Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Власенко И.Г, Хребтовой Н.Л, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коржавина Виктора Сергеевича к ФКГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 3 отделу ФКГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения от 19.09.2019 N 09-20/27 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права
по кассационной жалобе Коржавина Виктора Сергеевича на решение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Коржавин В.С. обратился в суд с иском о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, признании права стоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, возложении обязанности принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, уволен и исключен из списков личного состава воинской части. На момент увольнения, выслуга в календарном исчислении составила 17 лет 04 месяца 29 дней, в льготном - 29 лет 07 месяцев 12 дней. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако оспариваемым решением в постановке на учет ему было отказано со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Полагал отказ незаконным, поскольку в настоящее время нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма, членом семьи собственника жилого помещения, он не является, жилого помещения в собственности не имеет; ранее за счет денежных средств Министерства обороны РФ жилым помещением не обеспечивался. Его право на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ следует из содержания абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", так как ранее он не был обеспечен жилым помещением за счет Министерства обороны РФ, при увольнении с военной службы в "адрес" и при перемене места жительства на "адрес", где был поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 ноября 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Коржавин Виктор Сергеевич просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не подавали.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Закона N 76-ФЗ).
В целях реализации указанных положений, постановлением Правительством РФ от 29 июня 2011 года N 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации".
Согласно пункту 1 Правил признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из материалов дела и судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коржавин В.С. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно выписке из приказа Министра обороны СССР по личному составу N от ДД.ММ.ГГГГ, выписке из послужного списка капитан- лейтенант Коржавин В.С. с ДД.ММ.ГГГГ уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штатов Вооруженных Сил СССР (исключен из списков части).
Из справок Военного комиссариата Камчатского края N N от ДД.ММ.ГГГГ, N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Коржавин В.С. получает пенсию за выслугу лет в военном комиссариате Камчатского края. Общая (календарная) выслуга составляет 17 лет 04 месяца 29 дней, в льготном исчислении - 29 лет 07 месяцев 12 дней.
Из обстоятельств дела следует, что Коржавин В.С. на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ вместе с сыном проживал в квартире "адрес".
Решением Вилючинского городского суда от 28 марта 2003 года по иску МУП " Жилищно-эксплуатационное управление N1" Коржавин В.С. вместе с членами семьи выселены из указанного жилого помещения в связи с приведением помещения в нежилое состояние.
В настоящее время Коржавин В.С. зарегистрирован в "адрес".
Решением жилищной комиссии администрации муниципального образования - сельское поселение " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N Коржавин В.С. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ истец, как участник подразделения особого риска, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N признан участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем..", ему предложено предоставить в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявление об участии в программе в 2020 году. Из апелляционного определения Камчатского краевого суда от 18 мая 2020 года по иску Коржавина В.С. о признании права на норму дополнительной площади следует, что такое заявление истец не подал, полагая, что имеет право на дополнительную площадь в размере 15 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Коржавин В.С. обратился в 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N Коржавину В.С. отказано в принятии на учет нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания (п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ) в связи с увольнением и исключением военнослужащего из списков личного состава войсковой части.
Аналогичная причина отказа разъяснена в письме 3 отдел ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Коржавина В.С.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суды исходили из следующего.
На период службы и дату увольнения Коржавина В.С. вопросы обеспечения жилыми помещениями регулировались Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ N N "О всеобщей воинской обязанности".
В соответствии со ст. 77 указанного Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ N N обеспечение жилой площадью офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или отставку, производится исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
На момент увольнения с военной службы действовало Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17 февраля 1981 года N 193, пунктом 16 которого определено, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, состоящие на действительной военной службе, имеют право получить для себя и для совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из жилищного фонда местных Советов народных депутатов наравне с другими гражданами.
Военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки (пункт 19 Положения).
Согласно пункту 7 Положения лицам, имеющим право на льготы по настоящему Положению, выдаются, по их просьбе, удостоверения по форме, устанавливаемой Министерством обороны. Удостоверения выдаются воинскими частями, местными органами военного управления и Комитетом государственной безопасности СССР. Удостоверения могут выдаваться также исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, если у них имеются сведения, необходимые для выдачи таких удостоверений.
Такое удостоверение Коржавиным В.С. было получено, что им не отрицалось ни при рассмотрении дела, ни в доводах кассационной жалобы. Ссылка в жалобе на то, что из-за отсутствия углового штампа командира воинской части, удостоверение не было принято для постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения, не нашла своего подтверждения по материалам дела.
Федеральным законом от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с указанным пунктом обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов "их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Толкование приведенных выше норм закона и нормативных актов соответствуют их смыслу и содержанию, приведенному в постановлениях суда, в связи с чем доводы жалобы о нарушении судами указанных норм и их неправильном применении являются необоснованными.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения нарушений в применении и толковании норм материального и процессуального права, допущенных при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского края от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Коржавина В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.