Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Чубаровой Н.В, судей Мищенко О.А, Морозовой Д.Х, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рзаевой Н.Ч, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мищенко О.А.
гражданское дело Люблинского районного суда г. Москвы N 2-1817/2021 по апелляционной жалобе представителя ответчика Префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Сырбуль Е.С. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 27 мая 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Префектуру ЮВАО города Москвы утвердить дополнительный адресный и пофамильный список владельцев гаражей ГСК "Автостоянка N 2", включающий Филимонову Тамару Сергеевну, для осуществления выплаты денежной компенсации в связи со сносом гаражей в рамках благоустройства территории района **** г. Москвы,
УСТАНОВИЛА:
Филимонова Т.С. обратилась в суд с иском к Префектуре ЮВАО г. Москвы, управе района **** г. Москвы об обязании включить ее в дополнительный адресный и пофамильный список владельцев гаражей ГСК "Автостоянка N 2" по адресу: 2-ой **** ****, вл. 12 для осуществления выплаты денежной компенсации за снесенный гараж в соответствии с п.2.2 Положения N 63-ПП города Москвы от 09.03.2011 г, указав, что 24 июля 2007 года ей был приобретен гараж N **** в ГСК "Автостоянка N 2", по адресу: 2-ой **** ****, вл. 12. Истец вступила в Региональное общественное объединение автолюбителей "****", внесла вступительный взнос и регулярно оплачивала членские и целевые взносы члена ГСК "Автостоянка N 2" до конца мая 2019 года.
В июне 2019 года в районе **** ЮВАО города Москвы при освобождении территории было снесено 96 индивидуальных гаражей по вышеуказанному адресу, в том числе гараж истца, в связи с чем 25 ноября 2019 года истец подала заявление на выплату денежной компенсации.
01 октября 2020 года истцу поступил ответ от заместителя Префекта ЮВАО г. Москвы Крысанова А.А. о том, что в адресном и пофамильном списке владельцев снесенных индивидуальных гаражей бокс N **** не числится, в связи с чем истец обратилась в суд с настоящими требованиями.
Истец Филимонова Т.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя по доверенности Ильиной И.А, которая исковые требования поддержала, в полном объеме.
Ответчик Префектура Юго-Восточного административного округа Москвы в лице представителя по доверенности Сырбуль Е.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель ответчика Управы района **** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Префектуры ЮВАО г. Москвы по доверенности Сырбуль Е.С. по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, извещены надлежаще. В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка, и требованиями закона.
Согласно ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Согласно п. 2.2 "Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых гаражей при освобождении территории города Москвы" N 63-ПП от 09.03.2011:
владелец гаража - лицо, обладающее правом собственности на гараж, которое подтверждается любым из следующих документов (далее - правоподтверждающие документы): актом, изданным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; договором и другой сделкой в отношении гаража, совершенной в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения гаража на момент совершения сделки; свидетельством о праве на наследство; вступившим в законную силу судебным актом; актом (свидетельством) о праве на гараж, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; документом, подтверждающим членство в соответствующей организации автомобилистов; иными документами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход прав.
Согласно Положению о взаимодействии Префектуры и Управ районов Юго-Восточного административного округа города Москвы при организации работы по освобождению территорий города Москвы от индивидуальных гаражей, утвержденному распоряжением Префектуры ЮВАО г. Москвы N 868 от 25.10 2019:
Управа района: 4.1. В течение 10 дней с момента получения обращения инициатора (п.3 Положения) проводит работу по установлению легитимности размещения гаражного объединения в границах освобождаемого земельного участка, наличия правоустанавливающих документов гаражного объединения и членов гаражного объединения в целях исключения случаев необоснованных выплат владельцам индивидуальных гаражей. 4.2. Мероприятия, указанные в п 4.1. настоящего Положения, осуществляются управой района с привлечением Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (при необходимости), и включают в себя: проверку фактического наличия гаражных боксов в границах освобождаемого земельного участка, с проведением фотофиксации объектов; 2 - определение вида подлежащих сносу гаражных боксов (металлические, бетонные и т.д.); - проверку соответствия размещения гаражного объединения в границах предоставленного земельного участка правоустанавливающим документам; - проверку наличия документов, подтверждающих права физических лиц на гаражные боксы с учетом п. 2.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63 ПП и Устава гаражного объединения. 4.3. В случае выявления фактов размещения гаражных боксов с нарушением установленного порядка, в т.ч. вне грани, предоставленного земельного участка, управой района принимаются мерь освобождению территории района от самовольно установленных объектов в рамках имеющейся компетенции. 4.4. Управой района обеспечиваете; уведомление в различных формах, в т.ч. с использованием средств массовой информации, владельцев сносимых гаражей о проведении мероприятий по освобождению территории и порядке осуществления денежной компенсации з сносимые индивидуальные гаражи, в течение 30 дней с момента получении обращения инициатора (п. 3 Положения). 4.5. В течение 30 дней с момент размещения уведомления (п. 4.4.
