Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1131/2021 (УИД 75RS0001-02-2020-011775-11) по иску Трухина Геннадия Михайловича к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы, назначении пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Трухина Геннадия Михайловича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Забайкальского краевого суда при участии Трухина Геннадия Михайловича, представителя Трухина Геннадия Михайловича по доверенности Трухиной Ольги Геннадьевны
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Трухина Геннадия Михайловича, его представителя Трухиной Ольги Геннадьевны, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трухин Геннадий Михайлович (далее по тексту - Трухин Г.М.) обратился в Центральный районный суд г. Читы с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об обязании включить в стаж государственной гражданской службы период службы в армии с 26 июня 1962 г. по 21 августа 1965 г, периоды работы: с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, с 1 декабря 1983 г. по 23 августа 1986 г, с 17 марта 1989 г. по 3 марта 1993 г.; назначить пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края" с 14 августа 2017 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г. исковые требования Трухина Г.М. удовлетворены. На Министерство социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность включить в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. период службы в армии с 26 июня 1962 г. по 21 августа 1965 г, периоды работы: с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, с 1 декабря 1983 г. по 23 августа 1986 г, с 17 марта 1989 г. по 3 марта 1993 г.; назначить Трухину Г.М. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края" с 14 августа 2017 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г. отменено в части включения в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. периодов работы: с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, с 1 января 1992 г. по 3 марта 1993 г. и в части назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края" с 14 августа 2017 г. В указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Решение изменено в части включения в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. периода работы заместителем директора Оленгуйского лесокомбината. На Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность включить в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. периоды работы: с 17 марта 1989 г. по 31 декабря 1991 г. В остальной части решение оставлено без изменения.
Трухин Г.М. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 г. отменить, оставить в силе решение Центрального районного суда г. Читы от 13 мая 2021 г.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на нарушением судом апелляционной инстанции норм материального права. Период работы в должности директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции Главного управления Союзлесстроя с 7 января 1975 г..по 23 января 1981 г..подлежит включению в стаж государственной гражданской службы на основании подпункта "з" пункта 17 Перечня N 1141, согласно которому в стаж государственной гражданской службы включается работа в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г, в том числе: в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Новинский экспериментальный комбинат Стройконструкции - являлся предприятием всесоюзного значения, созданным на основании Постановления Совета Министров СССР, должность директора входила в номенклатуру должностей Союзлесстроя. Директор Новинского экспериментального комбината выполнял отдельные функции государственного управления, которые Конституцией СССР, законами СССР, Постановлениями Совета министров СССР были возложены на исполнительные органы власти СССР и местные органы государственной власти и управления. Период работы Трухина Г.М. в должности заместителя директора Оленгуйского лесокомбината подлежит включению в стаж государственной гражданской службы полностью, с 17 марта 1989 г..по 3 марта 1993 г..на основании подпунктов "г" пунктов 14, 17 Перечня N 1141.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что истец ушел на пенсию до принятия Федерального закона от 31 июля 1995 г..N 199-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" противоречит Конституции Российской Федерации и лишает его права требовать назначения пенсии за выслугу лет. Указано, что гражданин который в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрел право на доплаты за выслугу лет, в том числе, если стаж дающий право на получение пенсии заработан до 1995 г, а в последствии в связи с изменением законодательства приобрел право на получение пенсии за выслугу лет, имеет право на обращение с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в любое время. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с записями в трудовой книжке Трухина Г.М, 7 января 1975 г. Трухин Г.М. был утвержден в должности директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции, 23 января 1981 г. Новинский экспериментальный комбинат Стройконструкции переименован в Новинский лесоперевалочный комбинат, 18 января 1982 г. в связи с реорганизацией Оленгуйского леспромхоза и Новинского лесоперевалочного комбината в Оленгуйский лесокомбинат согласно приказа Минлесбумпрома СССР от 7 января 1982 г. N 1 Трухин Г.