Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мулярчика А.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-225/2021 по административному исковому заявлению Лазаренко Руслана Александровича к Управлению Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу, ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительству Кемеровской области-Кузбасса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Леневой Оксаны Владимировны на решение Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, выслушав пояснения представителя Лазаренко Р.А. - Лапиной С.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Лазаренко Р.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 24 211 000 рублей по состоянию на 15 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Лазаренко Р.А. является собственником данного нежилого здания. Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании представленного административным истцом отчета об оценке N ОН/572-21-06-2021 от 21 июня 2021 года, что влечет необоснованное увеличение налоговых платежей.
Решением Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 года удовлетворено административное исковое заявление Лазаренко Р.А, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 24 211 000 рублей по состоянию на 15 октября 2019 года. Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной постановлено считать 27 августа 2021 года.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" просит вышеуказанное решение изменить в части удовлетворения требований к ненадлежащему административному ответчику, в удовлетворении требований, заявленных к ФГБУ "ФКП Росреестра", отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу, поскольку им был осуществлен только расчет кадастровой стоимости на основании изменения характеристик объекта недвижимости с использованием утвержденных удельных показателей. В данном случае административный ответчик не наделен публичными полномочиями по самостоятельному утверждению результатов определения кадастровой стоимости и удельных показателей. Выводы суда первой инстанции являются необоснованными и противоречат позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". Какой-либо технической ошибки ФГБУ "ФКП Росреестра" в сведениях об объекте не допущено, что также подтверждает, что исковые требования удовлетворены к ненадлежащему ответчику.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные представителем административного истца Лазаренко Р.А. - Лапиной С.А. в ходе судебного заседания, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер налога на имущество физических лиц определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Лазаренко Р.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости утверждена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области N 42-0-1-112/3001/2019-4044/1 от 15 октября 2019 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года N 2 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области" в размере 59 190 342, 61 рублей по состоянию на 15 октября 2019 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости о кадастровой стоимости внесены 15 октября 2019 года.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N ОН/572-21-06-2021 от 21 июня 2021 года, выполненный оценщиком ФИО1 согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N составляет 24 211 000 рублей по состоянию на 15 октября 2019 года.
Удовлетворяя административное исковое заявление, Кемеровский областной суд исходил из того, что оспариваемыми результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, установив кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости на основании представленного административным истцом отчета об оценке, признанного судом достоверным и допустимым доказательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с изложенными судом первым инстанции выводами, находит их обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание того обстоятельства, что ФГБУ "ФКП Росреестра" привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика, поскольку апеллянт полагает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является государственным органом, уполномоченным на утверждение кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также на самостоятельное изменение утвержденных удельных показателей, использованных при расчетах.
Согласно частям 4, 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие.
В силу положений части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет круг лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При этом, суд вправе привлечь к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Положение) государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Пунктом 5.1.26 Положения установлено, что к функциям по государственной кадастровой оценке отнесено также определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 12 мая 2015 года N П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, оспариваемая кадастровая стоимость относительно нежилого здания с кадастровым номером N определена актом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Кемеровской области N 42-0-1-112/3001/2019-4044/1 от 15 октября 2019 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года N 2.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по данному административному делу, является ФГБУ "ФКП Росреестра".
То обстоятельство, что при утверждении результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости применялись ранее установленные удельные показатели кадастровой стоимости, не свидетельствует об ошибочности обжалуемого решения суда, поскольку фактически результаты определения кадастровой стоимости были утверждены непосредственно актом ФГБУ "ФКП Росреестра".
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права.
Обжалуемое решение Кемеровского областного суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, что свидетельствует о законности принятого судебного акта. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Кемеровского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Леневой Оксаны Владимировны - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кемеровский областной суд в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.