Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации г. Райчихинска Амурской области Белобородова А.В. на решение Райчихинского городского суда Амурской области от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Райчихинска Амурской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО "Тепловодоканал", администрации г. Райчихинска о возложении обязанности по обеспечению жителей муниципального образования водоснабжением надлежащего качества.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г..Райчихинска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г..Райчихинска, ООО "Тепловодоканал", уточнив требования которого просил возложить на административных ответчиков обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подачу из муниципальной системы централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска холодной питьевой воды для населения г..Райчихинска, отвечающей санитарным правилам и нормам, путем выполнения мероприятий ООО "Тепловодоканал": промыть и прочистить трубопроводы муниципальных сетей централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска; разработать план мероприятий по предотвращению загрязнения воды в процессе ее транспортирования по водоводам и линиям сети муниципальной системы централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска и предоставить его для утверждения в орган местного самоуправления г..Райчихинска согласно пункту 2.10.13 МКД 3-02-2001 "Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации"; осуществить мероприятия по обезжелезиванию питьевой холодной воды муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска путем фильтрования в сочетании с одним из способов предварительной обработки воды: упрощенной аэрацией, аэрацией на специальных устройствах, введением реагентов-окислителей или иным методом при обосновании в порядке, установленном Сводом правил 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84); осуществить мероприятия по обесцвечиванию питьевой холодной воды муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска с использованием метода фильтрации или реагентного метода в порядке, установленном Сводом правил 31.13330.2012 "Водоснабжение.
Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84); администрацией г..Райчихинска: организовать мероприятия, обеспечивающие условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение ООО "Тепловодоканал", питьевой воды, соответствующей установленным требованиям: разработать мероприятия по обеспечению населения г..Райчихинска питьевой холодной водой надлежащего качества из муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска; осуществить установку водоочистных устройств на водозаборах насосных станций г..Райчихинска N 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 27, насосной станции "ДОС", N 18, 19, 20, 21, 22, 22А и на сетях муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска согласно ГОСТ 31952-2012 "Устройства водоочистные. Общие требования к эффективности и методы ее определения".
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в рамках проведенной проверки выявлены нарушения законодательства при оказании услуг питьевого холодного водоснабжения населению г. Райчихинска, вода из муниципальной системы водоснабжения не отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2. Неисполнение администрацией г. Райчихинска и ООО "Тепловодоканал" требований действующего законодательства по надлежащей организации питьевого холодного водоснабжения влечет нарушение права неопределенного круга лиц на качественное питьевое водоснабжение, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Решением Райчихинского городского суда Амурской области от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года, требования прокурора г..Райчихинска Амурской области удовлетворены частично, на ООО "Тепловодоканал" возложена обязанность в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить подачу из муниципальной системы централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска холодной питьевой воды для населения г..Райчихинска, отвечающей санитарным правилам и нормам, путем выполнения следующих мероприятий: промыть и прочистить трубопроводы муниципальных сетей централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска; разработать план мероприятий по предотвращению загрязнения воды в процессе ее транспортирования по водопроводам и линиям сети муниципальной системы централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска и предоставить его для утверждения в орган местного самоуправления г..Райчихинска согласно пункту 2.10.13 МКД 3-02-2001 "Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации"; осуществить мероприятия по обесцвечиванию питьевой холодной воды муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска с использованием метода фильтрации или реагентного метода в порядке, установленном Сводом правил 31.13330.2012 "Водоснабжение.
Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84); в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по обезжелезиванию питьевой холодной воды муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска путем фильтрования в сочетании с одним из способов предварительной обработки воды: упрощенной аэрацией, аэрацией на специальных устройствах, введением реагентов-окислителей или иным методом при обосновании в порядке, установленном Сводом правил 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84); на администрацию г..Райчихинска возложена обязанность обеспечить подачу из муниципальной системы централизованного холодного водоснабжения г..Райчихинска холодной питьевой воды для населения г..Райчихинска, отвечающей санитарным правилам и нормам, путем организации мероприятий, обеспечивающих условия, необходимые для подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение ООО "Тепловодоканал", питьевой воды, соответствующей установленным требованиям: в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать мероприятия по обеспечению населения г..Райчихинска питьевой холодной водой надлежащего качества из муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска; в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить установку водоочистных устройств на водозаборах насосных станций г..Райчихинска N 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 26, 27, насосной станции "ДОС", N 18, 19, 20, 21, 22, 22А и на сетях муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска согласно ГОСТ 31952-2012 "Устройства водоочистные.
