Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Захаровой С.В, Курчевской С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующего в защиту интересов Чубукиной Светланы Александровны, к ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-47/2021)
по кассационной жалобе ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26 июля 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бойко В.М, полагавшей доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Тамбовского гарнизона обратился в суд в защиту интересов Чубукиной С.А. и просил взыскать с ответчика в пользу истца начисленную, но не выплаченную заработную плату за сентябрь 2019 года в размере 20194 рублей 80 коп.
Исковые требований мотивированы тем, что военной прокуратурой Тамбовского гарнизона проведена проверка по обращению истцов в связи с невыплатой им филиалом N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ заработной платы в 2019 году во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Проверкой установлено, что филиал N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ г. Тамбов является структурным подразделением ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ.
Трудовым договорами и дополнительным соглашением истице гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 N597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области.
Приказом от 10.10.2019 N 325 произведено начисление дополнительной стимулирующей выплаты за сентябрь 2019 года.
Приказом начальника филиала N9 ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ от 23.12.2019 года N429 по начисленным, но не выплаченным суммам произведен перерасчет и данные выплаты аннулированы.
По мнению военного прокурора, отсутствие денежных средств само по себе не может повлечь освобождение от предусмотренной нормативными актами обязанности по начислению и выплате денежных средств, что и явилось основанием для обращения в суд с исками в защиту трудовых прав работников ФГКУ "1586 ВКГ" Минобороны РФ.
10 августа 2020 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 февраля 2021 года исковые требования военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующего в защиту интересов Чубукиной С.А, удовлетворены.
С ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ в пользу Чубукиной С.А. взыскана денежная сумма в размере 20194 рублей 80 копеек.
С ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов взыскана государственная пошлина в размере 806 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26 июля 2021 года вышеприведенное решение суда отменено в части взыскания с ответчика государственной пошлины.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Приводит доводы о финансировании ответчика финансовым органом в объемах, значительно меньших от фактической потребности, в связи с чем не представилось возможным осуществить выплату дополнительных стимулирующих выплат, поскольку все денежные средства, выделенные Департаментом, были направлены на повышение уровня оплаты труда врачам и иным медицинским работникам.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, начальником филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" 17 января 2014 года был заключен трудовой договор с Чубукиной С.А, в соответствии с которыми она принята на работу на должность сестры-хозяйки в хирургическое отделение (том 1, л.д. 65-69).
По условиям дополнительного соглашения от 21 марта 2016 года к трудовому договору от 17 января 2014 года Чубукиной С.А. была гарантирована оплата дополнительных стимулирующих выплат при условии выполнения работником критериев эффективности деятельности работника, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 N 597, для достижения показателей соотношения среднего уровня заработной платы работников соответствующих категорий, занятых в учреждении, и среднего уровня заработной платы в Тамбовской области (том 1, л.д. 70).
За сентябрь 2019 года Чубукиной С.А. произведено начисление стимулирующей выплаты по "дорожной карте" в размере 20 194 рублей 80 коп. Однако, как следует из расчетных листков за сентябрь-декабрь 2019 года, выплата денежных средств не произведена (том 1, л.д. 62-63).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 начальником филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ 1 февраля 2016 года утверждено положение об оплате труда гражданского персонала филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ (том 2, л.д. 186-197), в том числе показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских работников филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ (том 2, л.д. 211-215) и положение о комиссии по оценке показателей критериев эффективности деятельности медицинских работников (том 2, л.д. 208-210).
В соответствии с разделом "Порядок расчета стимулирующих выплат" (том 2, л.д. 216-219) распределение стимулирующих выплат конкретным работникам Учреждения производится на основе бальной оценки. Стимулирующие выплаты по программе "Дорожная карта" рассчитываются за фактически отработанные дни в отчетном периоде. Показатели и критерии оценки эффективности работы медицинских работников утверждаются соответствующим приказом начальника учреждения.
Расчет стоимости балла производится путем деления доведенной суммы лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований по "Дорожной карте" за соответствующий период на соответствующую категорию медицинского персонала (т.е. врачебный персонал, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал) на общее количество баллов, полученных соответствующей категорией медицинского персонала, рассчитанных на основании протоколов комиссии.
Таким образом, согласно положению об оплате труда гражданского персонала филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ оценка эффективности деятельности медицинских работников ответчика осуществляется ежеквартально по бальной системе исходя из размера доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств.
В 2019 году Чубукина С.А. работала в должности, которая относится к младшему медицинскому персоналу.
Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, средняя заработная плата младшего медицинского персонала филиала N 9 ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ в 2019 году должна составлять не менее 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Вместе с тем, из сообщения ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ от января 2021 года усматривается, что целевые показатели по средней заработной плате за 2019 год в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 по младшему медицинскому персоналу не выполнены на 7, 7% на сумму 1 344 300 руб. (том 2, л.д. 33). Тем самым, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в отношении младшего медицинского персонала, в том числе и конкретного работника Чубукиной С.А. в 2019 году не выполнен, что указывает на нарушение прав истца на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 15, 21, 22, 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что для правильного разрешения спора необходимо установить право конкретного работника на получение данной стимулирующей выплаты с учетом неисполненных учреждением обязательств во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации, поскольку целью осуществления стимулирующих выплат является достижение показателей доведения размера средней заработной платы по соответствующей категории медицинских работников до средней заработной платы по субъекту.
Разрешая вопрос о размере выплат, подлежащих взысканию в пользу истца, суд первой инстанции исходил из предоставленного расчета стимулирующих выплат младшему медицинскому персоналу до выполнения целевых показателей в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 за 2019 год за фактически отработанное время по критериям качества работы, который выполнен филиалом N 9 и не оспорен сторонами (том 2, л.д. 42-43). Данный расчет сделан с учетом всех выплаченных работникам сумм за 2019 год. Из расчета следует, что сумма невыплаченных Чубукиной С.А. денежных средств составляет 25353 руб.
При этом суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к верному выводу о взыскании в пользу Чубукиной С.А. 20194, 80 руб. с учетом объема исковых требований, определенных истцом.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанций.
Суд апелляционной инстанций не согласился с доводами жалобы о том, что ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку филиал является структурным подразделением ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ, зарегистрированного в качестве юридического лица 16 января 2003 года. Именно ответчик является распорядителем денежных средств филиала.
Не отрицая того факта, что целевые показатели в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 по младшему медицинскому персоналу филиала N 9 не выполнены, ФГКУ "1586 ВКГ" МО РФ в доводах жалобы ссылается на некачественное планирование и распределение денежных средств непосредственно филиалом N 9. Однако, указанные обстоятельства нельзя положить в основу для отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников.
Получение Чубукиной С. А. в 2019 году дохода в размере, превышающем среднемесячный доход от трудовой деятельности в Тамбовской области, не свидетельствует о незаконности выводов суда.
Однако суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о наличии оснований к взысканию с ответчика в доход бюджета государственной пошлины за рассмотрение настоящего гражданского дела, поскольку ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации подлежало освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным, в данной части решение суда было отменено в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Довод кассационной жалобы о недостаточном финансировании для выплаты сотрудникам стимулирующих выплат является необоснованным. Доказательств, освобождающих ответчика от исполнения обязанностей по выполнению целевых показателей, предусмотренных Указом Президента РФ N597 в полном объеме, суду не представлено. Денежные средства учреждению были выделены Министерством обороны в запрошенном размере, что учреждением не оспорено. Доводы ответчика о некачественном планировании и распределении денежных средств филиалом N9 не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении требований по защите трудовых прав конкретных работников.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, по существу, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "1586 Военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.