Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Войты И.В., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 24 ноября 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 17 ноября 2021 года) кассационную жалобу Ждановой И.Г. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 мая 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Севастополя (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-550/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
установила:
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Жданова И.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" (ранее - "адрес").
17 июня 2019 года Жданова И.Г. обратилась в Управление Росреестра Севастополя с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка по вышеуказанному адресу как ранее учтенного объекта недвижимости.
К заявлению приложила свидетельство о праве собственности на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ;
решение Народного суда Второго участка г. Севастополя от 27 октября 1949 года о признании права собственности на жилой дом;
удостоверение Севастопольского инвентаризационного бюро от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации права собственности на жилой дом;
письмо ГУП г. Севастополя "Бюро технической инвентаризации" от 12 октября 2018 года об устранении замечаний;
выписку из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ N на жилой дом.
Уведомлением Росреестра г. Севастополя от 20 июня 2019 года N 91/19-15735 Ждановой И.Г. сообщено об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Указано, что в представленных документах отсутствуют предусмотренные пунктом 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о её значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ из органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Представленные документы не являются основанием для осуществления кадастрового учета, не устанавливают и не подтверждают ранее возникшее право на земельный участок.
В связи с отсутствием документов, позволяющих считать рассматриваемый объект недвижимости ранее учтенным, органом регистрации направлен запрос в отдел ведения архива Управления Росреестра г. Севастополя на наличие правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов. По состоянию на 20 июня 2019 года документы архивом не выявлены.
Жданова И.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра Севастополя о признании незаконным решения от 20 июня 2019 года N 91/19-15735, возложении обязанности внести сведения в ЕГРН в отношении земельного участка по адресу: "адрес", площадью 1886 кв.м, как о ранее учтенном объекте недвижимости, мотивируя требования тем, что в оспариваемом решении не содержится данных о направлении межведомственных запросов в организации, на которые законом возложена обязанность по хранению документов, связанных с техническим учетом недвижимости, сообщений из названных организаций об отсутствии соответствующих сведений. Ввиду отсутствия должной проверки информации об объекте недвижимости решение Управления является преждевременным. Из представленных ею документов следует, что спорный объект с указанием его характеристик и площади учтен государственными органами с присвоением земельному участку инвентарного номера, в связи с чем она не согласна с их правовой оценкой.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований Ждановой И.Г. отказано.
В кассационной жалобе Ждановой И.Г. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Севастополя от 7 августа 2014 года N 202, действовавшим на момент обращения Ждановой И.Г. в Управление Росреестра Севастополя, был утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав и необходимых для государственной регистрации права.
Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов на предмет соответствия представленных административным истцом документов для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: "адрес" как ранее учтенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в числе приложенных Ждановой И.Г. к своему заявлению от 17 июня 2019 года документов, позволяющих считать земельный участок ранее учтенным.
В кассационной жалобе административный истец приводит доводы о том, что поскольку земельный участок находится в её постоянном (бессрочном) пользовании на основании универсального правопреемства в силу закона, то представленные ею документы подтверждают правомерность пользования земельным участком и являются основанием для внесения сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН.
Проверяя приведенный довод, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона г. Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории г. Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти г. Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории г. Севастополя объекте недвижимости в ЕГРН и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью ЕГРН.
Из содержания приведенной нормы следует, что уполномоченный орган осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории г. Севастополя объекте недвижимости в ЕГРН с учетом статьи 69 Закона N 218, в соответствии с пунктом 2 части 8 которой регистрационный орган отказал в осуществлении государственного кадастрового учета.
В документах, представленных Ждановой И.Г. в Управление Росреестра г. Севастополя, содержатся сведения лишь о жилом доме, сведений о спорном земельном участке в них не имеется, в связи с чем Управление правильно указало на отсутствие сведений, позволяющих считать его ранее учтенным.
Являются несостоятельными доводы о том, что административный ответчик не истребовал из компетентного органа информацию о заявленном объекте.
Так, административным ответчиком в суд представлены возражения на административное исковое заявление, к которым приложена копия учетного дела, в том числе запрос главного специалиста-эксперта отдела обеспечения учетно-регистрационных действий от 18 июня 2019 года начальнику отдела ведения архива Управления Росреестра Севастополя о предоставлении документов, подтверждающих ранее осуществленный технический или государственный учет на земельный участок по вышеуказанному адресу.
В ответ на указанный запрос сообщено об отсутствии по состоянию на 20 июня 2019 года архивных документов на земельный участок (л.д. 43), на что в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета имеется ссылка.
В подтверждение своих доводов Жданова И.Г. в жалобе ссылается на представленный суду технический паспорт домовладения.
Однако вопреки доводам жалобы, из указанного технического паспорта не следует, что технический учет земельного участка был произведен.
В примечании к "Особым отметкам" технического паспорта на жилой дом по адресу: "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в этом разделе заполняются сведения о регистрации прав землепользования.
Вместе с тем, названный раздел технического паспорта каких-либо сведений не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о правильности и обоснованности итоговых выводов судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 17 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ждановой Т.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: И.В. Войта
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.