Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В.
судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное жалобу представителя административного истца Бурова Ильи Сергеевича по доверенности Евсеева Е.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 27 июля 2021 года, вынесенные по административному делу N 2а-920/2021 по административному исковому заявлению Бурова Ильи Сергеевича к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск Ярославской области о признании уведомления незаконным.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Буров И.С. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточненных требований, просил признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинска о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС) установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, установленным правилами землепользования и застройки городского округа города Рыбинск N 76-RURU03000-041-2020 от 28 октября 2020 года.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил обязать административного ответчика повторно рассмотреть адресованное им 16 октября 2020 года уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем административному истцу земельном участке по адресу: "адрес", "адрес"
Требования мотивированы тем, что право собственности Бурова И.С. на земельный участок с кадастровым номером 76:20:070104:39 расположенный по указанному выше возникло на основании договора купли - продажи от 8 июня 2020 года. Границы земельного участка установлены и внесены в Государственный кадастр недвижимости в 2018 году предыдущим собственником Бабаяном Т.М. 16 октября 2020 года административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинска с уведомлением о планируемом строительстве объекта ИЖС в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
28 октября 2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинска вынесено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного дома, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа г. Рыбинска, утвержденным решением Муниципального Совета городского округа города Рыбинск от 29 июля 2010 года N 40 (далее - ППЗ города Рыбинск). Основанием для отказа послужило несоответствие в схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства в части минимального отступа от красной линии улицы и границы участка указано 3 метра, что менее предусмотренных законом 5 метров. Кроме того, заявителем не представлено разрешение на осуществление условно разрешенного вида использования спорного земельного участка. Заявитель полагал уведомление Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинска незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения жилого дома". Пунктом 41 ППЗ города Рыбинск для существующих районов застройки минимальный отступ от красной линии определяется по линии существующей застройки улицы, пятиметровая норма отступа применяется к районам существующей застройки.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 апреля 2021 года административное исковое заявление Бурова И.С. удовлетворено. Признано незаконным вынесенное Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск в отношении Бурова Ильи Сергеевича уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 28 октября 2020 года N 76-RU76303000-041-2020.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 27 июля 2021 года решение Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 апреля 2021 года отменено, принято новое решение, которым административное исковое заявление Бурова И.С. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, представитель административного истца - Евсеев Е.Ф. просит об отмене апелляционного определения, указывая на неправильное применение судам норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции действительным обстоятельствам дела.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15 октября 2021 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу усматриваются нарушения, влекущие отмену судебного постановления в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела Бурову И.С. на основании договора купли-продажи от 8 июня 2020 года на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 76:20:070104:39, расположенный по адресу: "адрес", отнесенный к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения жилого дома.
16 октября 2020 года с целью осуществления планируемого строительства жилого дома административный истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск с уведомлением о планируемом объекте ИЖС, приложив схематичное изображение планируемого к строительству индивидуального жилого дома.
По результатам рассмотрения уведомления Бурова И.С. уведомлением N 76-RU76303000-041-2020 от 28 октября 2020 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск уведомил административного истца:
о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, установленным статьей 41 ППЗ города Рыбинск в части допустимого места размещения объекта капитального строительства. Минимальный отступ от границы земельного участка, от красной линии по ул. Партизанская до объекта капитального строительства по существующей линии застройки улицы составляет 5м. В схематичном изображении планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке от красной линии улицы и границы участка указано 3 м;
в части расположения земельного участка в территориальной зоне Ж 2 "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1) относится к условно разрешенным видам использования указанной территориальной зоны), разрешение на осуществление условно разрешенного использования земельного участка не представлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав соответствующие положения ГрК РФ, ППЗ города Рыбинск, пришел к выводу о соответствии вида разрешенного использования принадлежащего административному истцу земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) целям его планируемого использования административным истцом, указанным в направленном административному ответчику уведомлении от 16 октября 2020 года, и отсутствии доказательств нарушения Буровым И.С. ППЗ города Рыбинска в части отступа от красной линии улицы в районе существующей застройки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части соответствия вида разрешенного использования земельного участка целям планируемого строительства. Вместе с тем, отменяя решение в апелляционном порядке, посчитал ошибочными выводы суда первой инстанции о недоказанности нарушения административным истцом нормы отступа от красной линии.
Рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции необоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 указанной статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным названным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, соответствующее уведомление.
При этом, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 41 Правил землепользования и застройки городского округа города Рыбинска, утвержденных решением Муниципального Совета городского округа города Рыбинск от 29 июля 2010 года N 40, предусмотрен минимальный отступ от красной линии улицы до строения, который в районах новой застройки составляет не менее 5 м, в районах существующей застройки определяется по существующей линии застройки улицы.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что проходящая по границе спорного земельного участка красная линия установлена Проектом планировки территории в границах улиц Партизанская ул. - Гражданская ул. - проспект Серова, утвержденного постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 20 мая 2013 года N 1450.
Земельный участок, принадлежащий административному истцу, был поставлен на кадастровый учет предыдущим собственником в 2018 году.
Судом апелляционной инстанции в основу выводов положен градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) утвержденный по заявлению предыдущего собственника Бабаяна Т.М. постановлением администрации городского круга город Рыбинск от 20 сентября 2018 года N 2783.
Однако, указанное постановление было отменено, в связи с изданием постановления администрации городского круга город Рыбинск от 20 октября 2020 года N 2500, которым на основании заявления Бурова И.С. утвержден новый ГПЗУ N РФ -76-2-20-0-00-2020-0177. Информация о наличии проекта планировки территории в ГПЗУ, выданном административному истцу, отсутствует.
ГПЗУ выданный Бурову И.С, судом апелляционной инстанции не исследовался и не оценивался.
Более того, судом апелляционной инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что схематичное изображение планируемого к строительству объекта капитального строительства на земельном участке от красной линии и границы участка, содержащееся в уведомлении Бабаяна Т.А. о планируемом строительстве от 16 октября 2018, полностью идентично данным приведенным в уведомлении о планируемом строительстве Бурова И.С.
Вместе с тем, Бабаяну Т.А. при аналогичных обстоятельствах административным ответчиком 25 октября 2018 года было выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке.
При этом, в протоколе судебного заседания от 26 апреля 2021 года представитель административного ответчика заявил о невозможности предоставления доказательств тому, что планируемый к строительству индивидуальный жилой дом предполагается не по существующей линии застройки.
Таким образом, довод Бурова И.С. о том, что строительство дома предполагается по существующей линии застройки улиц материалами дела не опровергнут.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанций об удовлетворении требований административного истца и обязании административного ответчика повторно рассмотреть уведомление Бурова И.С. о планируемом строительстве объекта ИЖС.
В этой связи оснований для отмены решения Рыбинского городского суда Ярославской области принятого 26 апреля 2021 года у суда апелляционной инстанции не имелось, поэтому судебная коллегия полагает необходимым обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 27 июля 2021 года отменить, оставить в силе решение Рыбинского городского суда Ярославской области принятого 26 апреля 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.