Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Акваника-Певек" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Акваника-Певек" о признании не действующим в части постановления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 11 ноября 2019 года N 13-к/1 "О внесении изменений в постановления Правления Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 19 декабря 2018 года N 28-к/3, 28-к/4".
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Акваника-Певек" Ефременко Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, полагавшей, что апелляционное определение подлежит отмене с направлением административного дела на новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
19 декабря 2018 года Правлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа (далее - Комитет по тарифам, регулирующий орган) приняты постановления N 28-к/3 "Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Акваника-Певек" (далее - ООО "Акваника-Певек", предприятие) на 2019-2023 годы" (далее - Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/3) и N 28-к/4 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Акваника-Певек" на 2019-2023 годы" (далее - Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/4).
Постановлением Правления Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года N 13-к/1 (далее - Постановление от 11 ноября 2019 года N 13-к/1), официально опубликованным в печатном издании - "Ведомости" от 15 ноября 2019 года N 45/1(935/1) (приложение к газете "Крайний север" от 15 ноября 2019 года N 45(2211)) в Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/3 и в Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/4 внесены изменения.
Так, столбцы 5-8 раздела 4 "Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы" Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/3 изложены в следующей редакции: 2020 год - 83 683, 9 тыс. рублей, 2021 год - 85 575, 1 тыс. рублей, 2022 год - 87 655, 9 тыс. рублей, 2023 год - 89 767, 9 тыс. рублей.
Приложение 1 "Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Акваника-Певек" на 2019-2023 годы с календарной разбивкой" к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/4 изложено в новой редакции: тарифы для потребителей (кроме населения) с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года установлены в размере 337, 41 руб./куб.м. и 409, 42 руб./куб.м. соответственно; с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года - 381, 86 руб./куб. м.; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - 381, 86 руб./куб.м.; с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года - 381, 86 руб./куб.м.; с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года - 400, 43 руб./куб.м.; с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года - 400, 43 руб./куб.м.; с 1 июля 2023 года по 31 декабря 2023 года - 400, 71 руб./куб.м.
ООО "Акваника-Певек" обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с административным исковым заявлением о признании не действующим Постановления от 11 ноября 2019 года N 13-к/1 в части исключения из необходимой валовой выручки предприятия экономически обоснованных расходов в сумме 3 000, 00 тыс. рублей, необходимых на ремонт и обслуживание оборудования (водоочистной станции), по договору оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, указав в обоснование заявленных требований, что решение регулирующего органа об исключении из расчёта необходимой валовой выручки на 2020-2023 года соответствующих расходов противоречит требованиям действующего законодательства о ценообразовании в сфере водоснабжения и водоотведения.
Определением Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 6 июля 2020 года настоящее дело передано на рассмотрение в Суд Чукотского автономного округа.
Решением Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года административное исковое заявление ООО "Акваника-Певек" удовлетворено. Признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Постановления от 11 ноября 2019 года N 13-к/1 в части внесения изменения в столбец пятый раздела 4 "Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы" Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/3; на Комитет по тарифам возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части Постановление от 11 ноября 2019 года N 13-к/1; с административного ответчика в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года решение Суда Чукотского автономного округа от 21 января 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ООО "Акваника-Певек" отказано.
11 октября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная 1 октября 2021 года через Суд Чукотского автономного округа, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Представители Комитета по тарифам и заинтересованного лица - муниципального предприятия "Чаунское районное коммунальное хозяйство", которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции были допущены такого рода нарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Пунктами 1, 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусмотрено, что установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надёжности, качества, энергетической эффективности, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания пункта 1.1, подпункта 12 пункта 2.2, пункта 2.23 Положения о Комитете государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 7 июня 2007 года N 75, следует, что Комитет по тарифам является органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, который осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая установление тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, горячую воду (горячее водоснабжение), водоотведение, а также утверждение производственных программ и осуществление контроля за выполнением производственных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Постановлениями Правления Комитета по тарифам от 19 декабря 2018 года N 28-к/3 и N 28-к/4 соответственно утверждены производственная программа в сфере холодного водоснабжения ООО "Акваника-Певек" на 2019-2023 годы, а также установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую предприятием, на 2019-2023 годы.
