Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Семеновой И.А, судей Головкиной Л.А. и Вдовиченко С.В.
при секретаре Гордали М.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-33/2021 по административному исковому заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Мурманской области на решение Мурманского областного суда от 9 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Семеновой И.А, судебная коллегия
установила:
Земельный участок с кадастровым N, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, находится в собственности Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее также - МТУ Росимущества) в Мурманской области и Республике Карелия и во владении и пользовании Квиринг Н.В. на основании договора аренды земельного участка N528 и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды.
Сведения о данном объекте недвижимости внесены в ГКН 27 апреля 2011 года, участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта (за исключением земельных участков под автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса, гаражей и автостоянок), под объектами связи.
Постановлением Правительства Мурманской области от 25 ноября 2016 года N585-ПП в соответствии с главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Мурманской области по состоянию на 1 января 2016 года.
Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере "данные изъяты" рублей (порядковый N таблицы к постановлению).
19 января 2021 года Квиринг Н.В. обратилась в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области (далее - Комиссия) с заявлением, поданным по основанию установления рыночной стоимости земельного участка, просила установить кадастровую стоимость объекта в размере 2 381 000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года на основании отчета оценщика ИП Тарана Э.А. от 12 января 2021 года N120121-2-ЗУИ.
Решением Комиссии от 17 февраля 2021 года N29 определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости 2 381 000 рублей.
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Комиссии от 17 февраля 2021 года N29, указывая на то, что отчет об оценке от 12 января 2021 года является недостоверным, поскольку при его составлении оценщиком допущены нарушения законодательства в сфере оценочной деятельности, уменьшение размера кадастровой стоимости ведет к существенному снижению дохода федерального бюджета от продажи федерального имущества.
Решением Мурманского областного суда от 9 сентября 2021 года административное исковое заявления МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия удовлетворено, решение Комиссии от 17 февраля 2021 года N29 признано несоответствующим законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, нарушающим права и законные интересы МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия и отменено, сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 381 000 рублей, определенной на основании решения Комиссии, исключены из ЕГРН.
В апелляционной жалобе административный ответчик Управление Росреестра по Мурманской области просит отменить решение суда, принять новое решение, указывая, что решение суда не содержит выводов о нарушении прав и законных интересов административного истца действиями или бездействием Управления или Комиссии; Комиссией соблюдены все требования законодательства об оценочной деятельности и требования, регламентирующие порядок ее работы; Комиссия при принятии решения исходила из презумпции достоверности кадастровой стоимости, учитывая установленное в Земельном кодексе Российской Федерации преимущество рыночной стоимости перед кадастровой; существенные расхождения кадастровой и рыночной стоимости не могут служить для Комиссии основанием для признания отчета об оценке недостоверным с учетом различных принципов установления кадастровой и рыночной стоимостей; судом не исследованы иные значения рыночной цены для спорного объекта недвижимости; административным истцом не представлены доказательства другого диапазона рыночных цен на спорный земельный участок; оценочная экспертиза выполняет удостоверительно-фиксирующую функцию выбора из множества вариантов доказательств (отчетов об оценке) одного, наиболее полно отвечающего задачам защиты прав собственника, владельца, пользователя недвижимости, и заключение эксперта не может являться допустимым доказательством отсутствия у Комиссии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка; суд не учел, что выявленные экспертом нарушения не оказывают влияния на стоимость объекта оценки, в случае их устранения величина рыночной стоимости не изменится; требования административного истца по существу сводятся к оспариванию кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, что возлагает на истца определенное бремя доказывания; принятое судом решение относится к выявлению недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении
его рыночной стоимости.
На апелляционную жалобу МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия принесен отзыв.
Заинтересованные лица Квиринг Н.В, ИП Таран Э.А, их представители, представители административного истца, административных ответчиков Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области, Управления Росреестра по Мурманской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Управление Росреестра по Мурманской области, Квиринг Н.В. просят о рассмотрении дела в свое отсутствие и в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривает.
Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки (статья 2 Закона о государственной кадастровой оценке).
Согласно части 3 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.
Оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу Закона о государственной кадастровой оценке, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), что следует из части 7 статьи 24 Закона о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) в суде и/или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением, в том числе, отчета об оценке рыночной стоимости (части 9, 11, 13 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
По результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (часть 24 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу части 27 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, части 5 статьи 245 КАС РФ решения комиссии могут быть оспорены в суде, административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии рассматривается по общим правилам главы 22 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 25 настоящего Кодекса.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263 (далее также - Порядок, Порядок создания и работы комиссии).
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
О дате, времени и месте заседаний комиссии, определяемых ее председателем, члены комиссии, заявитель, исполнители работ по определению кадастровой стоимости, оценщики, составившие отчет об определении кадастровой стоимости, извещаются секретарем комиссии в предусмотренные Порядком сроки; в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости, - направляется уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения.
