Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.
и судей Шипиковой А.Г, Кочергиной Т.В, при помощнике Левиной В.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кочергиной Т.В.
дело по апелляционной жалобе Афанасьевой Е.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2021г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Афанасьевой Е... В... к ООО "СервисГрад" о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Афанасьева Е.В. обратилась в суд с иском к ООО "СервисГрад" об обязании произвести перерасчет, начисленной платы за холодное и горячее водоснабжение в квартире N 357, расположенной по адресу: адрес, компенсации морального вреда в размере 30 000 руб, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 50 000 руб, указывая на то, что истец является собственником квартиры N 357, расположенной по адресу: адрес. Ответчик является управляющей организацией указанного многоквартирного дома. Истец обязательства по оплате коммунальных услуг выполняет надлежащим образом, в то время как согласно информации, представленной ответчиком истцу, у последнего имеется задолженность по оплате коммунальных платежей. Указывая на нарушение своих прав, истец направил претензию в адрес ответчика, которая осталась ответчиком без внимания, что и послужило поводом для обращения с иском в суд.
Истец Афанасьева Е.В. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика ООО "СервисГрад" Мишелова А.А. в судебное заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенных в письменных объяснениях.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований Мосжилинспекция г.Москвы, ГБУ МФЦ г. Москвы в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомили.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 01 ноября 2021г. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец Афанасьева Е.В. выражает несогласие с данным судебным решением, считая его незаконным и необоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии представитель истца Афанасьевой Е.В.- Савин А.А. явился, апелляционную жалобу поддержал.
В судебное заседание судебной коллегии представитель ответчика ООО "СервисГрад" по доверенности Луханин А.Ю. явился, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Афанасьевой Е.В, со ссылкой на ст. 41 ГПК РФ исходил из того, что ООО "СервисГрад" не осуществляет расчет размера потребленных коммунальных услуг населением, указанные функции осуществляет МФЦ города Москвы соответствующего района, в обязанности которой входит произведение расчетов и начислений жителям за жилищно-коммунальные услуги, на основании письменных поручений поставщиков услуг и Управляющей организации, а следовательно оно и является надлежащим ответчиком. Представитель истца в ходе судебного разбирательства возражал против замены ненадлежащего ответчика ООО "СервисГрад".
Между тем, судебная коллегия с выводом суда согласиться не может, поскольку ГБУ "МФЦ города Москвы" не является ни получателем, ни держателем денежных средств граждан, поступающих в счет оплаты коммунальных услуг.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.2.1 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации", многофункциональные центры предоставления государственных услуг при осуществлении ими полномочий по предоставлению государственных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, переданных от ГКУ ИС районов в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, выполняют функции начисления платежей и выполнения функций жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуг нанимателя по договорам найма или социального найма, арендаторам, владельцам, собственникам жилых и нежилых помещений, иным организациям, финансируемым из бюджета, включая бюджетные учреждении социальной сферы, формирования единого платежного документа, счетов и счетов-фактур с использованием Автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ".
Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ регламентировано в постановлении Правительства Москвы от 28.02.2006 N 132-ПП "Об Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ".
При этом, в силу п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 28.02.2006 N 132-ПП "Об Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ", в целях обеспечения единообразия процессов формирования начислений и расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, единства норм и правил указанных расчетов субъектам системы ЕИРЦ запрещается использование иных, кроме АСУ ЕИРЦ, автоматизированных систем и программного обеспечения.
В соответствии с п. 3.2.1 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" на государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр города Москвы" (ГБУ МФЦ города Москвы) возложены функции по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные и прочие услуги, а также функции формирования единого платежного документа (ЕПД).
При этом п. 2.2.1.4. постановления Правительства Москвы от 28 февраля 2006 N 132-ПП "Об Автоматизированной системе управления "Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ" установлено, что финансовым оператором системы ЕИРЦ является АКБ "Банк Москвы" (ПАО "Банк ВТБ"), осуществляющий комплекс работ по расчетному обслуживанию системы ЕИРЦ: обработку платежей за жилое помещение и коммунальные услуги и их распределение в адрес поставщиков ресурсов и услуг.
Расчет начислений платы за жилищно-коммунальные и прочие услуги производиться в соответствии с действующим законодательством, с учетом занимаемой площади, вида собственности, количества проживающих.
ГБУ МФЦ города Москвы является организацией, в обязанности которой входит произведение расчетов и начислений жителям за жилищно-коммунальные услуги, на основании письменных поручений поставщиков услуг и Управляющей организации.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Истец правомерно предъявил требования к ООО " СервисГрад", в связи с чем, решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
В силу п.1 ст. 157 ЖК РФ р азмер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установ... Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 153, 155 ЖК РФ порядок расчета платы за коммунальные услуги определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
На территории города Москвы применяется Методика расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 10 февраля 2004г N 77-ПП " О мерах по улучшению системы учета водоотведения и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы.
Согласно материалам дела, истец является собственником квартиры 357, расположенной по адресу: адрес.
В жилом помещении истца установ... и введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения.
Показания ИПУ необходимо передавать в рекомендованные срока, т.е. с 15 числа текущего расчетного периода по 3 число следующего за расчетным периодом.
Расчет начислений по услугам водоснабжения и водоотведения за период непредставления показаний осуществляется в соответствии с п. 59 Правил.
Между тем согласно письменным пояснениям ГБУ "МФЦ г. Москвы" истцом показатели ИПУ передавались не в рекомендованный период, что подтверждается оборотной ведомостью, а именно АСУ ЕИРЦ отсутствует информация о показаниях ИПУ за период 2017г. по сентябрь 2021г.
Следует учесть, что по сведениям АСУ ЕИРЦ по услугам водопотребления указанному жилому помещению в октябре 2017г, декабре 2019г, ноябре 2020 г, июне 2021г в автоматическом режиме выполнен перерасчет в сторону уменьшения начислений на общую сумму 13769.45 руб, в результате предоставления заявителем показаний ИПУ.
Таким образом, расчет начислений по услугам водоснабжения и водоотведения за период непредставления показаний осуществляется в соответствии с пунктом 59(б) Правил в течении трех месяцев расчет производится исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ИПУ за период не менее шести месяцев, а по истечении трех месяцев - исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требования истца оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда г.Москвы от 01 ноября 2021г. отменить. Постановить по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Афанасьевой Е... В... к ООО "СервисГрад" о возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.