человека.
Согласно выписке из протокола N 13 заседания указанной комиссии от 17 июня 2014 г. общая продолжительность службы Пилюгина В.В. на 20 марта 2014 г. составляла 10 лет 06 месяцев 19 дней.
12 января 2021 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области Пилюгин В.В. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по подпункту "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, с указанием на то, что Пилюгин В.В. имел в собственности ? доли в 2-комнатной квартире, общей площадью 54, 6 кв.м, по адресу: г "адрес", 13 декабря 2011 г. он произвел действия по отчуждению ? доли названного жилого помещения, свидетельствующие о намеренном ухудшении своих жилищных условий, тем самым совершил действия по искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также комиссией установлено, что Пилюгин В.В, его жена и дети зарегистрированы по месту жительства как члены семьи собственника в 2-комнатной квартире общей площадью 54, 6 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности: по 1/4 доли его родителям ФИО41 В.А. и ФИО42 Л.П, и 2/4 доли брату - ФИО43 А.В, по адресу: г. "адрес", в связи с этим Пилюгин В.В, его жена и дети имеют право пользования указанным жилым помещением наравне с собственником ввиду отсутствия соглашения с собственником об ином статусе члена семьи. Согласно выпискам из ЕГРН N N от 29 января 2020 г, N N от 6 февраля 2020 г. о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, выданных филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, родители Пилюгина В.В. - ФИО46 В.А. и ФИО47 Л.П. являются собственниками 3-комнатной квартиры общей площадью 53, 2 кв.м, по адресу: "адрес", а также по ? доли 2-комнатной квартиры общей площадью 54, 6 кв.м. по адресу: "адрес". Следовательно, Пилюгин В.В. обеспечен общей площадью жилого помещения (53, 2 кв.м + 54, 6 кв.м = 107, 8 кв.м/6) на одного члена семьи в размере более 15 кв.м (17, 97 кв.м) и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
Не согласившись с названным решением комиссии, Пилюгин В.В. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Пилюгин В.В, подарив по договору дарения от 3 ноября 2011 г. своей матери ФИО51 Л.П, принадлежащую ему ? доли в 2-комнатной квартире по адресу: "адрес", совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий и влекущие увеличение размера социальной выплаты, в связи с чем мог быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий, правовых оснований для постановки его на учет в 2014 г. для получения единовременной выплаты не имелось.
Также судом первой инстанции не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости истца в жилом помещении.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь аналогичными нормами законодательства, с выводами суда первой инстанции о совершении истцом 13 ноября 2011 г. намеренных действий по отчуждению ? доли в жилом помещении, повлекших ухудшение его жилищных условий, и об отсутствии правовых оснований для постановки его на учет 17 июня 2014 г, согласился.
Также суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, что на момент постановки Пилюгина В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, семья истца, состоящая из 3 человек, была обеспечена жилой площадью сверх установленной нормы, указав следующее.
Пилюгин В.В. с 2001 г, его супруга с 2011 г, дочь ФИО54 Э.В. с 2010 г. зарегистрированы в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 54, 6 кв.м, принадлежащей на праве собственности ФИО55 В.А. (1/4 доля) - отцу истца, ФИО56 Л.П. (1/4 доля) - матери истца и ФИО57 А.В. (1/2 доля) - брату истца. Пилюгин В.В. и его семья вселены в указанное жилое помещение как члены семьи собственников жилого помещения.
Согласно копии лицевого счета, предоставленной ООО "УК Жилищник 3", на 17 июня 2014 г. в квартире, расположенной по адресу: г. "адрес", были зарегистрированы: Пилюгин В.В, ФИО60 Э.Н. (жена истца), ФИО61 Э.В. (дочь истца), ФИО62 В.А. (отец истца), ФИО63 Л.П. (мать истца) и ФИО64 А.В. (брат истца).
Кроме того, родителям истца со 2 октября 2008 г. принадлежит на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью 53, 2 кв.м.
Следовательно для определения уровня обеспеченности истца и его семьи жилой площадью в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в силу пункта 11 Правил учету подлежат оба жилых помещения (54, 6 кв.м. и 53, 2 кв.м.), находящиеся в собственности родителей истца и его брата, на каждого члена семьи приходилась площадь жилого помещения более учетной нормы (107, 8 кв.м./6 человек = 17, 9 кв.м.).
Также судом апелляционная инстанции проверено наличие оснований, с которыми закон связывает установление права сотрудника состоять на указанном учете, на момент принятия комиссией ГУ МЧС России по Омской области решения от 12 января 2021 г.
Так, семья Пилюгина В.В. на 12 января 2021 г. состояла из 4 человек: он, его супруга Пилюгина Э.Н, дочь ФИО67 Э.В. и дочь ФИО68 Л.В.
Пилюгин В.В, его супруга Пилюгина Е.Н, дочь ФИО71 Э.В. и дочь ФИО72 Л.В. (с 2017 года) продолжают быть зарегистрированными в квартире, расположенной по адресу: г "адрес".
