Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева С.И, судей Войты И.В, Рахманкиной Е.П, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы по доверенности Ермаковой Е.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 февраля 2021 года (дело N 2а-578/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 12 мая 2021 года (дело N 33а-978/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Кухарчук Владимира Дмитриевича к Управлению ЖКХ Администрации г. Костромы о признании незаконным распоряжения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кухарчук В.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы (далее по тексту - Управление ЖКХ) о признании незаконным распоряжения от 2 июля 2020 года N "О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Кострома" в части включения в адресный перечень, являющийся приложением к распоряжению, многоквартирного "адрес" в "адрес".
Требования мотивированы тем, что он является собственником квартиры в многоквартирном "адрес" в "адрес". Оспариваемым распоряжением указанный дом включен в адресный перечень многоквартирных домов, в которых должен быть проведен капитальный ремонт, и фонд капитального ремонта общего имущества которых подлежит формированию на счете НКО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области". До принятия оспариваемого распоряжения собственники помещений в многоквартирных домах формировали фонд капитального ремонта на специальных счетах. Данное распоряжение нарушает его права и законные интересы, поскольку он лишен права собственности на денежные средства, находящиеся на специальном счёте.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 4 февраля 2021 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 12 мая 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления ЖКХ Администрации города Костромы - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Управления ЖКХ Администрации города Костромы по доверенности Ермакова Е.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судами обеих инстанций норм материального права, нарушением норм процессуального права. Указывается, что в нарушение норм процессуального права суд не привлек к участию в деле начальника Управления, дело рассмотрено без участия прокурора. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения прав административного истца. В нарушение требований статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение не содержит указание на дату, с которой оспариваемое в части распоряжение признано незаконным.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 года кассационная жалоба принята к производству и передана для рассмотрения в открытом судебном заседании.
На кассационную жалобу представителем административного истца по доверенности Смирновой А.А. принесены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами обеих судебных инстанций не допущены.
В соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса российской Федерации, в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, -на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3-6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора. Положения настоящей части не применяются в случае наличия непогашенных кредита и (или) займа, погашение которых осуществляется за счет средств, поступающих на соответствующий специальный счет.
На случай установления в соответствии с частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, если в срок, определенный в региональной программе, капитальный ремонт не был проведен, постановлением Администрации Костромской области от 22 декабря 2014 года N 535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.
Согласно упомянутому Порядку в целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта, которая проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, о чем оформляет акт, в котором отражаются выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома; по результатам работы комиссия принимает соответствующее решение, которое оформляется протоколом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кухарчук В.Д. является собственником (1/4 доли в праве) трехкомнатной квартиры общей площадью 70, 1 кв. метров, расположенной по адресу: "адрес".
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном "адрес", по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ фонд капитального ремонта многоквартирного дома формируется на специальном счете регионального оператора.
Приказом Государственной жилищной инспекции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в связи с заключением ООО "Система-Мастер" с ДД.ММ.ГГГГ договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: "адрес", сведения об указанном многоквартирном доме с ДД.ММ.ГГГГ включены в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Система-Мастер".
На внеочередном общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о формировании специального счета фонда капитального ремонта многоквартирного дома в кредитной организации АО "Росселькомбанк.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на 2014-2043 годы.
В перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, включен многоквартирный дом по адресу: "адрес" (пункт 2 940).
На 2017-2019 годы в многоквартирном доме запланирован ремонт фундамента, включая ПСД и технадзор, на 2020-2022 годы - ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2023-2025 годы - ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор, на 2026-2028 годы - ремонт подвала, включая ПСД и технадзор, на 2029-2031 годы - ремонт фасада, включая ПСД и технадзор, на 2035-2037 годы - замена, модернизация и ремонт лифтов и лифтового оборудования, включая ПСД и технадзор, на 2038-2040 годы - ремонт крыши, включая ПСД и технадзор, на 2041-2043 годы - ремонт инженерных систем, включая ПСД и технадзор.
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ "адрес"" возложена обязанность: сформировать фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в "адрес" на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес"" согласно адресному перечню многоквартирных домов (приложение); провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах "адрес" согласно адресному перечню многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора; Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации "адрес" поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (том 1 л.д. 6).
Согласно приложению к указанному распоряжению в адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный "адрес" в "адрес" за номером 165 (том 1 л.д. 7-13).
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ "адрес"" внесены изменения, согласно которым Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации "адрес" поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов согласно адресному перечню многоквартирных домов, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (том 2 л.д. 52).
В приложение к...
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения: строка 107 признана утратившей силу; Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации "адрес" поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (том 2 л.д. 58).