Положения) управой района осуществляете прием заявлений и правоподтверждающих документов от владельцев гаражей. 4.: Не позднее двух рабочих дней после истечения сроков, предусмотренных для уведомления об освобождении территории (п. 4.4 Положения), управа направляет в префектуру утвержденные главой управы и согласованные председателе автостоянки (председателем Правления окружного союза автомобилистов ил иной общественной организацией автомобилистов) адресные и пофамильного списки владельцев индивидуальных гаражей, с приложением прав подтверждающих документов в соответствии с п. 2.2. приложения 1 постановлению Правительства Москвы от 09.03.2011 N 63-гш. 4.7. При выявлении владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы после истечет срока, установленного для приема заявлений (п. 4.5 Положения), дополнительные материалы для внесения изменений в распорядительный документ префектур направляются управой района незамедлительно.
В соответствии с п. 4.1.3 "Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых гаражей при освобождении территории города Москвы" N 63-ПП от 09.03.2011:
В течение пяти рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 4.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их распоряжением префекта. В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом распоряжения префекта дополняет ранее утвержденные адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем внесения соответствующих изменений в принятый правовой акт префекта.
В соответствии с п. 3, 4 Распоряжениия об утверждении Положения о взаимодействии Префектуры и Управ районов Юго-Восточного административного округа города Москвы при организации работы по освобождению территорий города Москвы от индивидуальных гаражей N 868 от 25.10 2019:
- главы управ районов несут персональную ответственность за полноту и достоверность сведений, направляемых в префектуру, для подготовки и выпуска распорядительного документа об утверждении адресного и пофамильного списка владельцев сносимых гаражей с целью выплаты денежной компенсации из бюджета города Москвы, - контроль за выполнение настоящего распоряжения возложить на заместителя префекта Крысанова А.А. и глав управ районов.
В соответствии п. 2.3.9. Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП в случаях, установленных нормативными правовыми актами города Москвы, префектура осуществляет мероприятия по освобождению территорий для благоустройства территории за счет средств бюджета города Москвы.
В соответствии с п. 6.1 Положения Префектура составляет в соответствии с документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в следующем порядке:
6.1.1. В месячный срок со дня получения обращения (пункт 5 настоящего Положения) обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по освобождению территории.
6.1.2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления (пункт 6.1.1 настоящего Положения) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с соответствующими правоподтверждающими документами.
6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса о сносе индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
После принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о сносе индивидуальных гаражей согласно представленным спискам Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.
Ввиду масштабного сноса гаражных объектов на территории Юго-Восточного округа в рамках строительства объектов городского заказа, внепрограммных мероприятий префектуры (благоустройство), Префектурой издано распоряжение от 25.10.2019 N 868 "Об утверждении Положения о взаимодействии префектуры и управ районов Юго-Восточного административного округа города Москвы при организации работы по освобождению территорий города Москвы от индивидуальных гаражей".
В соответствии с п. 4.5 Положения управой района в течение 30 дней с момента размещения уведомления (СМИ и т.д.) осуществляется прием заявлений и правоподтверждающих документов.
В соответствии с п. 4.7 Положения при выявлении владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы после истечения срока, установленного для приема заявлений, дополнительные материалы для внесения изменений в распоряжение префектуры направляются незамедлительно.
В соответствии с п. 6 Положения в случае выявления управой района владельцев гаражей после принятия префектурой правового акта, внесение изменений в ранее утвержденные правовым актом префектуры адресные списки владельцев гаражей осуществляется в порядке, установленном п. 4.7. Положения.
Как установлено судом, а также подтверждается материалами дела 24 июля 2007 года Филимонова Т.С. приобрела гараж N **** в ГСК "Автостоянка N 2" по адресу: 2-ой **** ****, вл.12, вступила в Региональное общественное объединение автолюбителей "****", внесла вступительный взнос, о чем свидетельствует заявление о вступлении в члены РООА "****", квитанция об оплате вступительного взноса в РООА "****", удостоверение члена РООА "****". Истец регулярно оплачивала членские и целевые взносы члена ГСК "Автостоянка N 2" до конца мая 2019 года включительно, что подтверждается членскими книжками ГСК "Автостоянка N 2".
В июне 2019 года в районе **** ЮВАО города Москвы при освобождении территории было снесено 96 индивидуальных гаражей по адресу: 2-ой **** ****, вл. 12 ГСК "Автостоянка N 2", в том числе гараж истца.
В 2019 году, в том числе земельный участок, расположенный по адресу: 2-ой **** ****, вл.12, был освобожден от объектов гаражного назначения в рамках благоустройства территории района **** города Москвы. В зону производства работ попало 970 гаражей в семи ГСК (ГСК "Елена", ГСК "Причал", ГСК "Родник", "Автостоянка N 2", ГСК "Нефтянник-2", ГСК "Факел").