Согласно пояснениям истца, фактически он и его семья проживают в квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 53, 2 кв.м, принадлежащей на праве общей совместной собственности родителям Пилюгина В.В. ФИО74 В.А. и ФИО75 Л.П.
С 2018 г. брату истца ФИО76 А.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: г "адрес", общей площадью 70, 1 кв.м, и с 2016 г. 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью 71, 6 кв.м.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности истца и членов его семьи на момент снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилой площадью суммарная площадь жилых помещений по адресам: "адрес" (доля ФИО77 А.В. 23, 8 кв.м.), составила 201, 7 кв.м, общее число лиц, имеющих право пользования названными жилыми помещениями 9 человек: ФИО78 В.В, его супруга ФИО79 Э.Н, дочь ФИО80 Э.В, дочь ФИО81 Л.В, ФИО82 В.А, ФИО83 Л.П... (родители ФИО84 В.В.), ФИО85 А.В. (брат истца), его супруга ФИО86 Д.А. и сын ФИО87 Е.А, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет 22, 4 кв.м, т.е. более 15 кв.м.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1-3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для постановки Пилюгина В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с совершением действий повлекших ухудшение жилищных условий, и отсутствии оснований для признания его нуждающимся в жилом помещении в связи с обеспеченностью площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (15 кв. м).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права, регулирующих спорные правоотношения.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Пилюгина В.В. о том, что действия по отчуждению ? доли жилого помещения были совершены еще в 2011 г. - десять лет назад, и не повлияли на решение комиссии в 2014 г, основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку выводов судов об отсутствии у Пилюгина В.В. правовых оснований для постановки на учет 17 июня 2014 г, в связи с совершением указанных действий, и как следствие отсутствии права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не опровергают.
Доводы кассационной жалобы о том, что Пилюгин В.В. зарегистрирован в квартире, принадлежащей его родителям по адресу: "адрес", членом семьи брата не является, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется, исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудниками.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, произведен судами в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, то есть исходя из суммарной площади жилых помещений, расположенных по адресу: "адрес", общей площадью 54, 6 кв.м. и ул. "адрес", площадью 53, 2 кв.м, как на дату постановки Пилюгина В.В. на учет, так и на дату снятия с учета. Так на дату постановки на учет (17 июня 2014 г.) право пользования квартирой по адресу: "адрес" имели ФИО93 В.А. (1/4 доля) - отец истца, ФИО94 Л.П. (1/4 доля) - мать истца, ФИО95 А.В. (1/2 доля) - брат истца, вселенные собственником как члены семьи Пилюгина Э.Н. (жена истца), ФИО97 Э.В. (дочь истца), и родители истца (на праве общей совместной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: г "адрес"). При таком расчете обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляет 17, 9 кв.м. (54, 6 кв.м.+53, 2 кв.м./6 человек), что больше установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ учетной нормы - 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право на получение единовременной социальной выплаты.
Также судами произведен расчет обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, в соответствии с положениями пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, на дату снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из суммарной площади жилых помещений, расположенных по адресам: "адрес" (доля ФИО98 А.В. 23, 8 кв.м.), что составило 201, 7 кв.м, с указанием общего числа лиц, имеющих право пользования названными жилыми помещениями 9 человек: Пилюгин В.В, его супруга Пилюгина Э.Н, дочь ФИО101 Э.В, дочь ФИО102 Л.В, ФИО103 В.А, ФИО104 Л.П... (родители Пилюгина В.В.), ФИО106 А.В. (брат истца), его супруга ФИО107 Д.А. и сын ФИО108 Е.А... что также больше установленной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ учетной нормы - 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи, дающей право на получение единовременной социальной выплаты.
Судами при расчете обоснованно учтена доли брата истца на жилое помещение, поскольку в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации брат истца, также как и истец с семьей, в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации является членом семьи собственника, и наравне с собственником вправе пользоваться данным жилым помещением.
Доводы кассационной жалобы о том, что Пилюгин В.В. с семьей фактически проживают по другому адресу правового значения не имеют, поскольку как установлено судами и следует из материалов дела, истец с семьей вселены собственником в квартиру по адресу: г. "адрес", в качестве членов своей семьи, и наравне с собственником в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе пользоваться данным жилым помещением. Проживание в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения истца с семьей в принадлежащее его родителям и брату жилое помещение, в качестве членов семьи.
Наличие договора аренды, разделение лицевого счета также не опровергает факта вселения истца с супругой и дочерью в качестве членов семьи собственника жилого помещения.
У Пилюгина В.В. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, следовательно, снятие его с учета для получения единовременной социальной выплаты ответчиком являлось правомерным, а доводы кассационной жалобы Пилюгина В.В. о незаконности решения территориальной комиссии ГУ МЧС России по Омской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12 января 2021 г. необоснованными.
Иных доводов, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
По существу доводы кассационной жалобы Пилюгина В.В. не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 13 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пилюгина Виталия Валерьевича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.