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в распоряжение Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N внесены следующие изменения:
- заголовок распоряжения изложен в следующей редакции: "О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах";
- во вводной части цифры 1.14 заменены цифрами 1.15;
- пункт 2 признан утратившим силу;
- приостановлено действие пункта 1 распоряжения начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ "адрес"" (с изменениями, внесенными распоряжениями начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N) и приложения к распоряжению до ДД.ММ.ГГГГ;
- при необходимости комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта поручено провести обследование многоквартирных домов, указанных в приложении к распоряжению, в случае принятия решения о переносе срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, либо о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме уведомить (с приложением подтверждающих документов) некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов "адрес"", департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса "адрес", Управление ЖКХ Администрации "адрес" в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации "адрес" поручено уведомить владельцев специальных счетов, на которых формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов, о принятом настоящим распоряжением решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ сроки выполнения капитального ремонта общего домового имущества многоквартирного дома, установленные региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на 2014- 2043 годы, перенесены на другой срок, а именно: работы, запланированные на 2017-2019 годы, перенесены на 2020-2022 годы; работы, запланированные на 2020-2022 годы, перенесены на 2023-2025 годы; работы, запланированные на 2023-2025 годы, перенесены на 2026-2028 годы; работы, запланированные на 2026-2028 годы, перенесены на 2029-2031 годы; работы, запланированные на 2029-2031 годы, перенесены на 2032-2034 годы; остальные сроки работ утверждены согласно срокам, установленным региональной программой.
В соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ, степень износа основных конструктивных элементов общего имущества многоквартирного N по "адрес" составляет менее 70%, имеется опасность нарушения установленных предельных характеристик надежности и безопасности для основных конструктивных элементов здания; требуется выполнение работ по капитальному ремонту фасада, инженерных сетей и лифтового оборудования.
Протоколом комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный "адрес" в "адрес" признан не требующим капитального ремонта фундамента, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов.
Согласно справке АО "Россельхозбанк" в лице Костромского регионального филиала от ДД.ММ.ГГГГ N специальный счет многоквартирного дома по адресу: "адрес", закрыт ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N в приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, внесены изменения: строки 3, 6, 7, 8, 15, 27, 57, 64, 65, 80, 82, 103, 109, 111 признаны утратившими силу.
Распоряжением начальника Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N приложение к распоряжению Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, изложено в новой редакции: Отделу по эксплуатации жилищного фонда Управления ЖКХ Администрации "адрес" поручено уведомить собственников помещений в многоквартирных домах, в отношении которых внесены изменения настоящим распоряжением, владельца специального счета, специализированную некоммерческую организацию, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, о принятом решении, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, направить владельцу специального счета, региональному оператору настоящее распоряжение для организации перечисления взносов на капитальный ремонт, разместить настоящее распоряжение с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства и на официальном сайте Администрации "адрес" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (том 2 л.д. 62-63).
Согласно приложению к названному распоряжению в адресный перечень многоквартирных домов включен многоквартирный "адрес" в "адрес" за номером 95 (том 2 л.д. 64-72).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил их того, что обследование не подтвердило необходимость проведения в многоквартирном "адрес" в "адрес" капитального ремонта, предусмотренного региональной программой, в связи с чем, оспариваемое распоряжение в части включения указанного дома в адресный перечень домов нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе административного истца, на самостоятельный выбор способа формирования фонда капитального ремонта и распоряжение средствами данного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, исходя из выбранного способа формирования.
С выводом суда согласился суд апелляционной инстанции не найдя оснований для отмены или изменения решения.
Судебная коллегия признает выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено судом, решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории "адрес", принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия Управлением ЖКХ оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно выводам комиссии многоквартирный "адрес" в "адрес" признан не требующим капитального ремонта фундамента, предусмотренного для этого многоквартирного дома региональной программой на период 2017-2019 годов.
Оценив представленные протокол и акт соответствующей комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии достаточного обоснования вывода о необходимости проведения капитального ремонта крыши.
Оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку оспариваемое распоряжение Управления ЖКХ Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N не обладало перечисленными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, рассмотрение данного дела не должно было проводиться по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с участием прокурора, вследствие чего его участия и заключения по настоящему делу не требовалось.
По этому же основанию не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о нарушении судом требований статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о необходимости указания даты, с которой оспариваемое в части распоряжение признано незаконным.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебные акты приняты о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица - начальника Управления ЖКХ Администрации г. Костромы, не могут являться основанием к отмене судебных постановлений, поскольку указанное лицо является руководителем Управления и действует от его имени.
Иные доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного ответчика изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом судебных разбирательств в судах обеих инстанций и обоснованно признаны несостоятельными с приведением убедительных мотивов в обжалуемых судебных актах.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.