Вопрос выплаты денежной компенсации за освобождение территории от индивидуальных гаражных объектов рассмотрен на заседании ГЗК от 18.07.2019 г. (пункт 78 протокола N 18, далее - ГЗК), при этом согласно первоначально утвержденного председателем ****ым С.А. и главой управы района списка владельцев гаражей Автостоянки N 2 на 93 владельца гаражный бокс N **** владельца Филимоновой Т.С. не числился.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение решения ГЗК префектурой издано распоряжение от 08.11.2019 г. N Р-902/9 "Об утверждении адресного и пофамильного списка владельцев индивидуальных гаражей, расположенных на земельных участках по адресам: ул. ****, вл. 1, 1-й **** ****, вл. 5, 1-й **** ****, вл. 6, 2-й **** ****, вл. 12, 3-й **** ****, вл. 13, 4-й **** ****, вл. 9, 4-й **** ****, вл. 16".
19.11.2019 г. в префектуру поступило обращение от управы района N ПС-10988/9 с просьбой о внесении изменений в первоначальный утвержденный список по Автостоянке N 2 в связи с уточнением данных по владельцам гаражей, в том числе об исключении Филимоновой Т.С. из списка, ввиду отсутствия у нее членской книжки и правоподтверждающих документов на гараж.
С учетом всех уточненных данных по владельцам гаражей Префектурой издано распоряжение от 04.12.2019 г. N Р-930/9 "О внесении изменений в распоряжение префектуры Юго-Восточного административного округа от 08.11.2019 г. N 902", которым Филимонова Т.С. исключена из ранее выпущенного распоряжения.
Выплата денежной компенсации производилась до окончания финансового периода - до 31.12.2019 г. Снос гаражей осуществлен в полном объеме 06.08.2019 г..
25 ноября 2019 года истец подала заявление на выплату денежной компенсации за снесенный гараж в ответ на которое 01 октября 2020 г. ей было сообщено, что в адресном и пофамильном списке владельцев снесенных индивидуальных гаражей бокс N **** не числится.
Допрошенный в качестве свидетеля **** С.А. показал, что стал председателем ГСК на момент возврата денег за гаражи уже после сноса самих гаражей. Он обзванивал всех владельцев гаражей и предупреждал о необходимости представить документы на выплату компенсации. Все, кто представил необходимые документы, получили компенсацию. Истец не была включена в список, потому что на протяжении полугода не представила необходимые документы.
Допрошенная в качестве свидетеля ***** Н.В. пояснила, что ее уведомили, что за гаражи выплачивается компенсация, она собрала документы, отнесла их в управу и получила деньги. Объявления на гаражах о сносе не видела. Информацию о необходимости предоставить документы получила от Филимоновой, которая сказала, что уже сдала документы.
У суда не имелось оснований сомневаться в правдивости показаний указанных не заинтересованных в исходе дела свидетелей, поскольку они являются последовательными, непротиворечивыми и подтверждаются иными доказательствами по делу.
Учитывая, что бремя исполнения обязательств по соблюдению установленного порядка формирования пофамильных списков и выплаты компенсации возложены законодателем непосредственно на Префектуры города Москвы, а не на владельцев изымаемой собственности, принимая во внимание, что доказательств соблюдения в отношении истца установленного порядка при формировании списков лиц, имеющих право на компенсации, равно как и уведомления о предстоящем сносе гаражей, стороной ответчиков в ходе рассмотрения дела не представлено, исходя из представленных стороной истца документов, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца об обязании включить ее в дополнительный адресный и пофамильный список владельцев гаражей ГСК "Автостоянка N 2" по адресу: 2-ой **** ****, вл. 12 для осуществления выплаты денежной компенсации за снесенный гараж в соответствии с п.2.2 Положения N 63-ПП города Москвы от 09.03.2011 г.
При этом суд также исходил из того, что "Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий города Москвы" предусмотрена процедура реализации прав владельцев гаражей в случае выявления таких владельцев после принятия правового акта о сносе индивидуальных гаражей. Каких-либо правопритязаний на выплату компенсации за гараж N **** иными участниками отношений в установленном порядке путем предъявления иска не заявлялось, в том числе и в ходе рассмотрения гражданского дела в суде первой инстанции не предъявлялось, Изложенные выводы суда первой инстанции следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных доказательств, оцененных в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с мотивами, по которым суд пришел к данным выводам, в то время как с доводами апелляционной жалобы согласиться не может.
Оспаривая постановленный по делу судебный акт, представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, явившееся следствием неверной оценки представленных доказательств.
Оснований согласиться с данными доводами судебная коллегия не усматривает, поскольку приходит к выводу о том, что приведенные в ней доводы не содержат указания на обстоятельства, которые не являлись предметом проверки суда первой инстанции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании тщательного анализа представленных доказательств правильно установилфактические обстоятельства по делу, в связи с чем, руководствуясь положениями норм действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, приведя логичные, последовательные и исчерпывающие мотивы принятого решения.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 27 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.