В соответствии с пунктами 10, 12 Порядка заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии, либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 20 августа 2012 года NП/373 создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Мурманской области в количестве четырех человек. Приказами Росреестра от 11 июля 2013 года NП/277, от 19 сентября 2013 года NП-378, от 3 февраля 2016 года NП/0049, от 21 марта 2016 NП/0124, от 20 июля 2017 года NП/0341 внесены изменения в персональный состав Комиссии (л.д. 127-130, 132-133 том 1).
В состав Комиссии вошли представитель Национального совета по оценочной деятельности ФИО2, начальник отдела кадастровой стоимости филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Мурманской области ФИО1, начальник отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Мурманской области ФИО3 и по согласованию - заместитель министра имущественных отношений Мурманской области ФИО4
О дате, времени и месте проведения заседания Комиссии в связи с поступлением заявления Квиринг Н.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка письмом от 25 января 2021 года извещены Квиринг Н.В, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, администрация города Мурманска.
Письмом от 8 февраля 2021 года МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия направлены возражения на заявление Квиринг Н.В.
Заседание Комиссии состоялось 17 февраля 2021 года при участии двух из трех членов Комиссии ФИО3 и ФИО1 Решение принято единогласно.
При проверке законности процедуры принятия оспариваемого решения Комиссии нарушений порядка ее создания, проведения заседания и голосования судом первой инстанции не выявлено, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 20 Порядка комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, приложенного к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в случае, если содержание и оформление отчета об оценке соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2018 года NАКПИ18-142 абзац второй пункта 20 Порядка признан недействующим в той мере, в какой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в соответствующей комиссии данное нормативное положение признает необходимым представление положительного экспертного заключения (экспертных заключений). Согласно правовой позиции, выраженной Верховным Судом Российской Федерации, комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сохраняет полномочия по принятию решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости объекта независимо от разницы между кадастровой и рыночной стоимостью.
При этом, исходя из приведенных законоположений, на комиссию возложена обязанность проверки содержания и оформления отчета об оценке на соответствие его требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
С учетом изложенного расхождение кадастровой и рыночной стоимости, на что указывает податель жалобы, более чем на 30% не является безусловным основанием для признания Комиссией отчета об оценке недостоверным. Несоответствие этого же отчета требованиям законодательства в сфере оценочной деятельности является основанием для принятия Комиссией решения об отклонении соответствующего заявления.
Для проверки доводов административного истца о несоответствии законодательству об оценочной деятельности выполненного оценщиком Тараном Э.А. отчета N120121-2-ЗУИ по вопросам, требующим специальных познаний, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 77 КАС РФ, определением суда первой инстанции от 1 июля 2021 года назначена экспертиза, проведение которой поручено ООО "Респект" (эксперты ФИО5, ФИО6).
Согласно заключению эксперта ООО "Респект" ФИО5 отчет N120121-2-ЗУИ не соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и содержит нарушения, вопреки доводу апелляционной жалобы, повлекшие установление неверной рыночной стоимости земельного участка: необоснованное применение оценщиком не всех аналогов, приведенных в анализе рынка; отсутствие обоснования корректировки на местоположение; неверное применение корректировки на расположение относительно красной линии для объекта-аналога N1; неверное применение корректировки на наличие коммуникаций для объекта-аналога N1 (л.д. 80 том 2).
Оценив заключение эксперта с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности принять результаты проведенной экспертизы в качестве надлежащего доказательства по делу. Экспертное исследование проведено всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования, ответы эксперта на поставленные судом вопросы полные и ясные.
Довод апелляционной жалобы о том, что заключение эксперта не может являться допустимым доказательством по делу, основан на ошибочном толковании норм процессуального закона.
Принимая во внимание, что отчет об оценке от 12 января 2021 года N120121-2-ЗУИ, принятый Комиссией в качестве документа, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка, не соответствует требованиям законодательства в сфере оценочной деятельности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании решения Комиссии не соответствующим законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, нарушающим права и законные интересы МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
Презумпция достоверности кадастровой стоимости, на которую указывает податель жалобы, не наделяет автоматически этим же свойством рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, несмотря на признаваемое для целей налогообложения преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, ввиду того, что соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Как кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию в силу закона, но при условии, если их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами.
Обстоятельства, определяющие диапазон значений как кадастровой стоимости объекта недвижимости, так и рыночной его стоимости, не входят в число юридически значимых по данному делу.
Мнение подателя жалобы о том, что требования административного истца сводятся к оспариванию кадастровой стоимости по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, не соответствует основаниям иска и опровергается материалами дела.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям. Выводы суда в достаточной степени мотивированы, решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям статьи 180, части 3 статьи 249 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мурманского областного суда от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Мурманской области без удовлетворения.
Принятые по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.