М. был освобожден от должности директора Новинского лесоперевалочного комбината и назначен главным инженером Оленгуйского лесокомбината, 1 декабря 1983 г. Трухин Г.М. был уволен переводом в Читинский райком КПСС, протоколом бюро от 20 декабря 1983 г. утвержден переводом секретарем парткома Оленгуйского лесокомбината, уволен 23 августа 1986 г. по состоянию здоровья в связи с уходом на пенсию (протокол бюро от 5 сентября 1986 г. N 12); 21 марта 1988 г. Трухин Г.М. принят в П/О "Читалес" на должность заместителя директора Оленгуйского лесокомбината, 17 марта 1989 г. в соответствии с приказом Министерства лесной промышленности СССР от 17 марта 1989 г. N 107 Оленгуйский лесокомбинат реорганизован в Оленгуйский комплексный лесокомбинат, 2 января 1992 г. Трухин Г.М. назначен заместителем директора по экономическим вопросам лесокомбината, 14 января 1994 г. Оленгуйский комплексный лесокомбинат реорганизован в АО "Оленгуйский лесокомбината", 31 марта 1995 г. Трухин Г.М. уволен по состоянию здоровья, в связи с уходом на пенсию по инвалидности 2 группы; 26 августа 1998 г. Трухин Г.М. принят в Энергосбыт ОАО "Читаэнерго" ведущим инженером исполняющим функции специалиста по реализации дебиторской задолженности, 7 июня 1999 г. переведен на должность экономиста в юридическую службу по ликвидации и предупреждению дебиторской задолженности, уволен 15 марта 2005 г. по соглашению сторон.
14 августа 2017 г. Трухин Г.М. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
Решением комиссии Министерства по пенсионным вопросам от 14 сентября 2017 г. истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием требуемого стажа.
31 августа 2020 г. Трухин Г.М. повторно обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, ответчик письмом от 25 сентября 2020 г. отказал истцу на основании ранее принятого решения. В стаж государственной гражданской службы Трухину Г.М. был засчитан только период службы в вооруженных силах с 26 июня 1962 г. по 21 августа 1965 г.
Трухин Г.М, не согласившись с решением ответчика, указав, что в его стаж государственной гражданской службы подлежат включению: период службы в армии с 26 июня 1962 г. по 21 августа 1965 г, периоды работы: в должности секретаря парткома Оленгуйского лесокомбината Читинского райкома КПСС с 1 декабря 1983 г. по 23 августа 1986 г, в должности директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, в должности заместителя директора Оленгуйского лесокомбината с 17 марта 1989 г. по 10 сентября 1993 г, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Забайкальского края от 29 июля 2008 г..N 21-ЗЗК "О государственной гражданской службе Забайкальского края", Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г..N 1141, подпунктом "в" пункта 1 Постановления Совета Народных комиссаров СССР "О реорганизации управления лесной промышленности" от 10 августа 1932 г..N 1240, Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1971 г..N 468 "О совершенствовании организации управления лесной деревообрабатывающей промышленностью", Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 28 мая 1970 г..N 374 "О совершенствовании организации управления химической промышленностью", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 4 октября 1965 г..N 731 "Об утверждении Положения о социалистическом государственном производственном предприятии", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе архивные справки Комитета культуры администрации муниципального района "Читинский район" от 24 февраля 2021 г..N 165, согласно которым в 1961 г..Читинский леспромхоз реорганизован в Оленгуйский лесопромышленный комбинат треста "Лесдревпром"; с 25 декабря 1969 г..организован Новинский экспериментальный комбинат строительных конструкций и деталей треста "Лесстройдеталь" Главлестроя (ЭКСКИД) (приказ Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности от 25 декабря 1969 г..N 524); 5 ноября 1979 г..Новинский ЭКСКИД переименован в Новинский лесоперевалочный комбинат
(приказ от 5 ноября 1979 г..N 191-к.); с 30 декабря 1980 г..нижний склад Оленгуйского лесокомбината передан в Новинский ЭКСКИД (приказ от 30 декабря 1980 г..N 213 по Читинскому производственному лесозаготовительному объединению "Читалес" Минлеспрома СССР); с 23 января 1981 г..Оленгуйский лесопромышленный комбинат переименован в Оленгуйский леспромхоз (приказ Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР от 23 января 1981 г..N 35); с 1 января 1982 г..Новинский лесоперевалочный комбинат и Оленгуйский леспромхоз объединены и переименованы в Оленгуйский лесокомбинат производственного лесозаготовительного объединения "Читалес" (приказ Минлесбумдревпрома от 4 января 1982 г..N 1); с 17 марта 1989 г..в территориальном производственном объединении "Читалес" Оленгуйский лесокомбинат реорганизован в Оленгуйский комплексный лесокомбинат, передав в его состав Ленинское, Оленгуйское и Елизаветинское лесничества Оленгуйского механизированного лесхоза.