29 апреля 2019 года административный истец направил в регулирующий орган заявление (исходящий N 54) о корректировке долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения с 1 января 2020 года по 31 декабря 2023 года с применением метода индексации необходимой валовой выручки, к которому приложил подготовленные им обосновывающие материалы.
Согласно выводам заключения по результатам экспертизы представленных документов Комитет по тарифам посчитал обоснованным включение в необходимую валовую выручку ООО "Акваника-Певек" на 2020-2023 годы расходов на аренду установки по очистке воды - 2 400, 3 тыс. рублей (договор аренды имущества от 11 декабря 2017 года N 1, дополнительное соглашение к договору от 1 декабря 2018 года, размер арендной платы в месяц - 200, 0 тыс. рублей (без НДС), срок аренды по 31 декабря 2027 года). В то же время, регулирующий орган сделал вывод о необоснованном включении предприятием в расчёт необходимой валовой выручки расходов на ремонт и техническое обслуживание данного оборудования в размере 3 000, 0 тыс. рублей по договору на оказание услуг от 1 июля 2018 года (250, 0 тыс. рублей в месяц (без НДС)).
На заседании Правления Комитета по тарифам от 1 ноября 2019 года (протокол N 16) регулирующий орган установилООО "Акваника-Певек" срок (до 8 ноября 2019 года) для предоставления информации от арендодателя по договору аренды имущества от 11 декабря 2017 года N 1 о покупке установки очистки воды с целью определения гарантийного срока обслуживания оборудования (договор покупки, инструкцию по эксплуатации); для предоставления копии журнала, фиксирующего результаты технического обслуживания и ремонта арендуемой установки по очистке воды, копий актов выполненных работ.
Согласно протоколу заседания Правления Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года N 17 расходы по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года в размере 3 000, 00 тыс. рублей не были включены в расчёт необходимой валовой выручки на 2020-2023 годы в связи с тем, что ООО "Акваника-Певек" не представило в регулирующий орган документы, подтверждающие необходимость регулярного технического обслуживания установки сторонней организацией, фиксирующие результаты технического обслуживания и ремонта установки по очистке воды, копии актов выполненных работ.
Постановлением от 11 ноября 2019 года N 13-к/1, официально опубликованным в печатном издании - "Ведомости" от 15 ноября 2019 года N 45/1(935/1) (приложение к газете "Крайний север" от 15 ноября 2019 года N 45(2211)), в Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/3 и в Постановление от 19 декабря 2018 года N 28-к/4 внесены изменения, касающиеся объёма финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы предприятия на 2020-2023 годы (столбцы 5-8 раздела 4 Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/3), и величины тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Акваника-Певек" на 2020-2023 годы (Приложение 1 к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/4).
Части 2 и 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ предусматривают, что порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается Основами ценообразования; такие тарифы могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учётом объёмов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.
Из содержания пункта 2 Основ ценообразования следует, что под "необходимой валовой выручкой" понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; под "неподконтрольными расходами" понимаются расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению.
Пунктом 24 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 22 Основ ценообразования при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации: цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию (подпункт "а"); цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов (подпункт "б"); прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы) (подпункт "в"); сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (подпункт "г"); рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных
средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах (подпункт "д"); рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации (подпункт "е"); данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные (подпункт "ж").
Пункт 80 Основ ценообразования предусматривает, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 Основ ценообразования.
В свою очередь, подпункт "в" пункта 73 Основ ценообразования предусматривает, что корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях, включающей, в числе прочего, показатели отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов.
Неподконтрольные расходы, в числе прочего, включают в себя: расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учётом требований, предусмотренных пунктом 29 Методических указаний; расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов (подпункты 1, 3, 7 пункта 49 Методических указаний).
