Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Климовой С.В, при ведении протокола помощником судьи Бухаревым И.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А, гражданское дело по апелляционной жалобе Мальцевой Марины Васильевны
на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 июня 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Мальцевой Марины Васильевны к ГУ - ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, установлении пенсии удовлетворить частично.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по г.
Москве и Московской области включить в специальный трудовой стаж Мальцевой Марины Васильевны период с 23.08.1994г. по 31.12.2001г, с 01.01.2002г. по 17.12.2002г. - учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в ГОУ Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-школа" N1636,
УСТАНОВИЛА:
Мальцева М.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, просила включить периоды ее работы в подсчет специального стажа, как педагога, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию и признать за ней такое право, ссылаясь на то, что решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области от 28.01.2021 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа. С указанным решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области истец не согласна, в связи с чем, просит суд обязать ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж периоды ее работы с 23.08.1994 г. по 31.12.2001 г, с 01.01.2002 г. по 17.12. 2002г. - учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в ГОУ Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-школа" N1636, с 02.09.2019 г. по 31.12.2019 г. - учитель математики в АНО Общеобразовательная частная школа "Премьер" и назначить страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения - с 03.09.2020 года, признав за ней такое право.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области по доверенности возражал против удовлетворения исковых требований, просил в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Мальцева М.В. только в той части, в которой ее требования оставлены без удовлетворения.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 327 1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы имеются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент повторного обращения за назначением пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного выше федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка от 29 октября 2002 г. N 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрена должность "учитель", а разделом "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований (пункт 1.1).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 03.09.2020 г. Мальцева М.В. обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 9 по г. Москве и Московской области от 28.01.2021 г. Мальцевой М.В. в назначении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия специального страхового стажа, который ответчиком был определен - 16 лет 8 месяцев 03 дня.
В специальный трудовой стаж не засчитаны, в том числе, периоды работы с 23.08.1994г. по 31.12.2001 г, с 01.01.2002 г. по 17.12.2002 г. - учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в ГОУ Учебно-воспитательный комплекс "Детский сад-школа" N 1636.
Данные периоды судом первой инстанции были включены в подсчет специального стажа истца, в данной части решение суда не оспаривается и, соответственно, проверке, в силу ст. 327.1 ГПК РФ, не подлежит.
Судом было отказано во включении в подсчет специального стажа истца периода работы с 02.09.2019 г. по 31.12.2019г. в должности учителя математики в АНО Общеобразовательная частная школа "Премьер" ввиду того, что АНО (организация) по своей организационно-правовой форме не относится к учреждениям, поименованным в указанных Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет (определение Верховного суда Российской Федерации от 20.08.2018 г. N 50-КГ18-13).
В имеющихся в деле документах статус АНО Общеобразовательная частная школа "Премьер" как учреждения не установлен, соответственно, суд правильно пришел к выводу о том, что истцом не доказано, что АНО Общеобразовательная частная школа "Премьер" является образовательным учреждением, поименованным в Списках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 и работа в котором подлежит включению в подсчет специального стажа истца. В данной части решение отмене не подлежит.
Установив, что с учетом включенных в рамках рассмотрения настоящего дела периодов трудовой деятельности специальный стаж истца по состоянию на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости составляет 25 лет, как указано в решении, суд первой инстанции, тем не менее, пришел к выводу о том, что в связи с изменениями в законодательстве, право истца на назначение досрочно пенсии отсутствует, с чем судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному федеральному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости; при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Между тем в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на страховую пенсию по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" для лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному федеральному закону.
Поскольку, с учетом периодов, включенных пенсионным органом в бесспорном порядке и периодов, включенных судом в подсчет специального стажа истца, у нее на 31.12.2019 г. (окончание последнего включенного пенсионным органом периода при решении вопроса о назначении истцу пенсии досрочно (л.д. 9)) имелся необходимый педагогический стаж 25 лет, с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" об отложении на 6 месяцев права на назначение страховой пенсии по старости, досрочная страховая пенсия могла быть назначена истцу 01.07.2020 г, однако, с заявлением о назначении пенсии истец обратилась 03.09.2020 г, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013г. с этой даты - с 03.09.2020 г.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в указанной части.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, определила:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 июня 2021 года отменить в части отказа в назначения Мальцевой Марины Васильевны досрочной страховой пенсии и признании за ней такого права, принять по делу в этой части новое решение.
Признать за Мальцевой Мариной Васильевной право на досрочную страховую пенсию по старости с 03.09.2020 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 9 по г. Москве и Московской области назначить Мальцевой Марине Васильевне досрочную страховую пенсию по старости с 03.09.2020 г.
В остальной части решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 16 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мальцевой Марины Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.