Оленгуйский механизированный лесхоз ликвидирован, (приказ Министра лесной промышленности СССР от 17 марта 1989 г..N107), (приказ ОЛК от 20 апреля 1989 г..N Ю4-к); с 14 января 1994 г..Оленгуйский комплексный лесокомбинат переименован в Акционерное общество открытого типа (АООТ) "Оленгуйский лесокомбинат" (приказ ОКЛК от 14 января 1974 г..N 7к); с 5 июля 1996 г..АООТ "Оленгуйский лесокомбинат" переименовано в открытое акционерное общество (ОАО) "Оленгуйский лесокомбинат" (Постановление Главы администрации Читинского района от 5 июля 1996 г..N 545); с 18 октября 1999 г..в отношении ОАО "Оленгуйский лесокомбинат" начата процедура банкротства комбината (определение Арбитражного суда Читинской области от 4 октября 1999 г..); в документах фонда "Оленгуйский лесокомбинат", хранящихся в архиве частично, имеются сведения о стаже работы Трухина Г.М, принятии с 21 марта 1988 г..на должность замдиректора комбината и увольнении с 31 марта 1995 г..в связи с уходом на пенсию, в лицевых счетах имеется запись "значится директором с января 1975 года", и установив, что ответчиком не оспаривается факт включения периода службы в армии с 26 июня 1962 г..по 21 августа 1965 г..; полномочия директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции не относились к производственной деятельности предприятия (к выпуску продукции и руководству трудовым коллективом), а носили исключительно исполнительно-распорядительную функцию, которая в соответствии с законодательством СССР была возложена на исполнительные комитеты и местные Советы; о подчинении директора Новинского экспериментального комбината Стройконструкции непосредственно Главному строительному управлению Союзлесстрой (государственному управлению при Министерстве лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР) и Министерству лесной, деревообрабатывающей промышленности СССР, выполнении государственных функций на вверенном ему участке, Новинский экспериментальный комбинат строительных конструкций - являлся предприятием всесоюзного
значения, должность директора входила в номенклатуру должностей Союзлесстроя; должность секретаря парткома Оленгуйского лесокомбината была предусмотрена в штате Читинского райкома КПСС и относится к должностям, предусмотренных пунктом 18 Перечня N 1141; должность заместителя директора Оленгуйского лесокомбината подлежит включению в стаж государственной гражданской службы по подпунктам "г" пунктов 14, 17 Перечня N 1141, пришел к выводу о наличии оснований для включения спорных периодов в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. и назначения ему пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г..N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" с 14 августа 2017 г..
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включении части периодов работы в стаж государственной гражданской службы истца.
Отменяя решение суда первой инстанции в части включения в стаж государственной гражданской службы Трухина Г.М. периода работы с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих, что Новинский экспериментальный комбинат Стройконструкции относился к государственным организациям, созданным решением Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, либо входил в структуру соответствующего Министерства или ведомства СССР; периода работы с 1 января 1992 г. по 3 марта 1993 г, поскольку должность истца заместителя Оленгуйского лесокомбината являлась руководящей должностью и подлежала включению в стаж государственной гражданской службы только до 31 декабря 1991 г.