Пунктом 25 Правил регулирования тарифов определено, что орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтённых при расчёте тарифов, корректности определения параметров расчёта тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении; решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Экспертное заключение органа регулирования тарифов должно содержать, в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчёта объёма отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчёта тарифов экономически не обоснованных расходов, учтённых регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов (пункт 26 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с абзацем вторым пункта 20 Правил регулирования тарифов в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесённые регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования тарифов, но не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию. Необходимость запроса дополнительных сведений не является основанием для принятия органом регулирования тарифов решения об отказе в открытии дела об установлении тарифов.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
Признавая не действующим пункт 1 Постановления от 11 ноября 2019 года N 13-к/1 в части внесения изменений в столбец пятый раздела 4 "Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы" Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/3, Суд Чукотского автономного округа указал в решении на допущенное Комитетом по тарифам нарушение сроков истребования запрошенных у ООО "Акваника-Певек" 1 ноября 2019 года документов, который установлен абзацем вторым пункта 20 Правил регулирования тарифов, поскольку предприятие было вправе представить запрошенные у него документы в регулирующий орган до 13 ноября 2019 года включительно. Вместе с тем поступившие в Комитет по тарифам 11 ноября 2019 года дополнительные документы административного истца, подтверждающие фактическое исполнение договора на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, 12 ноября 2019 года возвращены регулирующим органом ООО "Акваника-Певек" (исходящий N 915/05-06) с указанием на то, что они поступили к административному ответчику 11 ноября 2019 года в 15 часов 38 минут, то есть уже после того, как заседание Правления Комитета по тарифам, на котором было принято решение по заявлению о корректировке долгосрочных тарифов предприятия на питьевую воду (питьевой водоснабжение) на 2020-2023 годы, закончилось. По мнению суда первой инстанции, несоблюдение данного срока свидетельствует о нарушении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого постановления.
Отменяя решение Суда Чукотского автономного округа и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что предприятие не было лишено возможности представить запрошенные у него документы до проведения заседания Правления Комитета по тарифам, назначенного на 11 ноября 2019 года; непосредственно на заседании Правления Комитета по тарифам от 1 ноября 2019 года представитель ООО "Акваника-Певек" присутствовал и не выражал своего несогласия с установленным административному истцу сроком для предоставления дополнительных документов (до 8 ноября 2019 года), однако соответствующие документы в установленный срок представлены не были; расходы по договору от 1 июля 2018 года в сумме 3 000, 00 тыс. рублей на ремонт и техническое обслуживание водоочистной станции верно признаны регулирующим органом экономически необоснованными, поскольку в штатном расписании предприятия имеются специалисты (мастер по ремонту оборудования, слесарь по ремонту оборудования, электрик).
По мнению судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, соответствующие выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в апелляционном определении, основаны на неверном толковании норм материального права, а также на неполном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Так, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции оставила без внимания то обстоятельство, что в ходе проведения заседания Правления Комитета по тарифам от 11 ноября 2019 года представитель ООО "Акваника-Певек" просил дать предприятию возможность предоставить до окончания рабочего дня - 11 ноября 2019 года документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов по техническому обслуживанию установки по очистке воды, однако данная просьба была оставлена административным ответчиком без удовлетворения, несмотря на императивное предписание абзаца второго пункта 20 Правил регулирования тарифов о том, что срок предоставления запрошенных регулирующим органом дополнительных сведений не может быть менее 7 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию (в данном случае соответствующий срок, учитывая нерабочие и праздничные дни, истекал не ранее 13 ноября 2019 года).
Поступившие в регулирующий орган 11 ноября 2019 года дополнительные документы 12 ноября 2019 года возвращены административному истцу без рассмотрения со ссылкой на то, что они не могут быть приобщены к материалам тарифного дела от 30 апреля 2019 года N 30 "О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Акваника-Певек" на 2020-2023 годы".
Соглашаясь с доводами административного ответчика о необоснованности заявленных для включения в необходимую валовую выручку расходов предприятия по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования водоочистной станции от 1 июля 2018 года, суд апелляционной инстанции не дал оценку тому обстоятельству, что эти расходы, наряду с расходами по договору аренды соответствующей установки по очистке воды от 11 декабря 2017 года N 1 и дополнительного соглашения к нему от 1 декабря 2018 года, заявлялись ООО "Акваника-Певек" как неподконтрольные расходы (то есть как расходы, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации); при этом заявленные административным истцом расходы на аренду установки по очистке воды были приняты регулирующим органом и включены в расчёт тарифа, тогда как расходы на её ремонт и техническое обслуживание - отклонены в полном объёме.
