Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего судьи Ефимовой И.Е, судей фио, фио, при помощнике судьи Коршуновой А.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.Е. гражданское дело 2 - 5516/2021 по апелляционной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда адрес от 08 июня 2021 года, которым постановлено:
"Исковые требования - удовлетворить.
Обязать ОАО адрес оснастить КПП и адрес железнодорожного вокзала адрес средствами, обеспечивающими аудиозапись для документирования действий работников ПТБ в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу",
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Московско - Рязанского транспортного прокурора обратился в Мещанский районный суд адрес, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ с иском к ОАО адрес, в котором просит обязать ответчика оснастить КПП и адрес железнодорожного вокзала адрес средствами, обеспечивающими аудиозапись.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Московско - Рязанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности и транспортной безопасности на Казанском вокзале адрес, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение п. 49 разд. III Правил КПП ОТИ не оборудованы средствами, обеспечивающими аудиозапись для документирования действий работников ПТБ. В этой связи в Дирекцию 17.02.2021 года внесено представление об устранении нарушений закона N 07-03-2021, на который в прокуратуру поступил ответ от 12.03.2021 года N 1863/РДЖВ с приложением протокола разбора. Из содержания указанного протокола следует, что соответствующие мероприятия будут произведены ОАО "РЖД" до 2025 года. Стоит отметить, что прокуратурой в адрес МРДЖВ 10.11.2017 года в связи с выявлением однородного нарушения в ходе прокурорской проверки ранее внесено представление об устранении нарушений закона N 07-03-2017.
Из ответа Дирекции на представление от 08.12.2017 N 6520/РДЖВ MOCK следует, что субъект транспортной инфраструктуры проинформирован о данном нарушении закона, обосновывая ненадлежащее исполнение законодательства в указанной сфере необходимостью привлечения дополнительных финансовых средств. В свою очередь, Дирекция уведомляла вышестоящее структурное подразделение ОАО "РЖД" - Дирекцию железнодорожных вокзалов о необходимости оснащения КПП аудиозаписью для документирования действий работников ПТБ в 2018 и 2021 гг. соответственно. С учетом изложенного ОАО "РЖД", зная о необходимости реализации указанных мероприятий, не принимает мер по устранению указанного выше нарушения закона в течение 4 лет. Ненадлежащая организация досмотровых мероприятий на ОТИ создает риск перемещения в адрес оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их перемещение в данную зону, а также попадание в нее лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, что в свою очередь может привести к нарушению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса вследствие совершения акта незаконного вмешательства и повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, что является недопустимым.
Представитель истца фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО адрес - фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ответчик ОАО адрес по доводам, указанным в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности фио, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора фио, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 6 ст. 3 Закона N 35-ФЗ и пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" N 16-ФЗ (далее - Закон N 16-ФЗ) железнодорожные вокзалы адрес являются местами массового пребывания людей и объектами транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
В соответствии с п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 12, ст. 12.2 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности ОТИ, а также организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра (далее - досмотровые мероприятия), наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается также на субъекты транспортной инфраструктуры.
При этом положениями п. 7.1 ст. 1, ст. 12.2 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что подразделения транспортной безопасности (далее - ПТБ), осуществляющие, также защиту ОТИ от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, привлекаются к проведению досмотровых мероприятий, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
Обязанность и порядок проведения досмотровых мероприятий на ОТИ предусмотрены также "Правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила), которые обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (п. 1 ст. 8 Закона N 16-ФЗ, п. 4 Требований, п. 3 разд. I Правил).
Так, согласно п. 49 разд. III Правил, досмотровые мероприятия проводится на оборудованных КПП и на постах, оснащенных средствами досмотра и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными планами обеспечения транспортной безопасности, в том числе средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников ПТБ, осуществляющих мероприятия по обследованию объектов досмотра.
Судом первой инстанции по делу установлено, что Московско - Рязанской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности и транспортной безопасности на Казанском вокзале адрес, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение п. 49 разд. III Правил КПП ОТИ не оборудованы средствами, обеспечивающими аудиозапись для документирования действий работников ПТБ.
В этой связи в Дирекцию 17.02.2021 года внесено представление об устранении нарушений закона N 07-03-2021, на который в прокуратуру поступил ответ от 12.03.2021 года N 1863/РДЖВ Моек с приложением протокола разбора. Из содержания указанного протокола следует, что соответствующие мероприятия будут произведены ОАО "РЖД" до 2025 года. Стоит отметить, что прокуратурой в адрес МРДЖВ 10.11.2017 года в связи с выявлением однородного нарушения в ходе прокурорской проверки ранее внесено представление об устранении нарушений закона N 07-03-2017. Из ответа Дирекции на представление от 08.12.2017 N 6520/РДЖВ MOCK следует, что субъект транспортной инфраструктуры проинформирован о данном нарушении закона, обосновывая ненадлежащее исполнение законодательства в указанной сфере необходимостью привлечения дополнительных финансовых средств. В свою очередь Дирекция уведомляла вышестоящее структурное подразделение ОАО "РЖД" - Дирекцию железнодорожных вокзалов о необходимости оснащения КПП аудиозаписью для документирования действий работников ПТБ в 2018 и 2021 гг. соответственно.
Казанский вокзал адрес является ОТИ и находится в ведении Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД" (далее - МРДЖВ, Дирекция), в связи с чем обеспечение транспортной безопасности Казанского вокзала возлагается на ОАО "РЖД" и должностных лиц структурных подразделений данной организации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно исходил из того, что ответчик ОАО "РЖД" в нарушение требований действующего законодательства не исполнил возложенную на него обязанность по надлежащей организации досмотровых мероприятий на ОТИ, что в свою очередь, может привести к нарушению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса вследствие совершения акта незаконного вмешательства и повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, в связи с чем обоснованно пришел к выводу об обязании ОАО "РЖД" в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оснастить КПП и адрес железнодорожного вокзала адрес средствами, обеспечивающими аудиозапись.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Принимая во внимание впервые зафиксированные нарушения в области транспортной безопасности в 2017 году, отсутствие каких - либо действий со стороны ответчика, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства о транспортной безопасности, наличие угрозы нарушения устойчивого и безопасного функционирования объекта транспортной инфраструктуры, суд первой инстанции правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе о необходимости установления более длительного срока исполнения решения суда, с учетом распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2019 года N 466-р, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда адрес от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.