Отменяя решение суда в части назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края" с 14 августа 2017 г, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие обязательных условий для назначения истцу пенсии за выслугу лет, таких как: наличие стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет 6 месяцев и получение трудовой пенсии по старости (инвалидности), увольнение с государственной гражданской службы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанций.
Правовые, организационные и финансово-экономические основаны государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает их государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52 названного закона).
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим определены статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ. Одним из таких условий является определенный стаж государственной гражданской службы (пункты 1, 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с названной статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с названной статьей или одна из указанных выплат по их выбору (пункт 3.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет и порядок ее назначения государственным гражданским служащим Забайкальского края установлены Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 г..N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" государственные гражданские служащие Забайкальского края при наличии стажа государственной гражданской службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г..N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), и при замещении должности государственной гражданской службы Забайкальского края не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части).
Государственные гражданские служащие Забайкальского края при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещавшего должность государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и непосредственно перед увольнением замещали должности государственной гражданской службы Забайкальского края не менее 12 полных месяцев.
Государственные гражданские служащие Забайкальского края при увольнении с государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего, замещавшего должность государственной гражданской службы Забайкальского края категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности государственной гражданской службы Забайкальского края не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.
Таким образом, исходя из приведенных норм права, условиями назначения пенсии по выслуге лет государственным гражданским служащим Забайкальского края являются в совокупности: наличие стажа гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", приложением N 2 к указанному закону предусмотрено, что в 2017 г. продолжительность стажа государственной гражданской службы в целях назначения пенсии за выслугу лет должна составлять не менее 15 лет 6 месяцев и на момент освобождения от должности они должны имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях"; увольнение с государственной службы должно быть произведено по одному из оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края"; замещение должности государственной гражданской службы Забайкальского края непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
В статье 1 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" приведено понятие стажа государственной службы, под которым понимается суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с государственной гражданской службы Забайкальского края, учитываемая при определении права на пенсию за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края и при исчислении размера этой пенсии.
В соответствии со статьей 6 Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края включаются в порядке, установленном Правительством Забайкальского края, периоды службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях, определяемых постановлением Губернатора Забайкальского края.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 июня 2015 г. N 280 утвержден Порядок включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края периодов службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях государственной гражданской службы и других должностях, предусмотренных Перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Забайкальского края (далее - Перечень должностей).
Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края утвержден Постановлением Губернатора Забайкальского края от 10 июня 2015 г. N 57.
Подпунктом "з" пункта 19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края предусмотрены должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе, в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, и установив на основании архивных справок, что Новинский экспериментальный комбинат строительных конструкций и деталей треста "Лесстройдеталь" Главлестроя (ЭКСКИД) организован с 25 декабря 1969 г. на основании приказа Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности от 25 декабря 1969 г. N 524, при этом в материалах дела не имеется и истцом не представлено доказательств того, что Новинский экспериментальный комбинат выполнял функции государственного управления и относился к таким организациям, иной государственной организацией, созданной решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик), при этом в архивной справке указано, что комбинат был организован на основании приказа Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности, находится в подчинении Главлестроя - Главного управления по строительству лесозаготовительных и лесопильных предприятий, обоснованно исходил из того, что Новинский экспериментальный комбинат свою деятельность осуществлял в соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731, согласно которому являлось производственной организацией, осуществляющей функции хозяйственного, а не государственного управления, и правомерно не установилоснований для включения периода работы истца в указанной организации с 7 января 1975 г. по 23 января 1981 г, в стаж государственной гражданской службы Забайкальского края.
Доводы кассационной жалобы Трухина Г.М. об обратном, а именно о наличии оснований для включения указанного периода в его стаж государственной гражданской службы, являются несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств того, что Новинский экспериментальный комбинат строительных конструкций и деталей треста "Лесстройдеталь" Главлестроя выполнял функции государственного управления и относился к таким организациям (являлось объединением союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения), государственным концерном, иной государственной организацией, созданной решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик) не представлено.