Непосредственно в пункте 5.4.8 договора аренды от 11 декабря 2017 года N 1 имеется указание на то, что арендатор (ООО "Акваника-Певек") несёт расходы, связанные с эксплуатацией установки по очистке воды, и её содержанием в пределах средств, включённых в тариф. В договоре на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования водоочистной станции от 1 июля 2018 года в качестве исполнителя таких работ указано общество с ограниченной ответственностью "Чукотская строительно-буровая компания", которое самостоятельно определяет состав специалистов для выполнения своих обязательств по договору.
В то же время, в материалах дела отсутствуют какие-либо документы свидетельствующие об обоснованности вывода регулирующего органа о том, что в обязанности сотрудников ООО "Акваника-Певек" (мастера по ремонту оборудования, слесаря по ремонту оборудования, электрика) входит ремонт и техническое обслуживание арендуемого оборудования установки по очистке воды.
Между тем судом апелляционной инстанции по существу не оценена позиция Комитета по тарифам (в том числе, применительно к положениям пункта 22 Основ ценообразования) о том, что предприятие не могло включать в расчёт необходимой валовой выручки расходы на ремонт и техническое обслуживание арендуемой им водоочистной станции.
Корректировка необходимой валовой выручки административного истца на 2020-2023 годы производилась регулирующим органом с применением метода индексации необходимой валовой выручки (раздел IX Основ ценообразования), однако, не принимая для расчёта необходимой валовой выручки заявленные ООО "Акваника-Певек" неподконтрольные расходы (расходы, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности предприятия) по договору на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования от 1 июля 2018 года, Комитет по тарифам сослался на пункт 51 Основ ценообразования, положения которого учитываются при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) (раздел VI Основ ценообразования) и предусматривают, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчётные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объём ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Из содержания пунктов 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен выяснить, в том числе, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 307 КАС РФ рассмотрение административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных КАС РФ.
Согласно пункту 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Процессуальным законом установлены нормативные требования к принимаемому судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебному акту в форме апелляционного определения, предусматривающие, в частности, что в нём должны быть указаны: обстоятельства административного дела, установленные судом апелляционной инстанции (пункт 5 части 2 статьи 311 КАС РФ); мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части (пункт 6 части 2 статьи 311 КАС РФ).
Положения статьи 311 КАС РФ, действующей в системной связи с другими положениями главы 34 КАС РФ, являются процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения судом административных дел и направлены на исправление в апелляционном порядке возможной ошибки, допущенной судом нижестоящей инстанции.
Данное правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по защите нарушенных или оспариваемых прав свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ), не позволяет принимать произвольные, немотивированные судебные акты без учёта всех доводов, приведённых сторонами судебного разбирательства.
Обязательность надлежащей мотивированности судебного акта суда апелляционной инстанции предопределена характером деятельности данной инстанции исходя из сути апелляции, перед которой стоят равнозначные задачи повторного рассмотрения дела по существу и проверки решения суда первой инстанции.
В данном случае, принимая по делу новое решение об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции не установили не исследовал указанные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, а также неверно применил положения абзаца второго пункта 20 Правил регулирования тарифов.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного постановления, считает необходимым отменить апелляционное определение и направить дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо установить имеющие значение для правильного рассмотрения административного спора обстоятельства, а также, учитывая то, что административным истцом оспаривается исключение из необходимой валовой выручки части заявленных им расходов, что влияет не только на объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы предприятия (раздел 4 "Объём финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы" Приложения к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/3), но и на величину установленных предприятию тарифов (Приложение 1 "Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) ООО "Акваника-Певек" на 2019-2023 годы с календарной разбивкой" к Постановлению от 19 декабря 2018 года N 28-к/4), разрешить заявленные требования с учётом положений действующего законодательства о ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Пятый апелляционной суд общей юрисдикции в ином составе судей.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.