Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А, судей Власенко И.Г, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дубровской Оксаны Александровны, Дубровского Алексея Юрьевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении обязанности
по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав представителя УМВД РФ по Хабаровскому краю Ижко И.Л, Дубровскую О.А, ее представителя Серова К.Г, Дубровского А.Ю, судебная коллегия
установила:
Дубровская О.А, Дубровский А.Ю. обратились в суд с иском о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) в части отмены решения ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) и снятия Дубровской О.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности восстановить Дубровскую О.А. с составом семьи из 3-х человек в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ; предоставлении единовременной социальной выплаты на состав семьи из 3-х человек, исходя из расчета размера средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Хабаровскому краю, установленного Министерством строительства Российской Федерации на момент расчета.
В обоснование иска указали, что на основании заявления Дубровской О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю Дубровская О.А. принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета членов семьи. ДД.ММ.ГГГГ в учетное дело внесены изменения, согласно которым Дубровская О.А. поставлена на учет составом семьи из 3-х человек. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю она снята с учета для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи наличием жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", полагают, что указанное жилое помещение не подлежит учету, так как в данном жилом помещении никто из членов семьи Дубровской О.А. не зарегистрирован и не проживает.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 февраля 2021 года признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) в части отмены протокола жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На УМВД России по Хабаровскому краю возложена обязанность восстановить Дубровскую О.А. в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи из 3 человек, предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на указанный состав семьи. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе указано на отсутствие оценки намеренному ухудшению истцами их жилищных условий, незаконное возложение на УМВД обязанности предоставить социальную выплату.
Представитель УМВД РФ по Хабаровскому краю поддержал кассационную жалобу, пояснил, что после состоявшегося решения суда, проведено заседание ЖБК, документы были направлены в МВД России, где принято решение о социальной единовременной выплате.
Дубровская О.А. и ее представитель, Дубровский А.Ю. просили отказать в удовлетворении жалобы, пояснили, что по распоряжению МВД России от ДД.ММ.ГГГГ Дубровской О.А. предоставлена единовременная выплата на приобретение жилого помещения. Основанием для такого распоряжения послужило решение ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N. Поскольку определением кассационного суда исполнение решения суда было приостановлено, полагают, что в данном случае имело место добровольное признание ответчиком права на социальную выплату.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ
Так, согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (пункт 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из материалов дела и судом установлено, что Дубровская (ранее Вавилова) О.А. проходила службу в органах внутренних дел УМВД России по Хабаровскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет с правом на пенсию. Выслуга лет на день увольнения составляет 22 года 05 месяцев 06 дней. С ДД.ММ.ГГГГ Дубровская зарегистрирована по адресу: "адрес", площадь квартиры составляет 52, 5 кв.м. Собственником указанного жилого помещения является ее мать ФИО6, в котором, кроме истца, зарегистрированы: ФИО6 - собственник, ФИО7 - супруг собственника, сын собственника ФИО8 Обеспеченность одно члена семьи составляет менее 15 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истец заключила брак с Дубровским А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ в семье родился сын ФИО9
На основании заявления Дубровской О.А. от ДД.ММ.ГГГГ, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю, оформленным протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ N Дубровская О.А. принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета членов семьи (супруга Дубровского А.Ю, сына ФИО9).
Решением ЖБК УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N) Дубровская О.А. принята на учете в составе 3 человек, включая супруга и сына.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю принято решение ходатайствовать о предоставлении Дубровской О.А. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи в количестве 3-х человек в размере 5 985 589 руб. 36 коп.
При рассмотрении указанного ходатайства Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД решение от ДД.ММ.ГГГГ возращено в УМВД России по Хабаровскому краю для устранения замечаний.
При повторном рассмотрении, решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Дубровская О.А. снята с учета в связи с невыполнением условия об обеспеченности жилым помещением ниже установленной нормы.
Основанием для такого решения послужил факт регистрации Дубровского А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетнего сына ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире, принадлежащей отцу истца Дубровского А.Ю. по адресу "адрес", общей площадью 65, 9 кв.м. В указанной квартире зарегистрировано 4 человека, обеспеченность на каждого составляет 16, 48 кв.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 30-31 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 указал на отсутствие признаков намеренного ухудшения семьей Дубровских жилищных условий.
Вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии выводов о намеренном ухудшении жилищных условий с целью искусственного ухудшения жилищных условий в постановлениях суда дана оценка, в силу которой суд исходил из того, что семья Дубровских, как на дату постановки на учет, так и на дату рассмотрения дела зарегистрирована по адресу: "адрес", проживала единой семьей по указанному адресу с даты образования семьи, в связи с чем формальная регистрация членов семьи по разным адресам при доказанности проживания единой семьей в квартире супруги не может порождать негативных последствий.
В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таких оснований судами обеих инстанций не установлено.
Приведенные в жалобе доводы о том, что возложенная на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность по предоставлению единовременной социальной выплаты не соответствуют механизму, предусмотренному Правилами предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденными постановлениям Правительства РФ от 30.12.2011 N1223 основанием к отмене постановлений суда не является, поскольку в настоящее время решения суда исполнено в том порядке, как это предусмотрено указанными Правилами.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 18 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных постановлений отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.