Подпунктом "г" пункта 19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края предусмотрены, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включается работа в должности руководителей, специалистов и служащих, установлены должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 года, в том числе министерствах и ведомствах СССР, союзных и автономных республик и их органах управления на территории СССР - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Общего положения о лесхозах, лесокомбинатах и леспромхозах Министерства лесного хозяйства РСФСР, утвержденного приказом Министра лесного хозяйства РСФСР от 8 января 1971 г..N 6, лесхозы, лесокомбинаты и леспромхозы относились к Министерству лесного хозяйства РСФСР и являлись первичным органом управления гослесфондом в границах территории предприятия, в соответствии с Постановлениями Совета Министров СССР от 4 апреля 1947 г..N 856 "Вопросы организации Министерства лесного хозяйства СССР" и от 22 марта 1950 г..N 1181 "Об утверждении положения о государственной лесной охране СССР", Совета Министров РСФСР от 14 ноября 1959 г..N 1820 "Об улучшении ведения лесного хозяйства в лесах РСФСР" и от 28 декабря 1961 г..N 1565 "Об утверждении положений о Главном управлении Лесного хозяйства и охраны леса и управления лесного хозяйства и охраны леса Главлесхоза РСФСР" лесхозы (мехлесхозы, химлесхозы, спецсемлесхозы, опытные лесхозы, учебные, учебно-опытные и других специализированные лесхозы), лесокомбинаты, леспромхозы (комплексные леспромхозы) министерств и ведомств лесного хозяйства СССР, союзных и автономных республик, а также инспекции лесного хозяйства и охраны леса, лесохозяйственные территориальные производственные объединения (ЛХТПО) относились к государственным органам управления лесным хозяйством, при этом в силу прямого указания подпункта "г" пункта 19 Перечня должностей, периоды службы (работы) в органах государственной власти и управления включаются в стаж государственной гражданской службы по 31 декабря 1991 г, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что периоды работы в лесхозах на руководящих должностях, подлежат включению в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет только за период до 31 декабря 1991 г..и обоснованно отменил решение суда первой инстанции в части включения в стаж государственной службы период работы истца в должности заместителя директора Оленгуйского
лесокомбината с 1 января 1992 г..по 3 марта 1993 г..
Доводы кассационной жалобы Трухина Г.М. о наличии оснований для включения в стаж государственной гражданской службы всего периода работы в должности заместителя директора Оленгуйского лесокомбината с 17 марта 1989 г. по 3 марта 1993 г, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм приведенного законодательства.
Принимая во внимание, что согласно записи в трудовой книжке Трухина Г.М, Трухин Г.М. был уволен 31 марта 1995 г. с должности заместителя директора АО "Оленгуйский лесокомбинат", которая не относится к должности государственной гражданской службы Забайкальского края, то есть непосредственно перед увольнением Трухин Г.М. не замещал должности гражданской службы Забайкальского края не менее 15 лет 6 месяцев, Трухин Г.М. необходимым условиям назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" не отвечает, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у Трухина Г.М. права на пенсию за выслугу лет как государственному гражданскому служащему Забайкальского края являются обоснованными.
Само по себе наличие у Трухина Г.М. непродолжительного стажа государственной гражданской службы, при несоблюдении иных условий назначения пенсии за выслугу лет, не является достаточным основанием для приобретения права на пенсию за выслугу лет по нормам Закона Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края".
Доводы кассационной жалобы Трухина Г.М. о наличии у него права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края" основаны на неверном толковании норм права, регулирующих основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Забайкальского края, условия, порядок назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренных Законом Забайкальского края от 27 февраля 2009 г. N 145-ЗЗК "О пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Забайкальского края", и не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Поскольку доводы кассационной жалобы Трухина Г.М. выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, сводятся к выражению несогласия с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Трухина Геннадия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
С.Б. Латушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.