Общие требования к эффективности и методы ее определения", в остальной части административного иска отказано. В части требований прокурора к администрации г..Райчихинска о возложении обязанности по исполнению мероприятий по обеспечению населения г..Райчихинска питьевой холодной водой надлежащего качества из муниципальной централизованной системы холодного водоснабжения г..Райчихинска Амурской области производство по делу прекращено ввиду отказа прокурора от данных требований.
4 октября 2021 года представителем администрации г. Райчихинска Амурской области Белобородовым А.В. через суд первой инстанции подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 11 октября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения.
В доводах кассационной жалобы представитель административного ответчика ссылается на то, что администрацией г. Райчихинска Амурской области выполнена возложенная на органы местного самоуправления обязанность по организации в границах городского округа водоснабжения населения, что выразилось в заключении концессионного соглашения от 1 декабря 2018 года N 2, согласно которому именно концессионер ООО "Тепловодоканал" несет ответственность за организацию водоснабжения и водоотведения, а также за состояние сетей водоснабжения. Действующим законодательством обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, в соответствии с установленными требованиями возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение, органами местного самоуправления качество питьевой воды обеспечивается путем разработки или корректировки инвестиционной программы, которая должна учитывать мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Представленные акты забора проб воды не могли быть приняты во внимание, поскольку пробы не были отобраны по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды. Имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о неисполнении органом местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения.
Административные ответчики, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представителя в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену вынесенных по делу законных и обоснованных судебных актов.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу пункта 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств, либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Статьей 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие, что подаваемая населению г. Райчихинска питьевая вода из системы централизованного холодного водоснабжения не соответствует нормативным гигиеническим показателям, установленным СанПиН 2.1.4 1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", и не отвечает требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", а также отсутствие водоочистных сооружений на водозаборах, пришли к выводу, что административными ответчиками не обеспечиваются требования безопасности и безвредности для жителей муниципального образования факторов среды обитания при осуществлении холодного водоснабжения, допущено нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которое является существенным, создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц и свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления и водоснабжающей организации.
Указанные выводы нижестоящих судов судебная коллегия кассационного суда находит правильными, мотивированными, подтвержденными исследованными в ходе производства по делу доказательствами и основанными на законе.
Вопреки доводам кассационной жалобы имеющимся в деле доказательствам судами дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом, выражая несогласие с выводами судебных инстанций по результатам оценки доказательств, административный ответчик не привел каких-либо данных, позволяющих поставить под сомнение обоснованность выводов судов.
Довод кассационной о том, что надлежащее осуществление холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения и обеспечение качества питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, являются обязанностью гарантирующей организации ООО "Тепловодоканал", и именно на данной организации лежит эксплуатационная ответственность за состояние сетей водоснабжения, отмену принятых по делу судебных актов не влечет.
В данном случае администрация г. Райчихинска, являясь собственником централизованной системы холодного водоснабжения городского округа, обязана обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Однако органом местного самоуправления необходимые и действенные меры, направленные на приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, не принимаются.
Кроме того, из положений пункта 1.1 концессионного соглашения от 1 декабря 2018 года N 2, на который ссылается административный ответчик, следует, что концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных соглашением в соответствии с утвержденной сторонами инвестиционной программой обеспечить реконструкцию недвижимого имущества, входящего в объект соглашения, для улучшения характеристик и эксплуатационных свойств объекта, осуществлять эксплуатацию и обслуживание холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, очистку сточных вод с использованием объекта соглашения и иного имущества, а концедент обязуется предоставить концессионер права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Между тем администрацией г. Райчихинска не представлены доказательства передачи ООО "Тепловодоканал" во владение и пользование в рамках данного соглашения каких-либо водоочистных сооружений для обеспечения подачи потребителям городского округа воды, соответствующей установленным требованиям, как и наличия инвестиционной программы, разработанной и утвержденной в рамках реализации заключенного концессионного соглашения, которой предусмотрены мероприятия, исполнение которых решением суда возложено на орган местного самоуправления.
Положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относящие организацию вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к вопросам местного значения городских округов, прежде всего, имеют своей целью обеспечить гражданам, проживающим на данной территории, бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества, что соответствует основной цели местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. В то же время характер правоотношений, сложившихся между администрацией г. Райчихинска и ООО "Тепловодоканал", не позволяет осуществить надлежащее холодное водоснабжение потребителей городского округа с использованием централизованной системы холодного водоснабжения без участия органа местного самоуправления.
Таким образом, поскольку выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, судами не допущено, оснований для отмены решения Райчихинского городского суда Амурской области от 10 июня 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 года по доводам кассационной жалобы администрации г. Райчихинска Амурской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Райчихинского городского суда Амурской области от 10 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 2 сентября 2021 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Райчихинска Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.