Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Хабаровского края Рябова Н.А. на решение Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании отдельных положений устава.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством видеоконференц-связи прокурора Криковцову Е.Г, поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Хабаровского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующей с момента вступления в законную силу решения суда части 1 статьи 6.1 Устава сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края ввиду ее несоответствия пункту 18 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в которой оспариваемая норма не предусматривает права органа местного самоуправления сельского поселения предоставлять сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилое помещение на период замещения сотрудником указанной должности.
Требования прокурора мотивированы необходимостью обязательного отражения предусмотренного пунктом 18 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", введенного Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 241-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", права органов местного самоуправления городского, сельского поселения непосредственно в Уставе, что обусловлено требованиями пункта 2 части 1, части 2 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми уставом муниципального образования, в числе прочего, должны определяться перечень вопросов местного значения и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Несоответствие оспариваемой нормы Устава федеральному законодательству влечет нарушение прав населения муниципального образования на законное осуществление местного самоуправления.
Решением Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года, в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований отказано.
27 сентября 2021 года прокурором Хабаровского края Рябовым Н.А. принесено кассационное представление, поступившее в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 11 октября 2021 года, в котором ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В обоснование кассационного представления прокурор ссылается на аналогичные изложенным в административном исковом заявлении доводы, указывая на противоречие Устава сельского поселения "Село Некрасовка" положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с отсутствием в нем закрепленного пунктом 18 части 1 статьи 14.1 данного закона права органа местного самоуправления на предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен своевременно и в надлежащей форме, его представитель в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ определены права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений.
Согласно пункту 18 части 1 указанной нормы (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 года N 241-ФЗ) органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43, части 3 статьи 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции, с позицией которого согласился апелляционный суд, сопоставив оспариваемые положения части 1 статьи 6.1 Устава сельского поселения "Село Некрасовка", принятого решением Совета депутатов сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 10 сентября 2020 года N 66-1, действующего в редакции решения Совета депутатов от 24 декабря 2020 года N 82-25, с соответствующими положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 241-ФЗ, исходя из установленного частью 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ исчерпывающего перечня вопросов, подлежащих обязательному отражению в уставе муниципального образования, который не содержит в качестве таковых необходимость указания в уставе полномочий органов местного самоуправления сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, пришел к выводу о соответствии устава сельского поселения в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия кассационного суда с указанными выводами судов соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 2 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрена возможность регулирования уставом муниципального образования иных вопросов организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, то есть, иные, прямо не предусмотренные положениями данной статьи вопросы могут быть закреплены в уставе муниципального образования при условии, что это предусмотрено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом по смыслу приведенной нормы закрепление в уставе муниципального образования иных, прямо не предусмотренных положениями статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросов не является обязательным.
Вопреки доводам кассационного представления, отсутствие в уставе сельского поселения предусмотренного федеральным законом права органа местного самоуправления на предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности, не влечет признание его недействующим, поскольку не исключает возможность реализации органом местного самоуправления данного права в порядке прямого действия пункта 18 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ даже при условии отсутствия такого положения в уставе.
В целом изложенные прокурором в кассационном представлении доводы о несоответствии положений устава сельского поселения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу аналогичны позиции прокурора в судах первой и апелляционной инстанций, проверялись судами и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актов.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, при этом существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены решения Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года в кассационном порядке в пределах доводов кассационного представления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского краевого суда от 6 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационное представление прокурора Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.